Умение работать с текстом. 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Добранская Любовь Сергеевна

Умение работать с текстом. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_rabotat_s_tekstom.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Умение работать с текстом»

Ф.И.______________________________                               класс_________________

Перелётные птицы.

Становится всё теплей и теплей. В воздухе слышится весна, почки набухают, листочки развёртываются. К нам с юга прилетает целый караван летучих и певучих гостей. Первыми прилетели белоносые грачи. Они заняли оставленные ими старые гнёзда на вётлах и берёзах около прудов. Грачи громко каркают, роются в рыхлой земле и ищут червяков.

Возвратились также в свои гнёзда стаи ласточек — городских, деревенских и маленьких земляных. Земляные ласточки вырывают гнезда в земле, в обрывах по берегам рек. Прилетели и большие длиннокрылые стрижи, вьющие гнёзда на высоких башнях и колокольнях. Налетели и мелкие пташечки — красивые зяблики, желтовато-зелёные чижики. Зазеленелись, зацвели леса, огласились весёлыми песнями.

Ответить и запиши ответы на вопросы:

  1. Какие птицы первыми прилетают с юг?

________________________________________________________________

  1. Где расселяются грачи?

________________________________________________________________

  1. Стаи каких ещё птиц возвращаются с юга?

________________________________________________________________

  1. Какие виды ласточек бывают?

________________________________________________________________

  1. Где строят гнёзда земляные ласточки?

_________________________________________________________________

  1. Какие птицы вьют гнёзда на высоких башнях и колокольнях?

_________________________________________________________________

Лошадь и жаба

       После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
       Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев,  и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
       Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул... Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
       Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
       Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.

2.  Выполни задания. Выдели кружком правильный вариант ответа.

1. Определи персонажей произведения.

            а) Ребятишки, жаба, лошадь;         

            б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
            в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

            а)  окраина селения.

             б) изгородь вокруг деревни;
            в) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

            а) Отвратительное, мерзкое животное;
            б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
            в) отвратительный, мерзкий человек.

 4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

            а) Отвратительное, мерзкое животное;
            б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
            в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

            а) Сидит                    __
            б) прыгает                 __
            в) вылезла                 __
            г) хочет спрятаться   __

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

            а) Изранили              __
            б) наломали               __
            в) давай тыкать         __

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

______________________________________________________________________

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

            а)   Почему детям стыдно?                __
            б)   Встреча лошади с жабой.           __
            в)   Как хорошо после дождя!           __
            г)   Потеха детей.                               __
            д)  «Лошадь гадину пожалела».      __

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

__________________________________________________________________

 10*. Какой нравственный урок получили дети?

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Кнут

 

            – Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. 

            – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
            Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
            – Ловко... И где же ты его нашёл?
            – А на дороге.
            – И ты не знаешь, чей это кнут?
            Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его. Дед вздохнул:
            – День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
            И снова принялся точить косу. Закончив, позвал меня:
            – Эй, Вовка, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
            Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
            – Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...
            Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
            – Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...
            Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
            Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл загородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

2.  Выполни задания. Отметь в кружок утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

            а) Дед, внук, дед Егор; 
            б) внук, дед;
            в) внук, дед, Вовка.

 2.  В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

            а) Утром; 
            б) утром, днем, вечером;
            в) утром, вечером.

 3. Где Вовка нашел кнут?

Напиши  ______________________________________________

4. В чём была радость обладания кнутом?

            а) Звучно щелкать; 
            б) хвастать перед ребятами;
            в) хранить под подушкой.

 5. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

            а)  совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

            б) нарушить религиозно-нравственные предписания;

6. Какие грехи, по словам деда, совершил внук? ___________________________________________________________________

7. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

_______________________________________________________________________

 8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

            а) Совет деда.                                               __
            б) Облегчение от принятого решения.     __
            в) Хвастовство находкой.                          __
            г) Нежелание отдать кнут хозяину.           __

9.  Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

10* . Какой нравственный урок получил внук? ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс

Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс

Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....

Проверка читательских умений работать с текстом произведения 4 класс

Проверка читательских умений работать с текстом произведения  Л. Н. Толстого  "Русак"...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Диагностика умения работать с текстом на примере текста М.Пришвина "Выскочка"

Диагностика отслеживает умения учащихся глубоко погружаться в текст: уметь полно и объективно анализировать его- определять тему  главную мысль, воспроизводить необходимую информацию,  анали...