А.П. Чехов. « Ванька»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чепрасова Светлана Викторовна

Тема:  А.П. Чехов. « Ванька».

Цели урока:

        образовательные

  • познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
  • выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
  • подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
  • совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
  • совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
  • совершенствовать умение работать с текстом рассказа.

развивающие

  • развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

воспитательные

  • воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
  • воспитывать нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_vanka.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:

 (Учебник О.Кубасовой, УМК «Гармония»  4 класс)

Тема:  А.П. Чехов. « Ванька».

Цели урока:

        образовательные

  • познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
  • выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
  • подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
  • совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
  • совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
  • совершенствовать умение работать с текстом рассказа.

развивающие

  • развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

воспитательные

  • воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование:  портрет А.П.Чехова,  презентация «А.П.Чехов «Ванька», репродукция  картины В.Маковского «Свидание», Перова «Тройка»

Методы и приёмы обучения

  • к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос.

Ход урока:

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.

               - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас присутствует гость. Давайте с ним поздороваемся с ним. Обычно гости приходят, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке «Литературного чтения»

- Давайте, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

2. Актуализация знаний обучающихся.

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся ещё с одной страницей из истории нашей России.

- Познакомьтесь с фрагментом рассказа, который нам предстоит прочитать

(Фрагмент читает ученик) стр.106

- К какому жанру текста относится отрывок? (письмо)

-Как вы думаете, когда и кем было написано это письмо?

-Что можно узнать о мальчике по этой части письма?

-Какие чувства вызывает у вас то, что написал Ванька? (жалость)

-Чтобы поближе познакомиться с этим мальчиком, нам необходимо прочитать весь рассказ.


Упражнение  на развитие ассоциативного мышления

- Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас.

3. Целеполагание

-Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А.П. Чехова

 «Ванька», а также с жизнью и творчеством этого писателя.

4.Знакомство с творчеством А.П.Чехова

-Ребята  подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.
(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. После  окончания гимназии, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

-Итак, Антон Павлович Чехов. Если вы когда-нибудь в детской библиотеке попросите какую-нибудь из книг Антона Павловича, вам, конечно же библиотекарь даст книгу рассказов Чехова, в которой будут такие рассказы, как «Каштанка» или «Мальчики». Но это будут исключения. Так как сам Чехов говорил, что он никогда не писал книг для детей. Он вообще не любил книг для детей. Он говорил: «Детям надо давать только то, что годится и для взрослых».

-Надо сказать, что в детстве у него не было детства (это его слова). Чехов достаточно натерпелся от сурового отца – владельца лавки, который часто пускал в ход розги. Учится,  ему не нравилось, он дважды оставался на второй год. Но это не помешало Антону Павловичу поступить на медицинский факультет университета. Надо было работать, чтобы содержать семью. Он начал сочинять и это приносило главный доход. Сначала он писал юмористические произведения, но постепенно юмор уходит из его творчества. Он начинает писать о людях, беспросветно несчастных. Среди его героев вызывающих сочувствие – дети.

5. Определение темы урока

-Послушайте  отрывки из произведений и постарайтесь определить тему нашего урока.

а) «Нам гулять не довелось
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса 
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» С.Алексеев)
-Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
-В чем заключается трудность? (непосильный труд,  должны дети учиться, а вынуждены работать)
-Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

6. Подготовка к восприятию текста

А) Вступительная беседа учителя

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

Жизнь сироты – удел жестокий. 
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода, 
Насмешки челяди, труд рабский.
Весь день и ночь, до самого утра.

Б) Знакомство с картиной В.Г.Перова «Тройка». (Слайд)

- Не только писатели рассказывали о трудностях и лишениях детей, но и художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. Хочу познакомить вас с картиной, которую написал Василий Григорьевич Перов.

-Откройте страницу 188-189 учебника

  Перов стремился показать именно страдания одних и сытую тупость и жестокость других, показать, как страдает народ под игом помещиков, попов, полицейских. Вот репродукция его знаменитой картины «Тройка».

  В старину, когда ещё не было автомобилей, люди ездили на лошадях, наиболее быстрой была езда на тройках. В коляску или сани запрягали трёх лошадей.  Перов назвал свою картину «Тройка», только изобразил он на ней особую упряжку: трое измученных детей тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.

(Дети рассказывают о картинах)

 А) Вглядитесь в картину.… (Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжёлую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала ещё тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжёлая работа не согревает. Невольно возникает вопрос, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжёлой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжёлый груз. Дети напоминают тройку лошадей. 

- Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? (Чувства сострадания, жалости, боли)

- Почему Перов решил её написать? (Чтобы показать, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям, до революции)

  -Вглядитесь внимательно в героев картины. Их трое: два мальчика и девочка.

-Какими вы видите детей?

Б) Одному мальчику лет 12, он старше других. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Лицо привлекательное, смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.

На другом мальчике черное рваное пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил, голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок, рука повисла плетью. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет. 

Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове легкий. Темные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется ветхое, выцветшее ситцевое платье. Башмаки тоже чужие, огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге!

В) Работа по картине В. Маковского «Свидание»

- Внимательно рассмотрите картину В. Маковского «Свидание». Этот художник был современником А.П. Чехова.

- Как вы понимаете слово «современник»?

(Тот, кто живет в одно время с кем-нибудь)

- О чем рассказывает картина?

В) Картина рассказывает о свидании матери с сыном, отданным в учение к какому – то городскому ремесленнику (судя по кожаному фартуку мальчика – к сапожнику). Судя по узелку и дорожной палочке, по одежде женщины, она приехала из деревни, чтобы повидаться с сыном и покормить мальчика. Её жест и взгляд, направленный на мальчика, выражают боль и любовь. Ей явно очень жаль сына, и она молча наблюдает, как он торопливо жует принесенный ею калач. У этих двух близких людей нет даже возможности повидаться в нормальных условиях: встреча явно происходит в сенях. А поскольку мальчик даже не снял фартук, он явно торопится вернуться на свое рабочее место.

- Страшная действительность. Многие не доживут и до взрослости. Не познают счастья собственной семьи, радость жизни.

7. Физкультминутка.

8. Первичное восприятие текста.

а) Словарная работа.

-Давайте познакомимся с трудными словами, которые встретятся в тексте.

  • заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  • образ – икона;
  • шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  • людская – помещение для слуг в барском доме;
  • дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  • подмастерье – помощник мастера;
  • клирос – место певчих (хора) в церкви;
  • сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  • кадриль – пляска в четыре пары;
  • кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

Б) Читают подготовленные ученики.  Ребята следят по учебнику.

-Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет

(прослушать отрывок)

9. Проверка первичного восприятия текста.

А) - Получит ли дед Константин Макарыч  письмо Ваньки? Почему?

 (нет адреса)

-Какие чувства вызвал этот рассказ?

-Что произвело на вас наиболее сильное впечатление?

-К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

-Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

10. Чтение и анализ произведения.

А) Работа в паре.

-А теперь проверим,  на сколько вы были внимательны при чтении рассказа?

- Поработайте самостоятельно в паре. С вопросами викторины, которые находятся у вас на парте.

Викторина  «Десяточка» - «Вопрос – ответ»

1. Как звали главного героя? (Ванька)

2.Сколько лет Ваньке? (9)

3.Какое время он живет у сапожника?(3 месяца)

4.Почему Ванька не мог убежать в деревню сам? (Сапог нет)

5.Как звали собак деда? (Каштанка, Вьюн)

6.До какого числа умел считать Ванька? (До ста)

7. Кто выучил грамоте Ваньку? ( Барыня Ольга Игнатьевна)

8.Какой гостинец просит Ванька у барыни с елки? (Золочёный орех)

9.Какой танец умел танцевать? (Кадриль)

10.Любимое занятие Константина Макарыча?(Нюхать табак)

-Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой  жизни. Почему? (Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)

Б) Выборочное чтение по вопросам учителя.

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  • К кому был отдан  Ванька в ученье?
  • Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
  • Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?

 (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)

  • В каком чувстве Ванька пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
  • Как  автор  относится  к  герою? (Жалеет)
  • Почему  Чехов  назвал  рассказ  «Ванька»,  а не  «Ваня»  или  «Ванечка».

(К  простым  людям  в  годы  царизма   обращались  так  неуважительно,  чтобы  подчеркнуть  их    бесправное  положение  и   свое   господство  над  ними. )

  • Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном        отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

  • Прочитайте, о том, где Ванька  рассказывает о жизни людей в городе, совсем не похожей, на жизнь  деревенскую?

(Ванька сравнивает, какие животные есть в большом городе, что он видел на прилавках  больших магазинов, какие собаки живут в городе, как отличаются даже церкви городская и деревенская; все это для него чужое, неродное)

  • Прочитайте, на что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

-А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни)

-Какое выражение стало крылатым? (На деревню дедушке)

-Чем заканчивается рассказ? (многоточием)

-Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)

-Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

 ( Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

-Страшно ли оказаться в том времени? 
-Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только, после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым. В этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма. (Подтверждать словами из текста)

 -  Почему же он так промахнулся с адресом?

    Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

11. Итог. Рефлексия

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?

-Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

-Мы хорошо, я думаю, потрудились. Давайте оценим свою работу.

-Если вам понравилось, было интересно  на уроке,  поднимите зелёную звезду, жёлтая - скучно на уроке,  красная - было сложно.

12. Домашнее задание. Комментированное выставление оценок.

А) 1.Выразительное чтение рассказа «Ванька»

Б) Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой.

В) Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове, составить словесный портрет дедушки  Константина Макарыча.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...

Урок-исследование текста.Тема А.П.Чехов Ванька

Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы. Предлагаемый урок соответствует требованиям времен...

Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"

Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Урок литературного чтения "А.П.Чехов "Ванька"

Урок литературного чтения в 3-м классе (УМК «Начальная школа XXIвека»). На уроке учащиеся  знакомятся с трудной жизнью детей XIXвека, учатся  анализировать, выражать собственные мысли. В про...

А.П.Чехов "Ванька". Два мира Ваньки Жукова

Тема:  А.П.Чехова «Ванька». Два мира Ваньки Жукова.     Цель урока: На материале авторской литературы и художественной картины обнаружить сложный мир переживаний, сложного мира чув...