1.Организационный момент Цель: формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности. Здравствуйте, ребята, меня зовут Нина Геннадьевна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь. Закройте глаза и повторяйте за мной: - «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.» Откройте глаза. Приступаем к работе.
2.Актуализация учебной деятельности Цель: формировать умение воспроизводить информацию прошлого урока. -Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем. ( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц) -Внимание - смотрим на картину и слушаем. Итак, какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»») Правильно, ребята, мы с вами продолжает изучать раздел «Мы и природа».
3.Постановка учебной задачи Цель: формулирование цели и темы урока.
О каком писателе мы сегодня будем говорить, и с каким его произведением познакомимся, вы узнаете сами, работая в парах. У вас на столах лежат карточки, запишите, соотнеся порядок цифр с буквами. 13о | 8 « | 5в | 15к | 11с | 4ш |
| 2р | 9В | 1П | 6и | 16а | 7н | 17 » | 12к | 10ы | 14ч | 3и |
-Какие слова получились? (Пришвин «Выскочка») Правильно, ребята, так какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (« М.М. Пришвин «Выскочка»») А какую мы цель перед собой поставим? (« прочитать произведение Пришвина «Выскочка» и провести анализ») Ребята а вы знаете такую поговорку «Глаза-это зеркало души»?( да) Как вы ее понимаете? (все переживания, чувства (движения души) отражаются в глазах и их нельзя скрыть.) А давайте внимательно посмотрим на портрет Михаила Михайловича Пришвина. Что вы можете сказать о его взгляде? ( взгляд Михаила Пришвина очень добрый и глубокий, он говорит нам о богатом внутреннем мире) Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек…
Ребята, сейчас я расскажу вам биографию Михаила Михайловича Пришвина, а после вы ответите мне на вопросы.
Михаил Михайлович Пришвин – знаменитый писатель-натуралист. Родился он 4 февраля 1873 года в купеческой семье в селе Хрущёво-Лёвшино, Елецкого уезда, Орловской губернии. Писательский талант Михаил в детстве не проявлял, да и вообще не был одарен какими-либо знаниями – несколько раз оставался на второй год, с трудом окончил училище, в которое перевёлся после отчисления из школы из-за конфликта с учителем. После училища поступил в политехнический институт, но был выслан в город Елец. Большие изменения принес Пришвину 1906 год, став для него переломным - он отправился в путешествие по Карелии, где и обнаружил у себя интерес и талант к литературе. Уже в этом году он выпускает свой первый рассказ, который назывался «Сашок». А в 1907 году выходит книга, где собраны все путевые заметки и очерки о природе и жизни северян. Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Михаил Михайлович был уже пожилым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» и во многих других, писатель раскрывает эти чудеса перед нами. Итак, ребята, сейчас я задам вам вопросы. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает полным ответом, хорошо? Кто запомнил, где родился Михаил Михайлович Пришвин? ( в селе Хрущёво-Лёвшино); Как назывался его первый опубликованный рассказ( «Сашок»); Чем еще, помимо писательской деятельности записался Пришвин? (некоторое время работал корреспондентом и агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекаре) Хорошо, молодцы! Ребята, а вам знакомы эти произведения? А сегодня мы познакомимся с рассказом «Выскочка» . Ребята, а вы знаете значение этого слова? Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его) Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова? (Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. А вот главных героев я предлагаю вам узнать сейчас. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака)
Трещала с самого утра: «Пор – р – ра! Пор – р - ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. (сорока)
Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу. бдительность – внимательность, настороженность срам - стыд и позор радужный - разноцветный выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей) поскакала – дуром – двигалась странно с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность улучила момент – нашла подходящее время.
А перед началом чтения давайте мы с вами немного отдохнем( Физминутка).
Открываем учебники с 74 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, соблюдая знаки препинания. Чтение 1 части до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки» - Кто является героем рассказа?( собака Вьюшка) - Какой породы была Вьюшка?( лайка) - Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?( она разворачивала колечко своего хвоста и опускала его вниз поленом) -Какая основная мысль этой части?(описание самой собаки, описание превращения ее имени в имя Вьюшка, описание характера собаки - все это знакомит нас с Вьюшкой) -Как мы можем ее озаглавить?(Наша охотничья собака) - Как могут дальше развиваться события? Чтение 2 части до слов «- наступали шесть умных сорок» - Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?( Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства.) - Чем же отличалась одна из сорок?( она была с заскоком и с пыльцой в голове) -Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? -Какая основная мысль в этой части?( автор описывает, как Вьюшке попала косточка, но наглые сороки смогли отобрать у собаки такое вкусное лакомство) -Как мы можем ее озаглавить?( Воровство сорок.) Как же дальше будут развиваться события? Чтение 3 части до конца. - Поднимите руки, чьи предположения оправдались? - Что же произошло между героями? - За что сороки осуждали Выскочку? -Какая основная мысль в этой части?( нельзя брать чужое если вам не разрешали, не нужно быть выскочкой.)
-Как мы ее можем озаглавить? (Кошмар любой сороки.) - Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
Выборочное чтение. Работа с текстом после чтения. -Обратимся к тексту. - Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая) -Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение) - Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью) -Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует. - Прочитайте описание сороки после этого случая. - Как автор относится к Выскочке? - А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда)
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о собаке? Собака-друг человека.( Пёс всегда будет верным другом, не обманет, не предаст, ему прощается любое баловство) Без причины и собака не лает (Если бы сороки просто пролетели мимо стала бы Вьюшка их трогать?) - Объясните, как вы их понимаете?
4.Приминение новых знаний Цель: Умение работать с новым материалом.
Ребята, давайте составим «пирамиду читателя». Составьте пирамиду по плану. - О чём рассказ? (Одно слово.)
- Место и время действия. (два слова.)
- Главные события в рассказе. (три слова.)
- Главные герои, какие они? (четыре слов.)
- Что хотел донести до читателя автор этим произведением? (5 слов)
- Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (шесть слов)
Дети презентуют свои пирамиды. В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, словно своими глазами ты видишь, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
6.Итоги урока: Определение достижений целей. - Итак, ребята, какую цель мы перед собой ставили? (« прочитать произведение Пришвина «Выскочка» и проанализировать его») -Достигли ли мы цели урока? (да)
7.Рефлексия: Умение оценивать собственную деятельность. Продолжите фразы: 1. На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок для меня показался… 4. За урок я… 5. Мое настроение… 6. Материал урока мне был…
|
Наглядный
Практический ( работа с карточками)
Словесный ( беседа)
Словесный (рассказ учителя)
Словесный(рассказ учителя)
Словесный ( беседа)
Наглядный ( слайд презентации)
Наглядный (слайд презентации)
Словесный (беседа)
Словесный (беседа)
Наглядный ( текст учебника)
Практический ( выполняют задание)
Словесный (беседа)
Практический ( составляют «пирамиду читателя»)
Словесный ( беседа)
Практический |
Приветствуют учителя
Вспоминают изучаемый раздел
Выполняют задания на карточках
Определяют тему и цель урока
Воспринимают на слух биографию автора
Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения
Высказывают свои предположении
Отгадывают загадки
Анализируют и разбирают непонятные слова
Выполняют физминутку
Читают произведение
Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения
Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения
Участвуют в диалоге: понимают вопросы собеседника и отвечают на них в соответствии с правилами речевого общения
Составляют «пирамиду читателя»
Подводят итоги урока
Оценивают собственную деятельность
|
Понимать цели изучения темы
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса
Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов.
Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов.
Понимать цели изучения темы
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса
Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса
|
Устойчивая положительная мотивация к деятельности
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей
Определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации и т. д
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения
Определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника
Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения
Понимание задаваемых вопросов, планирование и осуществление работы в паре и группе
Оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства, высказывая свою точку зрения
Адекватное восприятие другого мнения
Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении
Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении
Вступление в диалог, выражение своей точки зрения, участие в коллективном обсуждении
Оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий |
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость.
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Интерес к содержанию художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте
Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость
Проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость
Развитие способности к адекватной самооценке |
Фронтальная
Парная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная |
Видеоролик
Карточки
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Физминутка
Слайд
Слайд
Слайд презентации
|