Технологическая карта урока литературного чтения Тема: Д.В Кедрин «Бабье лето»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата:14.04.2020                                                                                                        ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                        ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «Б»                                                                                                               ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 105                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Д.В Кедрин «Бабье лето»

 

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

 

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» 4 кл. 2ч., презентация, аудиоматериал.

 

 

 

Челябинск, 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14042020_d.v_kedrin_babe_leto.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:14.04.2020                                                                                                ФИО учителя: Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс:4 «Б»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 105                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема: Д.В Кедрин «Бабье лето»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» 4 кл. 2ч., презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

         

Частично- поисковый:

решение ребуса

Словес.: учебный диалог

10мин

Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища(вдох носом и выдох ртом)

«Надуй шарик» Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Ребята, вспомните, какой  раздел мы начали изучать?

Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему?

Ребята, а вам нравится погода осенью? Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

 

Делают гимнастику

-Мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь».

(высказывают мнение)

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Словесный – Формулировка темы и цели урока

3мин

А какое время года любил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин?

 Вот как он об этом говорил:

«… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель;

Ох , лето красное!

Любил бы тебя,

Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно »

Как вы думаете, за что любил осень Пушкин?

Осень воспевают не только поэты, но и художники.

Ещё Исаак Ильич Левитан в своих картинах запечатлел осень для нас ещё в начале прошлого века. Что вы видите на картине?

А вот такой увидел осень Архип Иванович Куиджи.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с

которым мы сегодня познакомимся?

Откройте,пожалуйста, учебник на стр. 118. Прочитайте название стихотворения.

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»

Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока?

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

-Пушкин очень любил осень.

- Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красок, свежесть и даже холодные проливные дожди.

-«Узенькая речка с ещё зелёной травкой по берегам, берёзки в ярко осеннем наряде, сине – голубое бездонное небо»

-«Будто модницы стоят деревья, споря, у кого наряд ярче»

-Об осени.

- «Бабье лето»

-Это самый теплый период в начале осени.

-Тема урока: Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

(ставят цели на урок)

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе.

Л: формулировка проблемы;

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

        

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

Словес.: слово учителя

Словес.: выразительное чтение

Словес.: выразительное чтение

2 мин

Слово об авторе
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава. Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии. Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:

Когда я уйду,
Я оставлю мой голос,
На черном кружке
Заведи патефон,
и вот под иголочкой,
тонкой, как волос,
От гибкой пластинки отделится он.
1939

Память о талантливом поэте, последнее время жившем рядом с нами, между Тарасовкой и Пушкино, и трагически погибшем на станции Черкизовская, живет не только в его произведениях, но и в сердцах благодарных читателей. На доме на ст. Черкизовская, где жил Д.Б.Кедрин, установлена мемориальная доска, его имя носит улица и библиотека, в музее Мытищ ему посвящена экспозиция.

Объединитесь в группы и расскажите друг другу, что вы узнали об авторе.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Крепко зажмурьте глаза. Представьте, что вы осенью идете по аллее парка.

Светит теплое солнышко, вы жмуритесь, подставляя лицо солнечным лучам. Вам тепло. Под ногами шуршит опавшая листва. Посмотрите на нее. Поднимите. Подкиньте вверх. В лучах солнца, посмотрите, она – как разноцветная радуга. А теперь пошуршите листвой

Слушают одноклассников.

Слушают учителя

Работают в группе

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р.: выполнение учебного действия

П.: извлечение необходимой информации из текста.

Р.: выполнение учебного действия

V. Первичное закрепление

Практический: самост. чтение

(Наглядный – словесное рисование)

(Наглядный – выразительное чтение

стихотворения)

5 мин

1 мин

Чтение стихотворения учителем.

Что представляли, когда слушали стихотворение?

Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

 Что такое синонимы?

Подберите синонимы к словам:

-зябкий

-быстрый.

Что такое антонимы?

Подберите антонимы к словам:

-зябкий;

-поздний.

Объясните значение слов:

Щёлка;

слаже ;

пряжа;  

Заслоня;

- Что такое эпитет?

Работа в парах

слушают учителя)

(высказывают мнение)

-Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.

(работают с учебником)

-Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.

- Мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный.

-Стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный.

-Слова, противоположные по лексическому значению.

- Горячий, жаркий, знойный, тёплый.

-Ранний.

-Маленькая щель, отверстие.

- Слаще, приятнее, лучше

- Нити, полученные прядением.

-Закрыв, сделав невидимым, недоступным.

- Образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

Р.: выполнение учебного действия

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П:осознанное построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа;

12мин

Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

Как поэт говорит о паутинках? Почему?

О чём поэт просит бабье лето?

Какие чувства возникают у вас, при виде наступления зимы?

-Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, зимней тьмы.

-Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро.

- Поэт просит о свете; защитить от зимней тьмы. Дни прощального тепла; паутинкам серебристым; жить осталось два - три дня.

(делятся мнениями)

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

2 мин

- Сейчас прочитайте это стихотворение выразительно самостоятельно вслух в паре.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

Ребята, вашим домашним заданием будет:написать сочинение или стихотворение об осени.

(читают стихотворение)

(оценивают других учащихся)

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

Итак, с каким стихотворением вы познакомились сегодня на уроке?

Кто написал это стихотворение?

Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение.

Какие цели мы ставили на уроке?

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...

Конспект урока литературного чтения. Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето» 4 класс

Дмитрий Борисович Кедрин «Бабье лето». 4 класс. УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения "Д.Б. Кедрин "Бабье лето" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Д.Б Кедрина «Бабье лето»;  ознакомление  с жизнью и творчеством Д.Б Кедрина.Планируемые результатыПредметные:знать: содерж...

Презентация по литературному чтению по теме "Д.Б.Кедрин Бабье лето"

Презентация по литературному чтению по теме "Д.Б.Кедрин Бабье лето"...