Опыт развития читательской деятельности у младших шольников
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Михайлюта Наталья Мансуровна

Опыт применения наиболее эффективных приемов развития читательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_deyatelnost.pptx1.51 МБ
Файл chitatelskaya_deyatelnost.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление Михайлюта Н.М. у чителя начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП г. Армавира Методы и приемы развития читательской деятельности .

Слайд 2

3 этапа урока: подготовительный а нализ произведения заключительный

Слайд 3

Анализ текста Постановка вопроса к тексту Словесное рисование Составление портретной характеристики Драматизация

Слайд 4

Словесное рисование На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков. 1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования 2) «Рисуется» место, где происходит событие. 3) Изображаются действующие лица 4) Добавляются необходимые детали 5) «Раскрашивается» контурный рисунок.

Слайд 5

Портретная характеристика внешний вид; поступки; прямая речь героя; высказывание других персонажей о герое; его собственные мысли

Слайд 6

Билибин Иван Яковлевич Васнецов Виктор Михайлович

Слайд 7

Драматизация – чтение по ролям; – пантомима; – постановка живых картин; – собственно драматизация.

Слайд 8

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя

Слайд 9

Федор Решетников «Переэкзаменовка»

Слайд 10

Федор Решетников «Опять двойка»

Слайд 11

«Учение , лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить ». Константин Дмитриевич Ушинский



Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития читательской деятельности.

С первых шагов обучения чтению важно формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить младших школьников думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

Подготовить младших школьников к восприятию художественного произведения еще до его прочтения (подготовительный этап урока

Для подготовительного этапа урока отбираются:

  1. трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных;
  2. слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.

Для объяснения лексического значения слов могут быть использованы следующие приемы:

- объяснение значения слова путем подбора синонимов;

- объяснение значения слова через антоним;

- объяснение значения слова через развернутое описание;

- объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;

- объяснение значения слова через его словообразовательный или этимологический анализ;

- выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю

Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.

Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии:

- разделен ли он на части,

- снабжен ли подзаголовками,

- есть ли к нему вопросы.

На этапе анализа произведения ведется обучение детей «думанью во время чтения». Аналитическая деятельность организуется таким образом, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор каждой части произведения осуществляется по трем уровням: 1) фактическому, 2) идейному и 3) уровню собственного отношения к читаемому.

Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме постановки вопросов, в ходе анализа могут быть использованы и другие приемы:

- словесное рисование,

- постановка вопросов к тексту самими учащимися,

- перечитывание,

- составление портретной характеристики героя,

- драматизация.

Словесное рисование проводится по следующим этапам:

  1. что будет нарисовано? (содержание):
  2. как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре, какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция);
  3. какие краски используем для картины? (цветовое решение).

Такая работа обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления, «обостряет» содержание. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным.

Постановка вопросов к тексту самими учащимися может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми.

При перечитывании предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь младшим школьникам в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

При составлении портретной характеристики героя может быть предложена определенная система:

– внешний вид;

– поступки;

– прямая речь героя;

– высказывание других персонажей о герое;

– его собственные мысли

Самым трудным, но и самым интересным приемом проверки осознанности чтения является драматизация во всех ее формах:

– чтение по ролям;

– пантомима;

– постановка живых картин;

– собственно драматизация.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, которые помогают ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному:

- чтение по ролям,

- пересказ,

- выразительное чтение.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

Пересказ текста позволяет учителю увидеть, насколько глубоко понято детьми содержание текста. Предлагая младшим школьникам пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о целевой установке: можно предложить учащимся представить, что они хотят рассказать сказку своим младшим братьям и сестрам, или понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу, или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой, бабушкой

Чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...

Развитие читательской компетенции в младшем школьном возрасте. Исследовательская работа

В данной работе мы попытались отобрать и описать опыт использования наиболее эффективных технологических приемов развития читательской компетентности в начальной школе адекватных новым образовательным...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....