Разработка конспекта по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Якубенко Нина Геннадьевна

Конспект урока литературного четния 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

             

              Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 4«Б» классе МБОУ СОШ № 2

студентки 302 группы

Карасукского педагогического колледжа

Якубенко Нины Геннадьевны

Урок будет дан: «20» февраля 2020 года

Методист: Радушкина Валентина Михайловна

К уроку допущена: «….»  ____________ 2020г.

___________________________

(Подпись методиста)

                  Отметка за проведение урока:

Предмет: Литературное чтение

Раздел: «Природа и мы»

Тема:  М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель: Ознакомление учащихся с произведением  М.М. Пришвина «Выскочка»

Задачи:

  • Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения;
  • Развитие умения ориентироваться в тексте, анализировать текст и поступки героев;
  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, работать с информацией, уметь ее анализировать;

Личностные:

-Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

-Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность,  эмоционально - нравственную отзывчивость.

 -Развитие способности к адекватной самооценке.

Предметные:

-Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

-Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов.

 Метапредметные:

Регулятивные:

-Развитие умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-Оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий;

-Планирование действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

-Определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации и т. д.;

-Определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника;

- Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения.

Коммуникативные:

 -Понимание задаваемых вопросов, планирование и осуществление работы в паре и группе;

 -Адекватное восприятие другого мнения;

 -Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении;

- Оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства, высказывая свою точку зрения.


Этапы урока, содержание

Методы и приемы

Виды деятельности

Планируемые результаты

Формы организации

МТО

УМО

Предметные УУД

Метапредметные

УУД

Личностные УУД

1.Организационный момент

Цель:  формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Нина Геннадьевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.  Закройте глаза и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

Откройте глаза. Приступаем к работе.

2.Актуализация учебной деятельности

Цель: формировать умение воспроизводить информацию прошлого урока.

-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем.

( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)

-Внимание - смотрим на картину и слушаем. Итак, какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)

Правильно, ребята, мы с вами продолжает изучать раздел «Мы и природа».

3.Постановка учебной задачи

Цель: формулирование цели и темы урока.

О каком писателе мы сегодня будем говорить, и с каким его произведением познакомимся, вы узнаете сами, работая в парах. У вас на столах лежат карточки, запишите, соотнеся  порядок цифр с буквами.

13о

8 «

15к

11с

16а

17 »

12к

10ы

14ч

 -Какие слова получились? (Пришвин «Выскочка»)

Правильно, ребята, так какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (« М.М. Пришвин «Выскочка»»)

А какую мы цель перед собой поставим? (« прочитать произведение Пришвина «Выскочка» и провести анализ»)

Ребята а вы знаете такую поговорку «Глаза-это зеркало души»?( да) Как вы ее понимаете? (все переживания, чувства (движения души) отражаются в глазах и их нельзя скрыть.) А давайте внимательно  посмотрим на портрет Михаила Михайловича Пришвина. Что вы можете сказать о его взгляде? ( взгляд Михаила Пришвина очень добрый и глубокий, он говорит нам о богатом внутреннем мире)

Всю жизнь бродил он по лесам 
Деревьев знал язык, 
Птиц различал по голосам 
Знакомый мне старик. 
Всегда он ведал наперед 
Средь сосен и дубрав, 
Где слаще ягода растет 
И где полно грибов. 
Никто не мог так передать 
Красы полей и рек, 
И так о лесе рассказать 
Как этот человек…

Ребята, сейчас я расскажу вам биографию Михаила Михайловича Пришвина, а после вы ответите мне на вопросы.

Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист. Родился он 4 февраля 1873 года в купеческой семье в селе Хрущёво-Лёвшино, Елецкого уезда, Орловской губернии.

Писательский талант Михаил в детстве не проявлял, да и вообще не был одарен какими-либо знаниями –  несколько раз оставался на второй год, с трудом окончил училище, в которое перевёлся после отчисления из школы из-за конфликта с учителем. После училища поступил в политехнический институт, но был выслан в город Елец.

 Большие изменения принес Пришвину 1906 год, став для него переломным - он отправился в путешествие по Карелии, где и обнаружил у себя интерес и талант к литературе. Уже в этом году он выпускает свой первый рассказ, который назывался «Сашок». А в 1907 году выходит книга, где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян.

Помимо писательской деятельности  некоторое время работал корреспондентом и агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.

Михаил Михайлович был уже пожилым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкойУ писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости»  и во многих других, писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

Итак, ребята, сейчас я задам вам вопросы. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает полным ответом, хорошо?

 Кто запомнил, где родился Михаил Михайлович Пришвин? ( в селе Хрущёво-Лёвшино);

Как назывался его первый опубликованный рассказ( «Сашок»);

Чем еще, помимо писательской деятельности записался Пришвин? (некоторое время работал корреспондентом и агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекаре)

Хорошо, молодцы! Ребята, а вам знакомы эти произведения?

А сегодня мы познакомимся с рассказом «Выскочка» . Ребята, а вы знаете значение этого слова? Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова.

Как там раскрыто значение этого слова?

(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

А вот главных героев  я предлагаю вам узнать сейчас.

С хозяином дружит,                                    

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.                (собака)

Трещала с самого   утра:

  «Пор – р – ра! Пор – р - ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит….                      (сорока)

Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.

бдительность – внимательность, настороженность

срам - стыд и позор

радужный - разноцветный

выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)

поскакала – дуром – двигалась странно

с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении

на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

улучила момент – нашла подходящее время.

А перед началом чтения давайте мы с вами немного отдохнем( Физминутка).

Открываем учебники с 74  и приступаем к чтению рассказа по цепочке, соблюдая знаки препинания.

Чтение 1 части  до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Кто является героем рассказа?( собака Вьюшка)

- Какой породы была Вьюшка?( лайка)

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?( она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его  вниз поленом)

-Какая основная мысль этой части?(описание самой собаки, описание превращения ее имени в имя Вьюшка, описание характера собаки - все это знакомит нас с Вьюшкой)

-Как мы можем ее озаглавить?(Наша охотничья собака)

- Как могут дальше развиваться события?

Чтение 2 части  до слов «- наступали шесть умных сорок»

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?( Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства.)

- Чем же отличалась одна из сорок?( она была с заскоком и с пыльцой в голове)

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?

-Какая основная мысль в этой части?( автор описывает, как Вьюшке попала косточка, но наглые сороки смогли отобрать у собаки такое вкусное лакомство)

-Как мы можем ее озаглавить?( Воровство сорок.)

 Как же дальше будут развиваться события?

Чтение 3 части до конца.

- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

-Какая основная мысль в этой части?( нельзя брать чужое если вам не разрешали, не нужно быть выскочкой.)

-Как мы ее можем озаглавить? (Кошмар любой сороки.)

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Выборочное чтение. Работа с текстом после чтения.

-Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.

- Прочитайте описание сороки после этого случая.

- Как автор относится к Выскочке?

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда)

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о собаке?

Собака-друг человека.( Пёс всегда будет верным другом, не обманет, не предаст, ему прощается любое баловство)

Без причины и собака не лает

(Если бы сороки просто пролетели  мимо стала бы Вьюшка их трогать?)

- Объясните, как вы их понимаете?

4.Приминение новых знаний

Цель: Умение работать с новым материалом.

Ребята, давайте составим «пирамиду читателя».

Составьте пирамиду по плану.

  1. О чём рассказ? (Одно слово.)
  2. Место и время действия. (два слова.)
  3. Главные события в рассказе. (три слова.)
  4. Главные герои, какие они? (четыре слов.)
  5. Что хотел донести до читателя автор этим произведением? (5 слов)
  6. Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (шесть слов)

Дети презентуют свои пирамиды.

В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, словно своими глазами ты видишь, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.  Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.

6.Итоги урока: Определение достижений целей.

- Итак, ребята, какую цель мы перед собой ставили? (« прочитать произведение Пришвина «Выскочка» и проанализировать его»)

-Достигли ли мы цели урока? (да)

7.Рефлексия: Умение оценивать собственную деятельность.

Продолжите фразы:

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

Наглядный

Практический ( работа с карточками)

Словесный ( беседа)

Словесный (рассказ учителя)

Словесный(рассказ учителя)

Словесный ( беседа)

Наглядный (  слайд презентации)

Наглядный (слайд презентации)

Словесный (беседа)

Словесный (беседа)

Наглядный ( текст учебника)

Практический ( выполняют задание)

Словесный (беседа)

Практический ( составляют «пирамиду читателя»)

Словесный ( беседа)

Практический

Приветствуют учителя

Вспоминают изучаемый раздел

Выполняют задания на карточках

Определяют тему и цель урока

Воспринимают на слух  биографию автора

Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения

Высказывают свои предположении

Отгадывают загадки

Анализируют и разбирают непонятные слова

Выполняют физминутку

Читают произведение

Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения

Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения

Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения

Составляют «пирамиду читателя»

Подводят итоги урока

Оценивают собственную деятельность

Понимать цели изучения темы

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов.

Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов.

Понимать цели изучения темы

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей

Определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации и т. д

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения

Определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника

Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения

Понимание задаваемых вопросов, планирование и осуществление работы в паре и группе

Оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства, высказывая свою точку зрения

Адекватное восприятие другого мнения

Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении

Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении

Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении

Оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность,  эмоционально - нравственную отзывчивость.

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте

Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность,  эмоционально - нравственную отзывчивость

Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность,  эмоционально - нравственную отзывчивость

Развитие способности к адекватной самооценке

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Видеоролик

Карточки

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Физминутка

Слайд

Слайд

Слайд презентации



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»...

Разработка урока по литературному чтению 4 класс

Метафора,сравнение,рифма,ритм - формирование понятий. Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева "Детство".Развитие выразительной и четкой дикции....

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...

Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"

Разработка конспекта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Русалочка"...