Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ривкина Татьяна Владимировна

Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_n.a._nekrasov_ne_veter_bushuet_nad_borom.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель Ривкина Татьяна Владимировна

Предмет  Литературное чтение

Класс       3 класс

Тема урока  Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Тип урока  открытие нового знания

Цель урока:  создать условия для формирования системы читательских и речевых умений учащихся в процессе чтения и анализа стихотворений русских поэтов.

Задачи урока:

  • отрабатывать навыки выразительного чтения,
  • знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова,  
  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений русских поэтов о первом снеге;
  • развивать речь, мышление, воображение, фантазию память;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь к красоте русской природы, к поэзии;
  •  развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • показать изображение зимы в литературных произведениях,
  •  учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова;

Формируемые УУД**

Вид УУД

Конкретное умение

Метод/средство диагностики

личностные

стремиться к речевому самосовершенствованию

коммуникативные

точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

регулятивные

планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников

познавательные

Понимать главную идею произведения, способы изображения персонажей.

Ресурсы: Иллюстративный материал, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя / метод, средство, прием

Деятельность ученика / форма работы, используемые средства

Время*

Организационный

Проверка готовности к уроку.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

1 мин

Мотивационно-целевой

(включение учащихся в активную деятельность)

Прочитайте на доске меня внимательно и ответьте на вопрос,

Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

– Какой бывает мороз? (Трескучий, слабый, сильный.)

Как догадались? (дунул, на окнах узоры)

Что вы только что прочитали? (стихотворение-загадку)

Посмотрите на иллюстрации (зимние пейзажи и портрет Некрасова). Скажите какая у нас тема стихотворения. (Стихотворения о зиме Н.А. Некрасова)

- Сегодня мы совершим путешествие в мир красок зимы, звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в её картины и описывать её.

– Вам нравится морозная погода? Почему? – Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

Отгадывают загадку, рассматривают иллюстрации – выходят на тему урока.

5 мин.

Проектировочный

(создание проекта работы   на уроке)

Перед тем как начнём работу, подумаем, что мы будем делать на уроке? (прочитаем   стихотворение, найдём   в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения, дадим   характеристику героя,  будем учиться читать выразительно произведение, учить наизусть).

Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».

-  Попробуем предположить, каким, по-вашему,  будет Мороз в стихотворении? (строгий, суровый, серьёзный).

А теперь внимательно прослушайте стихотворение и проверим такой ли Мороз в нём, как мы предположили.

- Каким вы представляете себе мороза? Почему автор называет Мороза – воеводой? Что значит воевода? (тот, кто ведёт войска) Удачно ли это сравнение?

– А есть ли ещё непонятные слова? Соедините слова с их значением в паре.

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство.

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.

(вывешиваю ещё иллюстрации)

Дети ставят перед собой цели и задачи. Прослушивание текста, работа со словарём.

8 мин

Операционно-деятельностный

(самостоятельная работа в парах, группах, индивидуально)

– Откройте учебник на с. 169. Мы продолжаем работу с текстом произведения.

2)-Перечитайте стихотворение вполголоса и подумайте, на какие две части его можно разделить?

Первая часть – “Шествие Мороза”, вторая часть – “Песня Мороза”

Как прочитаем первую часть (спокойно, бодро).

- Почему автор назвал Мороза воеводой?

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

- Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

- Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете? (Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки). - А что ещё умеет мороз?

- Можно ли его сравнить с богатырём? Какое орудие, похожее на богатырское, носит с собой Мороз?

- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Выберите из списка слов.

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Физминутка.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Шаг на месте, не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам.

- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)

- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
-
Задумаю – реки большие
Надолго
упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…

- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

В парах попробуем сравнить мороза с людьми.

Мороз украшает природу как художник.

Строит мосты и дворцы как как архитектор и строитель.

Силён и храбр, охраняет свои владения, как богатырь, герой, хозяин.


Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

- Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в   начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

- С чем это связано?  (Мы строили свои предположения,   не прочитав произведения).

На какого Мороза из иллюстраций – он по-  вашему похож и почему?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».

самостоятельное выразительное прочтение, ответы на вопросы, создание портрета героя через сравнение и подбор эпитетов.

9 мин

1 мин

9 мин

Контрольно-оценочный

(самопроверка,взаимопроверка, проверка учителем)

Составим вместе синквейн. Опишем Мороза.

Пример:

Мороз

Суровый, хозяйственный, хвастливый.

Следит, поёт, морозит.

Он хороший хозяин.

Богатырь

Ученики находят общее, подбирают какое стихотворение подходит к картине Каждая группа составляет синквейн.

Синквейн строится по следующим правилам:

  1. Придумать одно существительное  ( про героя)
  2. Описание героя в 2 словах
  3. Даётся описание действия в 3 словах
  4. Показывающая отношение к теме в 4 слов
  5. Повторение сути темы одним словом

8 мин.

Рефлексивный

- Закончите предложения:

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

Кто хорошо работал на уроке и почему?

Учащиеся заканчивают предложения и оценивают работу себя и своих одноклассников.

3 мин.

Организационный:

Домашнее задание (на доске).

- Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём, выучить наизусть.

Спасибо. До свидания.

Выбор дифференцированного д/з по своим силам.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы

К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

Технологическая карта урока литературы

тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...

Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...

Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...

Технологическая карта урока литературы 3 класс "В. Железников "Рыцарь""

Анализ нравственных поступков героя прозаического произведения, используя приёмы из технологии критического мышления....

Технологическая карта урока литературы в 3 классе ""

ТемаПедагогические задачи: М.М. Зощенко «Великие путешественники» уч,с. 154-164Создать условия для развития умения выполнять анализ эпического произведения; обучения делению текста на част...