РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ на уроках литературного чтения
материал по чтению (2 класс)
Учебно-воспитательном процессе внимание учителя направлено на развитие чувства эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствоватьему в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ на уроках литературного чтения
Воспитание гармонично развитого человека- это желание и стремление многих родителей и педагогов. В последнее время психологами и педагогами уделяется большое внимание развитию гуманистических и человеческих качеств в ребенке, так как тенденции современного общества становятся более рациональными и прагматичными. В настоящий момент в учебно-воспитательном процессе внимание учителя направлено на развитие чувства эмпатии, то есть способности воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных жизненных ситуациях.
Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия» .
Эмпатия является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми, ведет к развитию гуманистических ценностей личности, является основой сопереживания, снижает уровень агрессивности и способствует профилактике межличностных конфликтов. Различают эмоциональную, когнитивную и предикативную эмпатию. Эмоциональная эмпатия основана на проекции и подражании моторных и аффективных реакций другого. Когнитивная эмпатия задействует интеллект, процессы сравнения и аналогии, а предикативная проявляется как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях .
Современные дети чаще демонстрируют нормативную модель эмпатийного поведения, ориентированную на доминанту когнитивного компонента, а именно на знание норм социального взаимодействия, что является квинтэссенцией требований современного социума. Значительно реже в эмпатийных действиях дети реализуют индивидуализированную модель, ориентированную на собственный опыт либо опыт значимого окружения, что говорит об успешности присвоения социальных норм. Развитие эмпатии в младшем школьном претерпевает переход от сопереживания к сочувствию. Важную роль здесь играет пример взрослого, его способность к демонстрации эмпатийных чувств. Ребенок при этом перенимает не стиль поведения, а задаваемые культурные нормы. Эмпатия является важным механизмом социализации и социальной адаптации и играет важную роль в формировании способов взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, что оказывает системное влияние на общий эмоциональный фон отношений ребенка с миром и самим собой .
В психологии выделяют три уровня эмпатии. Первый уровень – самый низкий, это игнорирование эмоция, а также неумение понимать чувства и мысли других. Таких людей больше интересуют повседневные дела и социальные достижения. Они мало уделяют внимания эмоциям, в том числе и своим, проявляют неперпимость к слабостям окружающих. Низкий уровень эмпатии не позволяет сопереживать другим, духовная сторона таких людей развита слабо, скорее они живут социально приемлемыми шаблонами и не имеют навыков саморефлексии и самонаблюдения, что приводит к отсутствию понимать других людей.
Средний уровень эмпатии характеризуется умением оказывать поддержку, понимать и сочувствовать другому, однако фокусировка внимания на эмпатийном понимании людей происходит избирательно и неглубоко, так как человека в первую очередь волнуют собственные переживания, которые субъективно воспринимаются как более значимые.
Высокий уровень эмпатии – это глубокое и точное понимание эмоций и чувств другого человека, умение строить отношения по принципу взаимного доверия и альтруизма. Люди с высоким уровнем эмпатии более позитивны, обладают сердечностью и великодушием и умеют прощать .
Эмпатическая способность, как правило, возрастает с ростом жизненного опыта, однако успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно и на базе развития творческого воображения на уроках литературы, через идентификацию с героями. Наиболее эффективно, на наш взгляд, это происходит при сочетании различной деятельности детей (восприятие художественной литературы, рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений). Идентификация с героями, усиленная музыкальными и изобразительными средствами способствует лучшему пониманию собственных эмоций, знакомству с различными нравственными понятиями, такими как добро, благодарность, развивает процессы воображения и мышления, способствуют росту личностного и творческого потенциала ребенка, и приводит к развитию чувства эмпатии .
Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил, характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность, безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии .
Дети младшего школьного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизации общительности, регулированию эмоционального состояния детей .
Именно поэтому внедрение программы развития эмпатии является наиболее актуальным в данном возрасте.
Процесс формирования эмпатийного отношения будет успешным при разработке специальной программы формирования эмпатии.
Для развития эмпатии необходимо научиться распознавать собственные эмоциональные состояния, различать малейшие оттенки эмоций - грусть, тоску, страх, радость, счастье.
Вторым шагом является умение выражать эмоции, при этом важно не блокировать социально неодобряемые эмоции, такие как гнев, раздражение и т.д., а научиться выражать их конструктивным способом.
На третьем этапе необходимо научиться внимательно слушать собеседника, улавливая изменения интонации и колебания голоса, мимики и положения тела в пространстве для понимания эмоционального состояния.
В частной школе «Таланъ» разработана и внедрена развивающая программа по формированию эмпатии в младшем школьном возрасте «Мир отношений» (при участии студентов-волонтеров, обучающихся по специальности «Клиническая психология»). После проведения занятий у младших школьников повысился уровень адекватного самопринятия, снизился уровень агрессивности и конфликтности, дети стали более тонко воспринимать эмоциональное состояние других людей.
Использованная литература:
1. Бондарь Н.Г. Факторы развития эмпатии младших школьников / Н.Г. Бондарь // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки". - 2010. - № 8. - С. 34-37 с.
2. Бурлачук А.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / А.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - Киев, 2009. - 207 с.
3. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников / Л.П. Выговская // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55-65 с.
4. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Гаврилова. - М.: Наука, 2009. - 179 с.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина, Е.Н. Козлова //Вопросы психологии. 2013, - № 4. - С. 61-68
6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 173 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-151583-1354000902.jpg)
Упражнения и методологические приемы для развития мотивации на уроках литературного чтения.
Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать поз...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/07/picture-90733.jpg)
Тест по развитию речи на уроке литературного чтения во 2 классе.
Тест опирается на текст, представленный в рабочей тетради по развитию речи "Волшебная сила слов" (авторы Л.Ф.Климанова и др., УМК "Перспектива"). Тест разработан для работы на форуме сетевой меж...
Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-175212-1483973323.jpg)
Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения
Через стихи дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/08/picture-415521-1394284909.jpg)
Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе
От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...
Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/17/picture-1450221-1676652904.jpg)
Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)
Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...