Анализ стиха в начальной школе
статья по чтению (3 класс)

Ситникова Светлана Павловна

Структура работы над лирическим стихотворением в нач.школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

    Работа над лирическим стихотворением в начальной школе.

  Лирика-вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

  Поэзия обогащает духовный мир ребёнка, учит видеть красоту в природе, развивает поэтическую чуткость. Поэзия радует читателя яркостью родного языка. В лирическом стихотворении предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Учитель должен создать условия полноценного восприятия детьми стихотворения. На уроках должна преобладать атмосфера творчества и импровизации

Цели, решаемые на уроках:

-познакомить учащихся с автором стиха(поэтом);

-учить анализировать текст стиха, раскрывать его смысл;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, прививать любовь к природе, развивать воображение, память, речь.

 Прежде чем  начать работу со стихом, необходимо сообщить сведения об авторе, историю создания стиха. Это может быть рассказ учителя, показ презентации о жизни и творчестве поэта , или выступление подготовленных учащихся.

  1этап работы над стихом-подготовка к восприятию.

 На данном этапе необходимо вызвать в сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые в центре стихотворения; разъяснить значение сложных слов.

Приёмы:

-беседа с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся;

-элементы рассказа;

-использование музыкальных произведений и произведений живописи.

2 этап-первичное восприятие.

На данном этапе нужно донести до учащихся содержание произведения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Приёмы:

-прослушивание аудиозаписи; -чтение стиха учителем;

-комбинированное чтение (учитель и хорошо читающие учащиеся.)

3 этап-проверка впечатлений.

 Здесь мы выявляем  уровень восприятия учащимися стихотворения.

Приёмы:

-беседа, предполагающая следующие вопросы:

        Понравилось ли стихотворение? Что особенно запомнилось?

         Какие картины представили?  Какие чувства вызвало стихотворение?

4 этап-самостоятельная работа над стихом.

На данном этапе идёт подготовка  к анализу стихотворения.

Приёмы:

-чтение про себя, ,нахождение непонятных слов.

5 этап-анализ стиха.

На этом этапе необходимо способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание произведения; углубить, расширить образные представления; выработать правильную интонацию чтения; наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.

Приёмы:

-выборочное чтение по заданию учителя;

-беседа-размышление;

-иллюстрирование текста (словесное рисование);

-музыкальное иллюстрирование.

6 этап-работа над основными компонентами интонации.

На данном этапе необходимо обеспечить выразительное чтение стиха учащимися, чтоб они смогли передать не только чувства автора, но и отношение читателя к  прочитанному; работать  над средствами речевой выразительности (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения)

Приёмы:

- беседа(обсуждение эмоциональной окрашенности речи);

-выбор темпа чтения ( расс тановка  пауз);

-выбор тона речи; постановка логических ударений;

-тембр речи (оттенки, чувства).

7этап-самостоятельное закрепление выразительного чтения.

Индивидуальная подготовка к исполнению стиха в классе. Конкурс  на лучшее исполнение стиха в классе. Анализ и оценка выразительного чтения учащихся.

Приёмы: импровизация,  инсценирование.

8этап-ворческие работы учащихся.

В качестве домашнего задания можно дать  проиллюстрировать стихотворение и организовать выставку работ.

  Данная работа над лирическим стихотворением позволяет решать сложные задачи обучения, развития и воспитания .На уроке надо создать для детей такую атмосферу, когда каждый ученик сможет раскрыть свои творческие способности, прочитать стихотворение ярко и выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач в стихах для начальной школы.

В этом сборнике собраны задачи в стихах для учащихся начальной школы,материал предназначен для устного счета на уроках математики...

Анализ воспитательной работы начальной школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...

анализ урока в начальной школе

анализ урока в начальной школе...

Занимательные задачи в стихах для начальной школы

Занимательные задачи в стихах для  начальной школыЦель: Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к урокам....

Аспектный анализ урока в начальной школе. УМК "Перспективная Школа"

Раскрыты ведущие аспекты анализа урока. Даны схемы анализа урока....

Сказка о математике в стихах для начальной школы

Сказка о математике в стихах для начальной школы. Можно использовать для инсценировке при проведении предметной недели и на празднике математики....