Конспект урока по литературному чтению. К. Паустовский «Стальное колечко»
план-конспект по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 урок).
Задачи:
1. Предметные (образовательные): познакомить детей с творчеством К. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
2. Метапредметные (развивающие): создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
3. Личностные (воспитательные): воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре.
Прогнозируемые результаты: заинтересовать учащихся творчеством К. Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»; творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.
Структура и содержание урока.
№ п/п | Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | -Проверьте свою готовность к уроку, своё рабочее место. Прозвенел звонок, начинаем наш урок Чтобы многое узнать, Надо думать, рассуждать И внимательными быть И старательными быть. И тогда уж точно, каждый, Знания свои покажет. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку | |
2. | Постановка цели урока | -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя и его произведением «Стальное колечко» (Слайд 1) | Ставит учебную задачу. | Воспринимают информацию | Принимать и сохранять учебную задачу |
3. | Ознакомление с новым. 1. Биография писателя 2. Предисловие к тексту 3. Словарная работа. 4. Проблемный вопрос перед чтением текста | -Может быть кто-то читал это произведение и знает автора? (Ответы детей) Это произведение написал К.Г.Паустовский (Слайд 1) Детство и юность писателя Hg были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь; рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Чего же хотел К.Г.Паустовский? (Слайд 2). Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. О ком писал К.Г. Паустовский? (Слайд 3) В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг. К. Паустовский написал очень много произведений, а многие из них вы можете найти в одной книге «Мещёрская сторона» (Слайд 4) -Как вы думаете, что для человека важнее всего на свете? (Папа, мама, близкие люди, родной дом, мир и покой в семье, здоровье наше и близких людей.) -Сегодня мы поговорим об этом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого философа Платона (Слайд 5) «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье» -Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей). - Откройте учебники на странице 150 Сегодня мы прочитаем I часть текста «Стальное колечко». Но сначала объясним значение новых слов. (Слайд 6) _ (Тесовые крыши, махорка, шинель, сапёр) остальные слова вы встретите во второй части текста, а толкование узнайте в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова (Закрыть проектор) -Сейчас начинаем читать 1 часть данного текста, а в конце урока мы должны будем ответить на вопрос -Почему К. Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»? (На доске) Чтение текста учителем, учащимися. (Слайд 7) | Знакомит с биографией писателя. Ставит учебную задачу. Показывает правильность произношения слов, их толкование. Ставит учебную задачу. Читает текст. | Воспринимают информацию, хором читают текст слайда!. Отвечают на вопросы Знакомятся с новыми словами. Решают учебную задачу через раздаточный материал. Принимают учебную задачу Следят по ходу чтения | Понимать информацию, читать вслух и понимать прочитанное. Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных ситуаций Понимать информацию. Воспринимать на слух текст в исполнении учителя. учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать вслух текст. |
4. | Работа с текстом. 1 .Проверка первичного восприятия. 1.Ответы на вопросы Повторное восприятие текста. 2.Анализ произведения с элементами выборочного чтения. Описание Варюши. | -Проверим, кто был внимательным слушателем. 1.- Где жила Варюша с дедом? (в деревушке Моховое) 2.-Как звали деда? (дед Кузьма) 3. Куда Варюша пошла за махоркой? (В село Переборы) 4.-Догадались ли вы какие события происходили в стране в это время? (Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом) 5.-Кто главный герой произведения. Описание главной героини. (Варюша) -С помощью текста определим черты характера героини. -Найдите эпизод, в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная) -Найдите эпизод в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая) - А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая). -Найдите в тексте эпизод, в котором говорится что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная) -Кто может составить небольшой рассказ о девочке по слайдам. (Ответ учащегося) -Больше вы узнаете о героине, когда прочитаете текст до конца. Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец. (цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками), Можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше? (Да, он с любовью и нежностью относится к героине) -Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко) Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти. Средний - здоровье. Безымянный - большая радость. Указательный - увидишь весь мир. А знаете ли вы, почему люди носят кольца? (Слайд 8) - В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. -Давайте составим синквейн - небольшое стихотворение о кольце. (Памятка) (Слайд 9) Примерный текст. Кольцо. Стальное, круглое. Блестит, украшает, защищает. Мне нравится носить кольцо. Сила. | Задаёт вопросу по тексту. Ставит учебную задачу. - Рассказывает о кольце | Отвечают на вопросы. Принимают учебную задачу, ищут ответы на вопросы в тексте. Дают характеристику героини Слушают учителя. | Оформлять свои мысли в устной речи. Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной речи, самостоятельно давать характеристику героя Понимать информацию. |
Творческая работа. | - Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему? - Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец который вы захотите. Изготовление кольца из фольги. (Творческое решение) (Слайд 10) -Наденьте на тот палец, в зависимости от того чего он хочет | Задаёт вопрос. Контролирует работу учащихся. Ставит учебную задачу. | Отвечают на вопрос. Выполняют работу | Оформлять свои мысли в устной речи | |
Проблема. | -Почему расстроилась Варюша, когда потеряла кольцо? Посмотрите на иллюстрацию на с. 153 и подумайте найдёт Варюша кольцо? -А когда она сможет его найти? (Весной, когда растает снег) -Составим следующие события по опорным словам. (Карточка с опорными словами на парте) Подсказка. Что воткнула Варюша в снег на месте, где потеряла колечко? Нашла Начала отгребать Блеснуло Вскрикнула Присела Не заржавело Схватила Надела Побежала (Слайд 14) - Даю вам одну минуту. Молодцы! | Ставит учебную задачу | Принимают учебную задачу | Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом. | |
Итог. | Вернёмся к эпиграфу. Слайд 5) В чём нашла своё счастье Варюша? (Варюша была счастлива в родной деревне. Рядом с дедом Кузьмой. Она способна любить родную природу) Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна. Можем мы ответить на вопрос Почему К. Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»? (Нет, когда вы полностью прочитаете текст, тогда вы точно ответите) | Помогает сформулировать выводы. | Формулируют выводы. | Оформлять свои мысли в устной речи. Понимать точку зрения другого. Формулировать основную мысль текста. | |
Рефлексия | Кому на уроке было трудно? Что было вам интересно? Какие возникли вопросы? | ||||
Домашнее задание | Дочитать текст с. 155-159 Спасибо за урок! (Слайд 15) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204413-1360921013.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?"
Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1109686-1548792566.jpg)
Конспект по литературному чтению, 3 класс "Стальное колечко" УМК "ПНШ"
Конспект по литературному чтению, 3 класс "Стальное колечко" УМК "ПНШ"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1154863-1565006272.jpg)
Тех.карта к уроку литературного чтения на тему "Стальное колечко"
Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко» (первое занятие). 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века». Поможет: сформировать у учащихся активную читательскую поз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823685-1475348245.jpg)
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/15/picture-1406867-1652590110.jpg)
конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко"
Конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко" К.Г. ПаустовскийУМК: «Литературное чтение» 3 класс, «Школа России»...
Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"
Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...