Технологическая карта урока литературы в 3 классе ""
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Коньякова Дарья Александровна

Тема

Педагогические

задачи:

М.М. Зощенко «Великие путешественники» уч,с. 154-164

Создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулирования желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению

Цели

 

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с произведением Михаила Зощенко

Развитие умения учащихся работать с учебником, текстом и таблицами для ответов на вопросы

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

- развитие этических чувств — вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

- Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- Познавательные УУД:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Планируемый результат

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения (эпического и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Основные понятия

Путешествие, кругосветное путешествие, рукомойник, маятник, привал.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания, речевая разминка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

 

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

 

 

 

Использует методику «Настроение».

 

 

 

 

 

- Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

-Проводит индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал)

 

 

-Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Назад повернемся,

Гостям улыбнемся.

Обратно вернемся,

Друг другу улыбнемся.

И с положительным

Уроком чтения займемся.

Проверим готовность к уроку.

 

Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем

Давайте теперь с вами сделаем артикуляционную гимнастику для нашей дальнейшей работы

-«Бегемот, лягушка, слоник, футбол, качели, часики, чистим зубки»

- Молодцы, а теперь приступим к выполнению заданий.

Прочитайте стихотворение «Песенка друзей» Сергея Михалкова с удивлением, сердито, весело, грустно.

Мы едем, едем, едем 

В далекие края, 

Хорошие соседи, 

Счастливые друзья. 

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том как мы живем.

Красота! Красота! 

Мы везем с собой кота, 

Чижика, собаку, 

Петьку-забияку, 

Обезьяну, попугая – 

Вот компания какая! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение артикуляцион-ной гимнастики перед началом выполнения заданий (для губ, статические, динамические)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи (Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

 

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

 

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

Цели:

- обсудить тему урока

-ответить на вопросы учителя,

-сформулировать цель урока

- определить тематическую и эмоциональную направленность текста

-выделить главных героев

- определяют задачи чтения
- составляют план чтения

- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

 

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

 

 

Организует формулирование темы урока учащимися

 

 

 

 

 

 

Организует постановку цели урока учащимися

 

- Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

Как вы думаете, о чем это произведение?

Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

 

 

учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

 

 

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее
и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Цели:

1. составление кластера:

-организовать деятельность учащихся при работе со словарем

-провести работу по составлению определения слова «путешествие».

-организовать работу над заданием

-организовать работу учащихся, контролировать ход рассуждений учащихся

 

 

 

 

 

2. Работа над содержанием текста.

- Работа с толковым словарем.

-работа с текстом с последующим высказыванием собственной точки зрения

- уметь взаимодействовать с учителем,

- уметь участвовать в коллективной беседе с высказыванием своего мнения

-уметь делать выводы при помощи текста

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

Читают произведение «по цепочке». Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

 

Веселый, смешной

 

Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения

М. Зощенко хотел рассказать о юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники».

Организует деятельность учащихся при работе со словарем

 

Проводит работу по составлению определения слова «путешествие».

Организует работу над заданием.

 

 

 

 

 

 

Организует работу учащихся, контролирует ход рассуждений учащихся

 

 

Проводит словарную работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

 

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

 

 

 

 

Знаете ли вы, что такое путешествие?

Подберите ассоциации к слову «путешествие» (см. ресурсный материал).

У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается
в словаре Даля.

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

Перед вами ставится вопрос «Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?»

Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие

с главными героями данного рассказа

 

Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара (о путешествии).

Рукомойник – сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.

Маятник – качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке.

Привал – остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха.

 

 

Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

 

 

 

 

 

Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Чему учит это произведение?

От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравился ли вам рассказ? А какой он по настроению?

 

 

Что рассмешило вас в рассказе?

 

 

 

 

 

Что побудило М. Зощенко написать этот рассказ?

 

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

 

 

Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные определения по словарю

 

 

 

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществлять анализ произведения. Осознанно

и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовать усилия по решению учебной задачи. Договариваться. Приходить к общему мнению. Осуществлять контроль

по результату.

IV. Контролирующее задание (10 мин)

Цель: Повторное чтение и анализ произведения

- читать произведение «по цепочке»

-взаимодействовать с учителем во время опроса, (осуществляемого во фронтальном режиме)

-уметь принимать участие в коллективной беседе и дискуссии, -уметь корректировать, изменять свою точку зрения

-делать выводы и свои ответы подтверждающими выдержками из текста

Дети дают ответы на вопросы

 

-Главные герои – Степка, Минька и Леля.

 

-Очень смешной рассказ, и поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.

-Минька узнал, что Земля круглая и ее можно обойти, вернувшись в то же место.

-Мне нравится Степка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Степка его обожает, он ничего не может сказать.

-Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, то есть отдался ему целиком, он идет до конца.

 

 

-«Степка торжественно лег ногами вперед», «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».

-Он смеется, насмехается над ним.

 

 

 

 

 

 

-см. ресурсный материал.

 

-Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.

-см. ресурсный материал.

 

-Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.

-Минька.

 

-Минька без права голоса.

- Ему затеянная игра нравится и во сне, и наяву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Компас.

 

 

-Ужалила оса.

 

 

-Аптечка.

 

Ответы детей по тексту

 

Заполняют таблицы по ходу беседы, сравнивая с образцом учителя

Контролирует качество выполнения задания

 

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает 2–3 ученикам передать этот рассказ.

 

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто здесь главные герои?

 

 

Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?

 

 

 

Что стало причиной путешествия детей?

 

 

 

Кто из них вам больше нравится?

 

 

 

 

 

 

 

 

Что мы можем сказать о Степке?

 

 

 

 

 

Что говорит сам автор про него? Прочитайте.

 

 

 

 

Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?

 

Автор насмехается над Минькой, но это не злой смех, а добродушный, что можно также проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как его юмор

всегда современен.

Дайте характеристику Миньке

 

Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

 

 

 

 

 

 

 

Дайте характеристику Леле

 

Что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?

 

 

 

 

 

 

А теперь скажите, кто из них самый маленький?

 

Почему вы так думаете?

Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?

В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

 

 

Что узнал Минька от Степки? А как вы думаете, откуда сам Степка узнал о путешествии? С кем он хотел пойти в кругосветное путешествие? Почему он не хотел брать с собой Миньку? А почему все-таки взял его?

Прочитайте, о чем Степка сказал на собрании путешественников. Правду ли сказала Леля, что 3 рубля им хватит? Что вам показалось странным? Что вас насторожило? Что они взяли лишнее, а что полезное?

При каких обстоятельствах дети покинули деревню? Почему они устали?

Расскажите, как они несли мешок? Как нес Минька мешок? Что с ним случилось? Как отреагировали Степка с Минькой?

Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?

Что самое главное забыли взять дети?

Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Прав ли он?

Что случилось с Минькой?

 

Прав ли Степка, прикладывая сырую землю? Что бы им в этом помогло?

Почему выкинули все предметы? Что заставило Лельку вспомнить о

доме? Как начали готовиться к ночлегу? Почему не смогли разжечь костер? А почему Лелька «торжественно лег ногами вперед»? Как бы вы осудили поступки Степки? Можно ли в лесу определить «вперед», «назад»? Почему не все спали крепким сном?

Все были довольны путешествием? Какой выход из ситуации нашла Лелька? Как он ее характеризует? Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Что сказал Степка, когда они въехали
в деревню? Как он объяснил? За одну ночь можно совершить путешествие?

Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? Как вы понимаете фразу «Все хорошо, что хорошо кончается»?

Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?

Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?

 

Выразительное чтение. Понимание на слух ответов обучающихся.

Выслушивание собеседника. Выстраивание понятных для собеседника высказываний. Аргументирование своей точки зрения.

Осуществление анализа произведения с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулирование своего мнения
и позиции.
Выстраивание монологического высказывания. Адекватное

использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Делать выводы, извлечение информации
из различных источников. Аргументирование своей позиции.

Планирование своего действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

 

 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

-Я думаю, что юмор рассказа – в названии, дети все представляли по-своему, они думали, что делают великое дело.

-Автор хотел сказать, что нельзя подвергать опасности своих друзей, как это сделал Степка. Ведь он сам не знал, что нужно для самого путешествия, и при этом повел своих друзей неизвестно куда и не предостерег их от опасности. Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь определенные знания и подготовку. А если идут дети, то у них должен быть обязательно сопровождающий взрослый.

Да

Разнообразные ответы детей

Урок интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять…навел меня на мысль

Объясняет домашнее задание.

 

 

 

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

 

 

 

Ответы на вопросы при помощи учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит упражнение «Образная рефлексия».

Составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

Подобрать пословицы, отражающие основную мысль произведения

 

 

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

 

 

 

 

 

 

 

В чем юмор рассказа?

 

 

 

 

Какова основная мысль рассказа? Что автор хотел сказать своим произведением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

 

Заканчивается урок. С какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия?

 

 

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

 

 

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Ресурсный материал к уроку

КЛАСТЕР

image

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка 1

Восстановите правильный порядок событий.

План

Помилование и папины условия.

Папин совет, или Золотые слова.

Ужин со взрослыми.

Плохое воспитание, или История о пожарном.

Наказание.

Заключение, или Золотые слова жизни.

Главное преступление, или Случай с маслом в чае

 

Карточка 2

Выберите правильное слово. Объясните свой выбор.

«…Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло).

Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводить) руку от стакана. Но тут мое масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало прямо в чай… »

«…Она стала смеяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

Но она еще больше (посмеялась, засмеялась), когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

Он мешал долго, так что все масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон»

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНЬКИ

Действия Миньки

Речь Миньки

«робко сидел»

«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

«ахнул от удивления»

«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

«вслед за мешком нырнул я»

«как я барахтаюсь в канаве»

«упавшая шишка не напугала меня…»

«и я тоже засмеялся…»

«…А которые не захотят идти в плен?» 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕЛИ

Действия Лели

Речь Лели

«шла Леля со скакалкой»

«недолго несла мешок, потому что выбилась из сил»

«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

«Леля теребила меня за плечи»

«Леля фыркнула» 

«…из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит»

«…давай повернем его ноги в обратную сторону»

«…если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_3klass_literat._chtenie.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Технологическая карта урока литературы в 3 классе  

Тема

Педагогические

задачи:

М.М.  Зощенко «Великие путешественники» уч,с. 154-164

Создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на части, озаглавливанию их, подробному пересказу, с опорой на план; стимулирования желания учащихся проявлять инициативу; способствовать обогащению жизненного опыта, развитию интереса к вопросам общения и взаимодействия людей друг с другом, привитию любви к вдумчивому чтению

Цели

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с произведением Михаила Зощенко

Развитие умения учащихся работать с учебником, текстом и таблицами для ответов на вопросы

Формировать УУД:

 - Личностные УУД:

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

- развитие этических чувств — вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- Регулятивные УУД: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

- Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

- Познавательные УУД:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Планируемый результат

Предметные:

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения (эпического и лирического), осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; фиксируют причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Основные понятия

Путешествие, кругосветное путешествие, рукомойник, маятник, привал.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: актуализация опорных знаний (проверка домашнего задания, речевая разминка)

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Дети выполняют упражнения

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Использует методику «Настроение».

- Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе

-Проводит индивидуальную работу по карточкам (см. ресурсный материал)

-Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прозвенел звонок,        

Начался урок.        

Назад повернемся,        

Гостям улыбнемся.        

Обратно вернемся,

Друг другу улыбнемся.

И с положительным

Уроком чтения займемся.

– Проверим готовность к уроку.

– Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем

Давайте теперь с вами сделаем артикуляционную гимнастику для нашей дальнейшей работы

-«Бегемот, лягушка, слоник, футбол, качели, часики, чистим зубки»

- Молодцы, а теперь приступим к выполнению заданий.

– Прочитайте стихотворение «Песенка друзей» Сергея Михалкова с удивлением, сердито, весело, грустно.

Мы едем, едем, едем         

В далекие края,         

Хорошие соседи,         

Счастливые друзья. 

Нам весело живется,

Мы песенку поем,

И в песенке поется

О том как мы живем.

Красота! Красота! 

Мы везем с собой кота, 

Чижика, собаку, 

Петьку-забияку, 

Обезьяну, попугая – 

Вот компания какая!         

Выполнение артикуляцион-ной гимнастики  перед началом выполнения заданий (для губ, статические, динамические)

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи (Коммуникативные УУД).

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии

с целевой установкой.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся   (3 мин)

Цели:  

- обсудить тему урока

-ответить на вопросы учителя,

-сформулировать цель урока

- определить тематическую и эмоциональную направленность текста

-выделить главных героев

- определяют задачи чтения
- составляют план чтения

- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели урока учащимися

- Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения

 Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее
и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)  (25 мин)

Цели:

1. составление кластера:

-организовать деятельность учащихся при работе  со словарем

-провести работу по составлению определения слова «путешествие».

-организовать работу над заданием

-организовать работу учащихся, контролировать ход рассуждений учащихся

2. Работа над содержанием текста.

- Работа с толковым словарем.

-работа с текстом с последующим высказыванием собственной точки зрения

- уметь взаимодействовать с учителем,

- уметь участвовать в коллективной беседе с высказыванием своего мнения

-уметь делать выводы при помощи текста

Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковым словарем

Работают с толковым словарем

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя.

Аргументируют свою точку зрения

Читают произведение «по цепочке». Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Веселый, смешной

Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения

М. Зощенко хотел рассказать о юмористическом случае из своего детства через образы главных героев рассказа «Великие путешественники».

Организует деятельность учащихся при работе  со словарем

Проводит работу по составлению определения слова «путешествие».

Организует работу над заданием.

Организует работу учащихся, контролирует ход рассуждений учащихся

Проводит словарную работу

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Знаете ли вы, что такое путешествие?

– Подберите ассоциации к слову «путешествие» (см. ресурсный материал).

– У нас получилось свое определение. Давайте узнаем, какое определение дается
в словаре Даля.

Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.

– Перед вами ставится вопрос «Можно ли наших героев назвать великими путешественниками?»

– Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы с вами отправимся в путешествие

с главными героями данного рассказа

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Кругосветное путешествие – совершаемый вокруг света, вокруг земного шара (о путешествии).

Рукомойник – сосуд различной формы, служащий для подачи воды при умывании; умывальник.

Маятник – качающийся стержень, прикрепленный верхним концом к неподвижной точке.

Привал – остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения; место, где останавливаются для такого отдыха.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.

– Понравился ли вам рассказ? А какой он по настроению?

– Что рассмешило вас в рассказе?

– Что побудило М. Зощенко написать этот рассказ?

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные определения по словарю

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Осуществлять анализ произведения. Осознанно

и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

Согласовать усилия по решению учебной задачи. Договариваться. Приходить к общему мнению. Осуществлять контроль

по результату.

IV. Контролирующее задание (10 мин)

Цель: Повторное чтение и анализ произведения

- читать произведение «по цепочке»

-взаимодействовать с учителем во время опроса, (осуществляемого во фронтальном режиме)

-уметь принимать участие в коллективной беседе и дискуссии, -уметь корректировать, изменять свою точку зрения

-делать выводы и свои ответы подтверждающими выдержками из текста

Дети дают ответы на вопросы

-Главные герои – Степка, Минька и Леля.

-Очень смешной рассказ, и поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать.

-Минька узнал, что Земля круглая и ее можно обойти, вернувшись в то же место.

-Мне нравится Степка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Степка его обожает, он ничего не может сказать.

-Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, то есть отдался ему целиком, он идет до конца.

-«Степка торжественно лег ногами вперед», «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».

-Он смеется, насмехается над ним.

-см. ресурсный материал.

-Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.

-см. ресурсный материал.

-Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.

-Минька.

-Минька без права голоса.

- Ему затеянная игра нравится и во сне, и наяву.

-Компас.

-Ужалила оса.

-Аптечка.

Ответы детей по тексту

Заполняют таблицы по ходу беседы, сравнивая с образцом учителя

Контролирует качество выполнения задания

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

Предлагает 2–3 ученикам передать этот рассказ.

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Кто здесь главные герои?

– Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники?

– Что стало причиной путешествия детей?

– Кто из них вам больше нравится?

– Что мы можем сказать о Степке?

– Что говорит сам автор про него? Прочитайте.

– Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»?

– Автор насмехается над Минькой, но это не злой смех, а добродушный, что можно также проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как его юмор

всегда современен.

– Дайте характеристику Миньке

– Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

– Дайте характеристику Леле

– Что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?

– А теперь скажите, кто из них самый маленький?

– Почему вы так думаете?

– Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?

– В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

– Что узнал Минька от Степки? А как вы думаете, откуда сам Степка узнал о путешествии? С кем он хотел пойти в кругосветное путешествие? Почему он не хотел брать с собой Миньку? А почему все-таки взял его?

– Прочитайте, о чем Степка сказал на собрании путешественников. Правду ли сказала Леля, что 3 рубля им хватит? Что вам показалось странным? Что вас насторожило? Что они взяли лишнее, а что полезное?

– При каких обстоятельствах дети покинули деревню? Почему они устали?

– Расскажите, как они несли мешок? Как нес Минька мешок? Что с ним случилось? Как отреагировали Степка с Минькой?

– Удачно ли они начали путешествие? Каковы ваши предположения?

– Что самое главное забыли взять дети?

Чем пользовался Степка, определяя направление путешествия? Прав ли он?

– Что случилось с Минькой?

– Прав ли Степка, прикладывая сырую землю? Что бы им в этом помогло?

– Почему выкинули все предметы? Что заставило Лельку вспомнить о

доме? Как начали готовиться к ночлегу? Почему не смогли разжечь костер? А почему Лелька «торжественно лег ногами вперед»? Как бы вы осудили поступки Степки? Можно ли в лесу определить «вперед», «назад»? Почему не все спали крепким сном?

– Все были довольны путешествием? Какой выход из ситуации нашла Лелька? Как он ее характеризует? Заметил ли Степка, что он лежит не в том направлении? Почему Лелька и Минька не раскрывали тайну? Что сказал Степка, когда они въехали
в деревню? Как он объяснил? За одну ночь можно совершить путешествие?

– Как родители отнеслись к походу Лельки и Миньки? Как вы понимаете фразу «Все хорошо, что хорошо кончается»?

– Почему Лельку и Миньку не наказали, как Степку?

– Какой сделаем вывод: дети имеют представление о путешествии?

 Выразительное чтение. Понимание на слух ответов обучающихся.

Выслушивание собеседника. Выстраивание понятных для собеседника высказываний. Аргументирование своей точки зрения.

Осуществление анализа произведения с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулирование своего мнения
и позиции. Выстраивание монологического высказывания. Адекватное

использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Делать выводы, извлечение информации
из различных источников. Аргументирование своей позиции.

Планирование своего действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

-Я думаю, что юмор рассказа – в названии, дети все представляли по-своему, они думали, что делают великое дело.

-Автор хотел сказать, что нельзя подвергать опасности своих друзей, как это сделал Степка. Ведь он сам не знал, что нужно для самого путешествия, и при этом повел своих друзей неизвестно куда и не предостерег их от опасности. Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо иметь определенные знания и подготовку. А если идут дети, то у них должен быть обязательно сопровождающий взрослый.

Да

Разнообразные ответы детей

Урок интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять…навел меня на мысль

Объясняет домашнее задание.

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

Ответы на вопросы при помощи учителя

Проводит упражнение «Образная рефлексия».

•  Составить устный рассказ о том, как каждый герой проявил себя в путешествии.

•  Подобрать пословицы, отражающие основную мысль произведения

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– В чем юмор рассказа?

– Какова основная мысль рассказа? Что автор хотел сказать своим произведением?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Сравните свое настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

– Заканчивается урок. С какими мыслями и чувствами вы уходите с занятия?

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

КЛАСТЕР

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка 1

Восстановите правильный порядок событий.

План

Помилование и папины условия.

Папин совет, или Золотые слова.

Ужин со взрослыми.

Плохое воспитание, или История о пожарном.

Наказание.

Заключение, или Золотые слова жизни.

Главное преступление, или Случай с маслом в чае

Карточка 2

Выберите правильное слово. Объясните свой выбор.

«…Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло).

Я  хотел  его  (смазать,  намазать)  на  булку и уже стал (уводить, отводить) руку от стакана.  Но  тут  мое масло (неожиданно, нежданно) соскользнуло с ножа и упало прямо в чай… »

«…Она стала смеяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.

Но она еще больше (посмеялась, засмеялась), когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.

Он мешал долго, так что все масло (растаяло, подтаяло) без остатка. И чай стал похож на куриный бульон»


ХАРАКТЕРИСТИКА МИНЬКИ

Действия Миньки

Речь Миньки

•  «робко сидел»

•  «с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

•  «ахнул от удивления»

•  «я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

•  «вслед за мешком нырнул я»

•  «как я барахтаюсь в канаве»

•  «упавшая шишка не напугала меня…»

•  «и я тоже засмеялся…»

«…А которые не захотят идти в плен?» 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕЛИ

Действия Лели

Речь Лели

•  «шла Леля со скакалкой»

•  «недолго несла мешок, потому что выбилась из сил»

•  «ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

•  «Леля теребила меня за плечи»

•  «Леля фыркнула» 

•  «…из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит»

•  «…давай повернем его ноги в обратную сторону»

•  «…если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы

К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""

Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....

Технологическая карта урока литературы 3 класс "В. Железников "Рыцарь""

Анализ нравственных поступков героя прозаического произведения, используя приёмы из технологии критического мышления....

Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» ...

Технологическая карта урока литературы в 4 классе. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне"

В данном документе представлена технологическая карта урока литературы в 4 классе по теме А.С.Пушкин "Няне"....

Технологическая карта урока литературы по теме: Шарль Перро "Красная шапочка", УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа отрывка из пьесы по мотиву произведения Шарль П...