Урок литературного чтения в 4 классе "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели:

-создавать условия для ознакомления с содержанием  басни;

- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.

- способствовать  развитию речи, памяти, мышления.

-содействовать воспитанию трудолюбия

Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник литературное чтение 4 класс 1ч. Л.А. Ефросинина , М. И. Оморокова, рабочая тетрадь №1 к учебнику,  мультимедийные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_09_14_literaturnoe_chtenie_.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературного чтения,

проведенного в 4 «Г» классе

                                                            Учитель : Колтыкова Е.А.

                                                     

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели:

-создавать условия для ознакомления с содержанием  басни;

- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.

- способствовать  развитию речи, памяти, мышления.

-содействовать воспитанию трудолюбия

Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: учебник литературное чтение 4 класс 1ч. Л.А. Ефросинина , М. И. Оморокова, рабочая тетрадь №1 к учебнику,  мультимедийные средства.

Сценарий урока

  1. Мобилизующая часть
  1. Приветствие

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

       2. Работа с текстом басни до чтения

а)Прогнозирование

-Что такое  басня?

- Каких баснописцев вы знаете?

     б) Разгадайте загадку и ребус?

- Как вы думаете с каким произведением вы познакомитесь?

в) Беседа о героях

- Как вы думаете какая стрекоза? Муравей?

о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д

       3. Работа с текстом во время чтения

а) Просмотр мультфильма

-Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл.

б) Выявление  первичного восприятия.

- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу? (Муравей Стрекозу не пустил. )

- А теперь досмотрим мультфильм и узнаем впустил или нет?

- В чём смысл басни? (Нужно готовиться к зиме)

-  В мультфильме в начале, когда муравьи прибивали надпись «Делу время - потехе час». Что это за надпись?

- Как вы её понимаете?

- В конце мультфильма вы тоже видели надпись « Сделал дело- гуляй смело»

Что это за надпись?

- Как вы её понимаете?

     в) Чтение   басни  (самостоятельно)

      г) Беседа по прочитанному.

 - Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
- Как вы понимаете выражение "Зима катит в глаза”? Как она катит? (Надвигается неожиданно. )
- Что значит "помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина. )
- Как понимаете выражение "Злой тоской удручена”? ( Стрекозе грустно. )

- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор. )
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжелое время. )
- Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам. )
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?  (Потому что Муравей труженик. )
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?
- Что автор высмеивает в людях?

В басне осуждаются  беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.
д) Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Прочитайте, где жила Стрекоза?
- Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете?

      е)  Разбор понятий

-Что такое мораль?

- Что такое ирония? Аллегория?

Найдите в тексте басни.

Физкультминутка.

4. Творческие задания. Работа в группах.

Расположите  сюжетные картинки по порядку.

5 Чтение по ролям.

-Какой муравей? Как нужно читать за муравья (стрекозу)? Какая стрекоза?

6.Закрепление

Выполнение заданий в тетради

7. Итог урока

- Чему учит  басня И.А. Крылова ?

Рефлексия

Продолжите фразу:

 Сегодня на уроке…

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..