Анализ басни "Мартышка и очки"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Анализ текста басни И. А. Крылова "Марышка и очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basnya._.docx13.21 КБ

Предварительный просмотр:

Басня Ивана Андреевича Крылова “Мартышка и очки”

1) Подготовка к  восприятию басни.

- Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

- Но сначала давайте вспомним что такое басня?

Басня - это небольшое произведение, написанное в нравоучительной манере стихами или прозой. Действующими лицами басен являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. В баснях высмеиваются разные пороки (недостатки) людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие.

- И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

- Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?

- Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)

- Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.

- А что вы знаете про очки? Для чего они?

  1. 1) Первичное восприятие текста.

- Послушайте басню, которую я вам прочитаю.

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

2) Проверка первичного восприятия.

-Ребята, понравилось ли Вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало ваш смех? Радость?

- Когда героя Вам было жалко?

- Наши предположения оправдались?

3) Вторичное чтение учениками.

- Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню вслух.

  1. Художественный анализ басни 

1) Словарная работа:

- Какие слова вас затруднили?

- Значение каких слов вы не понимаете?

2) Разбор частей: (выборочное чтение)

- Из скольких частей состоит произведение?

- Почему?

  • Первая часть - совсем короткая, можно назвать ее введением или даже зачином по подобию сказочного зачина. Заключает она в себе следующие строчки:

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

- Кто действует в произведении?

- С чего все началось? (Какая проблема у Мартышки?)

Из зачина мы узнаем, что у обезьянки с возрастом появились проблемы со зрением, и она вспомнила о том, с помощью чего избавляются от этой напасти люди.

  • Дальше следует основная часть, она самая содержательная.

Мартышка что только не делает с очками, а как ими пользоваться правильно, совершенно не представляет. Она пытается скрыть свое невежество тем, что люди, дескать, все наврали, и те, кто слушает их - попросту дураки.

- Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили?

- Мартышка вам понравилась или нет?

- Какие поступки совершала Мартышка? Почему она так поступала? Что из этого вышло? Оцените поступки Мартышки.

  • В конце мы видим заключительную, поучительную часть. Она содержит в себе мораль автора: 

- Ребята, вы помните, что такое мораль? Мораль – это поучительный вывод басни.

- Найдите в тексте мораль басни, прочитайте.

- Как вы понимаете смысл этой морали?

Здесь мартышка сравнивается с людьми, которые из-за собственного невежества не умеют ценить вещи и правильно использовать их, но обвиняют в этом не себя, а эти вещи.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

3) - Итак, что вам больше всего запомнилось в произведении?

- Почему?

- Какой совет дает автор, сочинив эту басню?

- Какое настроение вам передалось?

- С чем связано название произведения: с темой или идеей?

Сюжет басни таков: мартышка стала слаба зрением и решила надеть очки. Она не могла понять, как их надеть, вертела, крутила, в итоге разозлилась и разбила их.

Мораль басни такова: прежде чем что-то делать, нужно поучиться и узнать, как это сделать. Не нужно браться за дела, которых не понимаешь, а чтобы их понять, нужно узнать, как они делаются. А если не получилось, не нужно говорить, что дело бесполезное ‒ возможно, ты сам виной своих неудач.

В образе Мартышки Крылов изобразил невежественных, глупых чиновников, которые берутся за общественно значимые дела, но не могут их решить. В итоге их решения глупы, они не приносят пользы, и чиновники злятся на народ за то, что у них ничего не вышло. В образе Мартышки воплощены и обычные люди, которые берутся за то, для чего у них не хватает ума, и выходит плохой результат.

Автор высмеивает таких людей, сравнивая их с глупой мартышкой, приматом.

  1. Вторичный синтез

Творческое задание :

  • соотнести идею произведения с баснями;

(глупость – не порок, а несчастье; от умного научишься, а от глупого разучишься; лоб, что лопата, да ума небогато; век живи – век учись; без наук, как без рук; видит око, да зуб неймёт; слышал звон, да не знает, откуда он).

  • нарисовать иллюстрацию к басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки....

Фильм. Басни И.А. Крылова "Мартышка и очки"

При изучении творчества И.А. Крылова уместно будет показать фильм, басню "Мартышка и очки". Текст читает народный артист В.Гафт http://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540984/...

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Диафильм И. А. Крылов "Мартышка и очки"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

Как носить очки

Стендовая информация для родителей от учителя-дефектолога (тифлопедагога)...