Конспект урока по литературному чтению. К. Паустовский «Стальное колечко»
план-конспект по чтению

Ибатуллина Роза Ануровна
Задачи:
1. Предметные (образовательные): познакомить детей с творчеством К. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
2. Метапредметные (развивающие): создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
3. Личностные (воспитательные): воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре.
Прогнозируемые результаты: заинтересовать учащихся творчеством К. Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»; творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 урок).

Задачи:

1. Предметные (образовательные): познакомить детей с творчеством К. Паустовского, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.

2. Метапредметные (развивающие): создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.

3. Личностные (воспитательные): воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре.

Прогнозируемые результаты: заинтересовать учащихся творчеством К. Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»; творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.

Структура и содержание урока.

№ п/п

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

-Проверьте свою готовность к уроку, своё рабочее место.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый, Знания свои покажет.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку

2.

Постановка цели урока

-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя и его произведением «Стальное колечко» (Слайд 1)

Ставит учебную задачу.

Воспринимают информацию

Принимать и сохранять учебную задачу

3.

Ознакомление с новым.

1. Биография писателя

2. Предисловие к тексту

3. Словарная работа.

4. Проблемный вопрос перед чтением текста

-Может быть кто-то читал это произведение и знает автора?

(Ответы детей)

Это произведение написал К.Г.Паустовский (Слайд 1)

Детство и юность писателя Hg были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь; рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Чего же хотел К.Г.Паустовский? (Слайд 2).

Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства. О        ком писал        К.Г. Паустовский? (Слайд 3)

В своих        произведениях он

рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг. К. Паустовский написал очень много произведений, а многие из них вы можете найти в одной книге «Мещёрская сторона» (Слайд 4)

-Как вы думаете, что для человека важнее всего на свете?

(Папа, мама, близкие люди, родной дом, мир и покой в семье, здоровье наше и близких людей.)

-Сегодня мы поговорим об этом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого философа Платона (Слайд 5)

«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье»

-Как вы понимаете это высказывание?

(Ответы детей).

- Откройте учебники на странице 150

Сегодня мы прочитаем I часть текста «Стальное колечко».

Но сначала объясним значение новых слов. (Слайд 6)

_ (Тесовые крыши, махорка, шинель, сапёр)

остальные слова вы встретите во второй части текста, а толкование узнайте в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова

(Закрыть проектор)

 -Сейчас начинаем читать 1 часть данного текста, а в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

-Почему К. Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»?

(На доске)

Чтение текста учителем, учащимися. (Слайд 7)

Знакомит с биографией писателя. Ставит учебную задачу.

Показывает правильность произношения слов, их толкование.

Ставит учебную задачу.

Читает текст.

Воспринимают информацию, хором читают текст слайда!.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с новыми словами. Решают учебную задачу через раздаточный материал.

Принимают учебную задачу

Следят по ходу чтения

Понимать информацию, читать вслух и понимать прочитанное.


Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных ситуаций

Понимать

информацию.

Воспринимать

на слух текст в исполнении

учителя.

учащихся.

Осознанно,

правильно,

выразительно

читать вслух

текст.

4.

Работа с текстом.

1 .Проверка

первичного

восприятия.

1.Ответы на вопросы

Повторное

восприятие текста.

2.Анализ

произведения с

элементами

выборочного

чтения.

Описание Варюши.

-Проверим, кто был внимательным слушателем.

1.- Где жила Варюша с дедом?

(в деревушке Моховое)

2.-Как звали деда? (дед Кузьма)

3. Куда Варюша пошла за махоркой?

(В село Переборы)

4.-Догадались ли вы какие события происходили в стране в это время? (Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом)

5.-Кто главный герой произведения. Описание главной героини.

(Варюша)

-С помощью текста определим черты характера героини.

-Найдите эпизод, в котором мы

первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша

пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная)

-Найдите эпизод в котором,

говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила? (она добрая, щедрая, отзывчивая)

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).

-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была? (сообразительная)

-Кто может составить небольшой

рассказ о девочке по слайдам.

(Ответ учащегося)

-Больше вы узнаете о героине, когда прочитаете текст до конца.

Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.

(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками), Можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше?

(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)

-Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко) Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.

Средний - здоровье.

Безымянный - большая радость. Указательный - увидишь весь мир. А знаете ли вы, почему люди носят кольца? (Слайд 8)

- В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.

 -Давайте составим синквейн - небольшое стихотворение о кольце. (Памятка) (Слайд 9)

Примерный текст.

Кольцо.

Стальное, круглое.

Блестит, украшает, защищает. Мне нравится носить кольцо. Сила.

Задаёт вопросу по

тексту.

Ставит учебную задачу.

- Рассказывает о кольце

Отвечают на

вопросы.

Принимают учебную задачу, ищут ответы на вопросы в тексте.

Дают характеристику героини

Слушают учителя.

Оформлять

свои мысли в

устной речи.

Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.

Оформлять свои мысли в устной речи, самостоятельно давать

характеристику героя

Понимать информацию.

Творческая работа.

- Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?

- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец который вы захотите.

Изготовление кольца из фольги. (Творческое решение) (Слайд 10) 

-Наденьте на тот палец, в зависимости от того чего он хочет

Задаёт вопрос. Контролирует работу учащихся.

Ставит учебную задачу.

Отвечают на вопрос. Выполняют работу

Оформлять свои мысли в устной речи

Проблема.

-Почему расстроилась Варюша, когда потеряла кольцо? Посмотрите на иллюстрацию на с. 153 и подумайте найдёт Варюша кольцо?

-А когда она сможет его найти? (Весной, когда растает снег)

-Составим следующие события по опорным словам. (Карточка с опорными словами на парте)

Подсказка. Что воткнула Варюша в снег на месте, где потеряла колечко?

Нашла

Начала отгребать

Блеснуло

Вскрикнула

Присела

Не заржавело

Схватила

Надела

Побежала (Слайд 14)

- Даю вам одну минуту.

Молодцы!

Ставит учебную задачу

Принимают учебную задачу

Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.

Итог.

Вернёмся к эпиграфу. Слайд 5) В чём нашла своё счастье Варюша? (Варюша была счастлива в родной деревне. Рядом с дедом Кузьмой. Она способна любить родную природу)

Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна.

Можем мы ответить на вопрос

Почему К. Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»?

(Нет, когда вы полностью прочитаете текст, тогда вы точно ответите)

Помогает

сформулировать

выводы.

Формулируют

выводы.

Оформлять свои мысли в устной речи.

Понимать точку зрения другого. Формулировать основную мысль текста.

Рефлексия

Кому на уроке было трудно? Что было вам интересно?  Какие возникли вопросы?

Домашнее задание

Дочитать текст с. 155-159 Спасибо за урок! (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...

Конспект урока по литературному чтению "К.Паустовский "Кот-ворюга"

                                                      ...

Конспект по литературному чтению, 3 класс "Стальное колечко" УМК "ПНШ"

Конспект по литературному чтению, 3 класс "Стальное колечко" УМК "ПНШ"...

Тех.карта к уроку литературного чтения на тему "Стальное колечко"

Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко» (первое занятие). 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века». Поможет: сформировать у учащихся активную читательскую поз...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...

конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко"

Конспект урока по литературному чтению "Стальное колечко" К.Г. ПаустовскийУМК: «Литературное чтение» 3 класс, «Школа России»...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Стальное колечко” (1 урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко» и определен...