урока литературного чтения на тему: «А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

урока литературного чтения на тему:

«А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx612.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА
Тема урока: «А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»

Класс: 4 класс

Программа: "Перспективная начальная школа".

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для ознакомления обучающихся с отрывками из произведения А. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода», «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…»
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в отрывках романа «Евгений Онегин
Развивающие: развивать:
- развивать навыки анализа текста;
- развивать у обучающихся навыки чтения, речь, внимание, память

Воспитывающие: воспитывать:
- интерес к родному языку;
- ответственность, умение работать в парах, группах, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствую обучающихся.
Предлагаю прочесть девиз урока и проанализировать его.

Приветствие учителя.
Анализируют девиз урока и отвечают на вопросы учителя

-

Словесные методы

Фронтальная.

Презентация

Самоконтроль

-

Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД: обучающиеся научатся выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Предлагаю поработать над  чтением скороговорки.

Выполняют задания учителя

Совершенствовать фонетическую сторону речи.

Словесные методы

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Обучающиеся улучшат фонетическую сторону речи

Регулятивные УУД:

обучающиеся научатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся ориентироваться в учебнике и в своей системе знаний.

Обучающиеся научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

III. Выявление места и

причины затруднения.

Предлагаю обучающимся рассмотреть портрет и определить, кто изображен.

Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы.

Познакомить детей с биографией А.С. Пушкина.

Словесные методы

Наглядныеметоды

Фронтальная

Презентация

-

Обучающиеся узнают о А.С Пушкине.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала.

Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника.

IV. Построение проекта

выхода из затруднения.

Задаю вопросы с целью постановки темы и задач урока.

С помощью беседы формулируют тему и задачи урока.

Познакомить с биографией А.С. Пушкина и отрывками из романа «Евгений Онегин»

Словесные методы  Наглядные методы

Фронтальная

Учебник.
Презентация

Словесное оценивание, самоконтроль

Обучающиеся узнают о поэте А.С. Пушкине и познакомятся с отрывками из романа «Евгений Онегин»

Регулятивные УУД: обучающиеся научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника.

V. Реализация

построенного проекта.

Предлагаю посмотреть видео с биографией А.С. Пушкина. Задаю вопросы после просмотра видео.

Читаю отрывки из романа.
Предлагаю поработать с отрывками из произведения: определить виды  рифм, найти просторечные слова и дать им определение.

Провожу физкультминутку

Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя и выполняют его задания

Выполняют физкультминутку

 

Систематизировать знания обучающихся о А.С. Пушкине

Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »

Словесные методы
Видеометод

Словесные методы

Наглядные методы

Фронтальная

фронтальная

Презентация

Учебник
Карточка с понятиями

.

-

-

Обучающиеся продолжают формировать знания о А.С. Пушкине

Обучающиеся познакомятся с отрывками из произведения А.С. Пушкина – «Евгений Онегин»

Регулятивные УУД:

- умеют устанавливать  последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

- работать в парах,  умение договариваться;

- выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

VI. Первичное

закрепление с проговариванием во

внешней речи.

Предлагаю в группах выполнить анализ второго отрывка «Зима! ... Крестьянин, торжествуя…

Выполняют анализ отрывка в группах

Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »

Словесные методы

Практические методы

Групповая

Раздаточный материал (карточка для выполнения работы в группе)

Взаимоконтроль

Обучающиеся продолжают формировать знания по теме.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Провожу самостоятельную работу на карточках

Выполняют самостоятельную работу

Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »

Словесные методы

Практические методы

Самостоятельная

Раздаточный материал (карточка для самостоятельной работы)

Самоконтроль.

Обучающиеся закрепят и углубят знания по  теме урока.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника.

XIII.
Включение нового знания в систему знаний и повторение

Предлагаю по желанию на отметку прочесть  отрывки из произведения

Выполняют задание учителя

Познакомить обучающихся с отрывкам из романа А.С. Пушкина – «Евгений Онегин »

Словесный методы Практический методы

Фронтальная

-

Взаимоконтроль

Регулятивные УУД:

- умеют устанавливать  последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

- работать в группах,  умение договариваться;

- выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника.

XIX. Рефлексия учебной

деятельности на уроке.

Рефлексия. Оценивание своей работы с помощью «лестницы успеха»

Оценка своей деятельности на уроке.

Словесные методы
Наглядные методы

Фронтальная форма работы,
индивидуальная форма работы

Листы самооценивания,

Карточка с лестницей успеха

Самооценивание, рефлексия деятельности обучающихся

Обучающиеся обобщат знания теме.

Познавательные УУД: обучающиеся научатся проводить анализ учебного материала. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли.

Обучающиеся научатся  проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям.

Этапы урока

Содержание

и виды деятельности преподавателя

Содержание

и виды деятельности обучающегося

Методические примечания

1. Мотивация к     учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок  литературного чтения.
- Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. Прочтите, пожалуйста, девиз нашего урока.

 
-Как вы понимаете эти слова?
- Я надеюсь, что и сегодняшний урок литературного чтения прибавит нам частичку мудрости.

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Анализируют девиз урока и отвечают на вопросы учителя.


Словесный (рассказ, беседа).
Фронтальная форма работы.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите?
Не руби дрова
На траве двора.
- Прочитайте про себя.
- Теперь давайте прочитаем её по слогам хором медленно.
НЕ РУ-БИ ДРО-ВА.
НА ТРА-ВЕ ДВО-РА.
- Теперь давайте прочитаем эту скороговорку
целыми словами хором и в среднем темпе.
- Теперь я предлагаю прочитать её в быстром темпе только по желанию, не забываем о том, что звуки должны произноситься чётко и внятно.

-
Теперь есть желающие индивидуально прочитать скороговорку.

Работа со скороговоркой.
Выполняют задания учителя.

Словесные методы (беседа, инструктаж).

Наглядные методы (презентация)

Фронтальная форма работы

3. Выявление места и причины затруднения

-Ребята посмотрите на слайд, кто изображен на нём?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-А. С. Пушкин

- Знакомиться с творчеством поэта

Словесные методы (беседа).

Фронтальная форма работы

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Попробуем сформулируем тему нашего урока, для этого мы обратимся к учебнику на стр.128
-Какие задачи мы  поставим по опорным словам на урок? (опорные слова на презентации)
Выяснить…
Научиться …
Узнать…

- На этом уроке мы снова окунемся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлетов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.
- С какими произведениями Александра Сергеевича вы уже знакомы? Назовите их.

-Один из учеников читает тему урока.
Формулируют задачи  с помощью опорных слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Словесные методы (беседа), наглядные методы презентация). Фронтальная форма работы.

5. Реализация построенного проекта

- Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором. Для этого я предлагаю посмотреть небольшое видео. Слушайте внимательно.
Вопросы по биографии:

- Где родился А.С.Пушкин? 

- В какой семье рос будущий поэт? 
 - У кого учился маленький Саша русскому языку?  

- Во сколько лет его отправили учиться в Царскосельский лицей? 

-Послушайте внимательно первый отрывок. (читаю отрывок)
- Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав этот отрывок? Сколько их?

- Какой тип рифмовки используется в первом четверостишии?
– А во втором?
- В третьем?
- В заключительном двустишии?
- Прочитайте вопрос Кости на стр.128.
- А как думаете вы? Прочитайте 1 абзац на стр.129. - Как же нужно читать данную строфу?
- Можно ли сделать паузу в конце первого четверостишия?
- А в конце третьего?
- Давайте проверим это.
- Прочитайте, что заметил Миша: все как-то перетекает одно в другое, как-то «плавненько», незаметно. Даже непонятно, где какая часть. Все - единое целое. Костя напомнил, что все вместе одна строфа. Вы согласны с Мишей и Костей? А вот Маша думает, что здесь две смысловые части. Сначала – ожидание зимы и первого снега. Потом – то, что Татьяна видит из окна. Вы согласитесь с Машей?

- Давайте перечитаем текст и выделим части.

- Слушаем второй отрывок из романа А. С. Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”.

(читаю отрывок)
- Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе представляете, прослушав это стихотворение? Сколько их?
-  Этот отрывок из романа “Евгений Онегин” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи Пушкина, тем сложнее учить детям это стихотворение наизусть. Почему?  Как вы думаете?
- На 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых нам трудно нарисовать в воображении картину, запечатленную поэтом. Давайте найдем устаревшие слова.
- Посмотрите, пожалуйста, я подготовила карточку с определениями этих слов.

Карточка №1


1. Дровни  –  крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов.

2. Бразды – борозды, следы от полозьев на снегу.

3. Кибитка – крытый экипаж, повозка.

4. Ямщик – возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

5. Облучок – толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.

6. Тулуп – долгополая меховая шуба.

7. Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.

8. Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Обратимся ко 2 отрывку.

- Сколько смысловых частей в этой строфе? Маша считает, что их три. Вы с ней согласитесь?

- Проверьте, каким типом рифмовки поэт пользуется в первом четверостишии?  
- Во втором четверостишии?  

- В третьем?

-И в  заключительном двустишии?
А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифмовок в этом отрывке такой же, как и в предыдущем?

В этой строфе три разные картинки, героями которых являются три наездника и три лошадки, - сказала Евдокия Васильевна. Для создания каждой картинки поэт выбрал именно такой, а не другой тип рифмовки. Кто сможет объяснить почему?
- В этом стихотворном отрывке перед нами три картины, героями которых являются разные «лошадки». Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.
- Для первой лошадки, которая «плетётся …как-нибудь», поэт выбрал перекрёстную рифму.
- Как вы думаете, почему?
- Дети, автор выбрал перекрёстную рифму,  тем самым подчеркнуть вялую монотонность шага лошади.
- Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму. Как вы думаете, почему?

-Автор выбрал парную рифму для передачи её энергичного бега.
- Третья “лошадка” – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму. Как вы думаете, почему?

- Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итог, характер.

- Как вы думаете, почему А.С.Пушкин не захотел писать роман “Евгений Онегин”, с отрывками из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму?      

-  Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу «онегинская строфа».
- Сколько строчек составляет строфа, названая «онегинской»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Смотрят видео с биографией А.С. Пушкина, отвечают на вопросы.


- В Москве
- В дворянской семье
-  У дяди Никиты Козлова, няни Арины Родионовны и у бабушки Марии Алексеевны
- В 12 лет



-Перекрестная рифма
- Парная
-Охватная
-Парная

Дети читают 1 абзац. Работают с отрывком из романа «Евгений Онегин»

Дети внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа со «словарем».


-Да, согласны.


-Перекрестная
- Парная
- Охватная

- Парная
- Нет.

Отвечают на вопросы учителя, работая с материалом учебника.

Дети логически рассуждают и отвечают на вопросы учителя.


- подчеркнуть вялую монотонность шага лошади

- Для передачи ее быстрого бега.


 - Автор использует охватную рифму для того, что бы передать свободу передвижения.

Дети пытаются ответить на вопрос.
Предполагаемый ответ детей:  Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным.


- 14


Выполняют физкультминутку

Словесные методы (беседа, объяснение, работа с книгой). Наглядные методы (карточки).

Фронтальная, индивидуальная форма работы

6. Первичное закрепление затруднений во внешней речи

- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо проанализировать второй отрывок« Зима! ... Крестьянин, торжествуя…» с помощью таблицы.

Вопрос

Ответ

Кто главный участник действия в первой картине?

Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)? Стало ли крестьянину легче ездить? Почему “обновление пути” по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-либо особым торжеством?

Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?

Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.

Как ведёт себя лошадка?

О чём говорится во второй части?

Встречается ли в ней упоминание о лошадях? Кто же везёт кибитку?

.

А почему кибитка “удалая”?

Кто управляет кибиткой?

Кто главный участник в третьей части?

Чем занят дворовый мальчик?

Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?

Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?

.

Дети выполняют работу в группах.

Словесные методы (беседа), практические методы.

Групповая форма работы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Сейчас я вам предлагаю выполнить задание на карточке под №2. Вам необходимо ответить на вопросы.
1.
 Как называется роман, с отрывками из которого мы сегодня познакомились?
Ответ:____________________________.
2. Кто написал роман, с которым мы сегодня познакомились?

 3. Почему автор не захотел писать роман, используя только одну какую-то рифму?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4.  Сколько строчек составляет строфа, названая «онегинской»?______________________.

- Проверьте себя по слайду презентации.

Выполняют самостоятельную работу.

Словесные методы (беседа, рассказ), наглядные методы (карточки), практические методы.

Самостоятельная форма работы.

XIII.
Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Сейчас я вам предлагаю выбрать один из отрывков и прочитать его выразительно на отметку.

Дети готовятся к выразительному чтению.

Словесные методы (беседа, рассказ)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш с вами урок подходит к концу.
- Как называется произведение, отрывки из которого мы читали?
- Кто его написал?
- Что нового узнали?
- Достигли поставленных целей?

- Урок закончен. До свидания!

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью лесенки успеха. - Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги урока

Словесные методы (беседа).

Наглядные методы (карточки).

Фронтальная форма работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Конспект урока литературного чтения по теме "Картины осенней природы в стихотворении А.С.Пушкина"

Технология формирования типа правильной читательской деятельности...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: А.С.Пушкин "В тот год осенняя погода..."

Презентация к уроку литературного чтения по теме А.С. Пушкин. В презентации представлена информация про семью, творчество и работа над  стихотворением...

Презентация к уроку литературного чтения по теме :"Сказки Пушкина"

Презентация к уроку литературного чтения по теме :"Сказки Пушкина". Дополнительный материал подготовил ученик 2 класса....

Урок литературного чтения по теме: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки)

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (отрывки) (Программа ПНШ)Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.Предметные: формиро...