РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ на уроках литературного чтения
материал по чтению (2 класс)

Чешева Мария Владимировна

Учебно-воспитательном процессе внимание учителя направлено на развитие чувства эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствоватьему в сложных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_empatii.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ на уроках литературного чтения

        Воспитание гармонично развитого человека- это желание и стремление многих родителей и педагогов. В последнее время психологами и педагогами уделяется большое внимание развитию гуманистических и человеческих качеств в ребенке, так как тенденции современного общества становятся более рациональными и прагматичными. В настоящий момент в учебно-воспитательном процессе внимание учителя направлено на развитие чувства эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных жизненных ситуациях.

        Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия» .

        Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, ведет к развитию гуманистических ценностей личности, является основой сопереживания, снижает уровень агрессивности и способствует профилактике межличностных конфликтов. Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную эмпатию. Эмоциональная эмпатия основана на проекции и подражании моторных и аффективных реакций другого. Когнитивная эмпатия задействует интеллект, процессы сравнения и аналогии, а предикативная проявляется как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях .

        Современные дети чаще демонстрируют нормативную модель эмпатийного поведения, ориентированную на доминанту когнитивного компонента, а именно на знание норм социального взаимодействия, что является квинтэссенцией требований современного социума. Значительно реже в эмпатийных действиях дети реализуют индивидуализированную модель, ориентированную на собственный опыт либо опыт значимого окружения, что говорит об успешности присвоения социальных норм. Развитие эмпатии в младшем школьном претерпевает переход от сопереживания к сочувствию. Важную роль здесь играет пример взрослого, его способность к демонстрации эмпатийных чувств. Ребенок при этом перенимает не стиль поведения, а задаваемые культурные нормы. Эмпатия является важным механизмом социализации и социальной адаптации и играет важную роль в формировании способов взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, что оказывает системное влияние на общий эмоциональный фон отношений ребенка с миром и самим собой .

        В психологии выделяют три уровня эмпатии. Первый уровень – самый низкий, это игнорирование эмоция, а также неумение понимать чувства и мысли других. Таких людей больше интересуют повседневные дела и социальные достижения. Они мало уделяют внимания эмоциям, в том числе и своим, проявляют неперпимость к слабостям окружающих. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать другим, духовная сторона таких людей развита слабо, скорее они живут социально приемлемыми шаблонами и не имеют навыков саморефлексии и самонаблюдения, что приводит к отсутствию понимать других людей.

        Средний уровень эмпатии характеризуется умением оказывать поддержку, понимать и сочувствовать другому, однако фокусировка внимания на эмпатийном понимании людей происходит избирательно и неглубоко, так как человека в первую очередь волнуют собственные переживания, которые субъективно воспринимаются как более значимые.

        Высокий уровень эмпатии – это глубокое и точное понимание эмоций и чувств другого человека, умение строить отношения по принципу взаимного доверия и альтруизма. Люди с высоким уровнем эмпатии более позитивны, обладают сердечностью и великодушием и умеют прощать .

        Эмпатическая способность, как правило, возрастает с ростом жизненного опыта, однако успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно и на базе развития творческого воображения на уроках литературы, через идентификацию с героями. Наиболее эффективно, на наш взгляд, это происходит при сочетании различной деятельности детей (восприятие художественной литературы, рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений). Идентификация с героями, усиленная музыкальными и изобразительными средствами способствует лучшему пониманию собственных эмоций, знакомству с различными нравственными понятиями, такими как добро, благодарность, развивает процессы воображения и мышления, способствуют росту личностного и творческого потенциала ребенка, и приводит к развитию чувства эмпатии .

        Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил, характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность, безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии .

        Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей .

        Именно поэтому внедрение программы развития эмпатии является наиболее актуальным в данном возрасте.

        Процесс формирования эмпатийного отношения будет успешным при разработке специальной программы формирования эмпатии.

        Для развития эмпатии необходимо научиться распознавать собственные эмоциональные состояния, различать малейшие оттенки эмоций - грусть, тоску, страх, радость, счастье.

        Вторым шагом является умение выражать эмоции, при этом важно не блокировать социально неодобряемые эмоции, такие как гнев, раздражение и т.д., а научиться выражать их конструктивным способом.

        На третьем этапе необходимо научиться внимательно слушать собеседника, улавливая изменения интонации и колебания голоса, мимики и положения тела в пространстве для понимания эмоционального состояния.

        В частной школе «Таланъ» разработана и внедрена развивающая программа по формированию эмпатии в младшем школьном возрасте «Мир отношений» (при участии студентов-волонтеров, обучающихся по специальности «Клиническая психология»). После проведения занятий у младших школьников повысился уровень адекватного самопринятия, снизился уровень агрессивности и конфликтности, дети стали более тонко воспринимать эмоциональное состояние других людей.

Использованная литература:


1. Бондарь Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников / Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". - 2010. - № 8. - С. 34-37 с.
2. Бурлачук А.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 2009. - 207 с.
3. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65 с.
4. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. - М.: Наука, 2009. - 179 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова //Вопросы психологии. 2013, - № 4. - С. 61-68
6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 173 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и методологические приемы для развития мотивации на уроках литературного чтения.

Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать поз...

Тест по развитию речи на уроке литературного чтения во 2 классе.

Тест опирается на текст, представленный в рабочей тетради по развитию речи  "Волшебная сила слов" (авторы Л.Ф.Климанова и др., УМК "Перспектива"). Тест разработан для работы на форуме сетевой меж...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения

Через стихи дети  учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"

      Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...