Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные
| Личностные |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствую обучающихся. Предлагаю прочесть девиз урока и проанализировать его. | Приветствие учителя. Анализируют девиз урока и отвечают на вопросы учителя
| - | Словесные методы | Фронтальная. | Презентация | Самоконтроль | - | Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся выражать свои мысли. | Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Предлагаю поработать над чтением скороговорки. | Выполняют задания учителя
| Совершенствовать фонетическую сторону речи. | Словесные методы | Фронтальная | Презентация | Самоконтроль | Обучающиеся улучшат фонетическую сторону речи | Регулятивные УУД: обучающиеся научатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: обучающиеся научатся ориентироваться в учебнике и в своей системе знаний. | Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям. |
III. Выявление места и причины затруднения. | Предлагаю обучающимся рассмотреть портрет и определить, кто изображен. | Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы. | Познакомить детей с биографией А.С. Пушкина. | Словесные методы Наглядныеметоды | Фронтальная | Презентация | - | Обучающиеся узнают о А.С Пушкине. | Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. | Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. | Задаю вопросы с целью постановки темы и задач урока. | С помощью беседы формулируют тему и задачи урока. | Познакомить с биографией А.С. Пушкина и отрывками из романа «Евгений Онегин» | Словесные методы Наглядные методы | Фронтальная | Учебник. Презентация | Словесное оценивание, самоконтроль | Обучающиеся узнают о поэте А.С. Пушкине и познакомятся с отрывками из романа «Евгений Онегин» | Регулятивные УУД: обучающиеся научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке. | Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника. |
V. Реализация построенного проекта. | Предлагаю посмотреть видео с биографией А.С. Пушкина. Задаю вопросы после просмотра видео. Читаю отрывки из романа. Предлагаю поработать с отрывками из произведения: определить виды рифм, найти просторечные слова и дать им определение. Провожу физкультминутку | Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя и выполняют его задания
Выполняют физкультминутку
| Систематизировать знания обучающихся о А.С. Пушкине
Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »
| Словесные методы Видеометод
Словесные методы Наглядные методы
| Фронтальная
фронтальная | Презентация
Учебник Карточка с понятиями
. | -
- | Обучающиеся продолжают формировать знания о А.С. Пушкине
Обучающиеся познакомятся с отрывками из произведения А.С. Пушкина – «Евгений Онегин» | Регулятивные УУД: - умеют устанавливать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД: - работать в парах, умение договариваться; - выражать свои мысли. | Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Предлагаю в группах выполнить анализ второго отрывка «Зима! ... Крестьянин, торжествуя… | Выполняют анализ отрывка в группах
| Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »
| Словесные методы Практические методы | Групповая | Раздаточный материал (карточка для выполнения работы в группе) | Взаимоконтроль | Обучающиеся продолжают формировать знания по теме. | Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли. | Обучающиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Провожу самостоятельную работу на карточках | Выполняют самостоятельную работу | Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »
| Словесные методы Практические методы | Самостоятельная | Раздаточный материал (карточка для самостоятельной работы) | Самоконтроль. | Обучающиеся закрепят и углубят знания по теме урока. | Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли.
| Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника. |
XIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Предлагаю по желанию на отметку прочесть отрывки из произведения | Выполняют задание учителя | Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »
| Словесный методы Практический методы | Фронтальная | - | Взаимоконтроль |
| Регулятивные УУД: - умеют устанавливать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД: - работать в группах, умение договариваться; - выражать свои мысли.
| Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника. |
XIX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Рефлексия. Оценивание своей работы с помощью «лестницы успеха» | Оценка своей деятельности на уроке. |
| Словесные методы Наглядные методы | Фронтальная форма работы, индивидуальная форма работы | Листы самооценивания, Карточка с лестницей успеха | Самооценивание, рефлексия деятельности обучающихся | Обучающиеся обобщат знания теме. | Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли. | Обучающиеся научатся проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям. |
Этапы урока | Содержание и виды деятельности преподавателя | Содержание и виды деятельности обучающегося | Методические примечания |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. Прочтите, пожалуйста, девиз нашего урока. -Как вы понимаете эти слова? - Я надеюсь, что и сегодняшний урок литературного чтения прибавит нам частичку мудрости. | Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.
Анализируют девиз урока и отвечают на вопросы учителя. | Словесный (рассказ, беседа). Фронтальная форма работы.
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? Не руби дрова На траве двора. - Прочитайте про себя. - Теперь давайте прочитаем её по слогам хором медленно. НЕ РУ-БИ ДРО-ВА. НА ТРА-ВЕ ДВО-РА. - Теперь давайте прочитаем эту скороговорку целыми словами хором и в среднем темпе. - Теперь я предлагаю прочитать её в быстром темпе только по желанию, не забываем о том, что звуки должны произноситься чётко и внятно. - Теперь есть желающие индивидуально прочитать скороговорку. | Работа со скороговоркой. Выполняют задания учителя.
| Словесные методы (беседа, инструктаж). Наглядные методы (презентация) Фронтальная форма работы |
3. Выявление места и причины затруднения | -Ребята посмотрите на слайд, кто изображен на нём? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? | -А. С. Пушкин
- Знакомиться с творчеством поэта | Словесные методы (беседа). Фронтальная форма работы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - Попробуем сформулируем тему нашего урока, для этого мы обратимся к учебнику на стр.128 -Какие задачи мы поставим по опорным словам на урок? (опорные слова на презентации) Выяснить… Научиться … Узнать… - На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом. - С какими произведениями Александра Сергеевича вы уже знакомы? Назовите их. | -Один из учеников читает тему урока. Формулируют задачи с помощью опорных слов.
Отвечают на вопросы учителя. | Словесные методы (беседа), наглядные методы презентация). Фронтальная форма работы. |
5. Реализация построенного проекта | - Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором. Для этого я предлагаю посмотреть небольшое видео. Слушайте внимательно. Вопросы по биографии: - Где родился А.С.Пушкин? - В какой семье рос будущий поэт? - У кого учился маленький Саша русскому языку?
- Во сколько лет его отправили учиться в Царскосельский лицей?
-Послушайте внимательно первый отрывок. (читаю отрывок) - Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав этот отрывок? Сколько их? - Какой тип рифмовки используется в первом четверостишии? – А во втором? - В третьем? - В заключительном двустишии? - Прочитайте вопрос Кости на стр.128. - А как думаете вы? Прочитайте 1 абзац на стр.129. - Как же нужно читать данную строфу? - Можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия? - А в конце третьего? - Давайте проверим это. - Прочитайте, что заметил Миша: все как-то перетекает одно в другое, как-то «плавненько», незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Все - единое целое. Костя напомнил, что все вместе одна строфа. Вы согласны с Мишей и Костей? А вот Маша думает, что здесь две смысловые части. Сначала – ожидание зимы и первого снега. Потом – то, что Татьяна видит из окна. Вы согласитесь с Машей? - Давайте перечитаем текст и выделим части. - Слушаем второй отрывок из романа А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”. (читаю отрывок) - Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их? - Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть. Почему? Как вы думаете? - На 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Давайте найдем устаревшие слова. - Посмотрите, пожалуйста, я подготовила карточку с определениями этих слов. Карточка №1 1. Дровни – крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.
2. Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу. 3. Кибитка – крытый экипаж, повозка. 4. Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. 5. Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней. 6. Тулуп – долгополая меховая шуба. 7. Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый. 8. Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
|
Обратимся ко 2 отрывку. - Сколько смысловых частей в этой строфе? Маша считает, что их три. Вы с ней согласитесь? - Проверьте, каким типом рифмовки поэт пользуется в первом четверостишии? - Во втором четверостишии? - В третьем? -И в заключительном двустишии? А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифмовок в этом отрывке такой же, как и в предыдущем? В этой строфе три разные картинки, героями которых являются три наездника и три лошадки, - сказала Евдокия Васильевна. Для создания каждой картинки поэт выбрал именно такой, а не другой тип рифмовки. Кто сможет объяснить почему? - В этом стихотворном отрывке перед нами три картины, героями которых являются разные «лошадки». Для каждой картины поэт выбрал свою рифму. - Для первой лошадки, которая «плетётся …как-нибудь», поэт выбрал перекрёстную рифму. - Как вы думаете, почему? - Дети, автор выбрал перекрёстную рифму, тем самым подчеркнуть вялую монотонность шага лошади. - Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму. Как вы думаете, почему? -Автор выбрал парную рифму для передачи её энергичного бега. - Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму. Как вы думаете, почему? - Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итог, характер.
- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывками из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму? - Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу «онегинская строфа». - Сколько строчек составляет строфа, названая «онегинской»? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Смотрят видео с биографией А.С. Пушкина, отвечают на вопросы.
- В Москве - В дворянской семье - У дяди Никиты Козлова, няни Арины Родионовны и у бабушки Марии Алексеевны - В 12 лет
-Перекрестная рифма - Парная -Охватная -Парная
Дети читают 1 абзац. Работают с отрывком из романа «Евгений Онегин»
Дети внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Работа со «словарем».
-Да, согласны.
-Перекрестная - Парная - Охватная
- Парная - Нет.
Отвечают на вопросы учителя, работая с материалом учебника.
Дети логически рассуждают и отвечают на вопросы учителя.
- подчеркнуть вялую монотонность шага лошади
- Для передачи ее быстрого бега.
- Автор использует охватную рифму для того, что бы передать свободу передвижения.
Дети пытаются ответить на вопрос. Предполагаемый ответ детей: Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным.
- 14 Выполняют физкультминутку
| Словесные методы (беседа, объяснение, работа с книгой). Наглядные методы (карточки). Фронтальная, индивидуальная форма работы |
6. Первичное закрепление затруднений во внешней речи | - Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо проанализировать второй отрывок« Зима! ... Крестьянин, торжествуя…» с помощью таблицы. Вопрос | Ответ | Кто главный участник действия в первой картине? |
| Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством? |
| Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы? |
| Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз. |
| Как ведёт себя лошадка? |
| О чём говорится во второй части? |
| Встречается ли в ней упоминание о лошадях? Кто же везёт кибитку? | . | А почему кибитка “удалая”? |
| Кто управляет кибиткой? |
| Кто главный участник в третьей части? |
| Чем занят дворовый мальчик? |
| Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы? |
| Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему? | . |
| Дети выполняют работу в группах. | Словесные методы (беседа), практические методы. Групповая форма работы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Сейчас я вам предлагаю выполнить задание на карточке под №2. Вам необходимо ответить на вопросы. 1. Как называется роман, с отрывками из которого мы сегодня познакомились? Ответ:____________________________. 2. Кто написал роман, с которым мы сегодня познакомились? 3. Почему автор не захотел писать роман, используя только одну какую-то рифму? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 4. Сколько строчек составляет строфа, названая «онегинской»?______________________. - Проверьте себя по слайду презентации.
| Выполняют самостоятельную работу. | Словесные методы (беседа, рассказ), наглядные методы (карточки), практические методы. Самостоятельная форма работы. |
XIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение | - Сейчас я вам предлагаю выбрать один из отрывков и прочитать его выразительно на отметку.
| Дети готовятся к выразительному чтению. | Словесные методы (беседа, рассказ) |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Наш с вами урок подходит к концу. - Как называется произведение, отрывки из которого мы читали? - Кто его написал? - Что нового узнали? - Достигли поставленных целей? - Урок закончен. До свидания! - Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью лесенки успеха. - Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен! | Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока
| Словесные методы (беседа). Наглядные методы (карточки). Фронтальная форма работы |