Характер главного героя в произведении С. Воронина «Лесик - Разноголосик»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Калиничева Александра Сергеевна

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Перспективная начальная школа» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_konspekt.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения,

проведенного во 2 «А» классе

обучающейся Калиничевой Александры Сергеевны

08.10.2019 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста________________

План-конспект урока литературного чтения

УМК: «Перспективная начальная школа» 2 класс

(Учебник, Хрестоматия Малаховская О. В. Литературное чтение, 2 класс 1 ч., стр. 49-54)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 08.10.2019 г.

Время: 13:50-14:35

Место: МАОУ Гимназия №2 г. Черняховска

Класс : 2 «А»

Целевой компонент урока:
Тема урока: Характер главного героя в произведении С. Воронина «Лесик - Разноголосик»
Цель: создание благоприятных условий для формирования умения давать характеристику главному герою.
Задачи:
Образовательные:

  • формирование читательских умений;
  • создание условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
  • способствовать расширению кругозора обучающихся о добром\плохом, характере главного героя.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать у обучающихся самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;
  • развивать познавательный интерес учеников.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (нравственному воспитанию, актуальности, коллективизма,);
  • содействовать трудовому воспитанию и профориентации обучающихся.


Здоровье сберегающие:

  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой\физкультминутками;
  • содействовать физическому воспитанию обучающихся, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках;
  • повышение уровня психического и социального здоровья обучающихся;
  • соблюдение СанПиНов.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознать свои возможности в учении;
  • выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
    Метапредметные:
    Формирование познавательных универсальных учебных действий:
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь ориентироваться в учебнике и произведении, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
  • ориентироваться в учебной книге;
    Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
  • составлять план и последовательность действий;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
  • участвовать в диалоге, работают с соседом по парте;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
    Предметные:
  • научится анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь»;
  • различать героя-обманщика и героя-выдумщика;
  • получит возможность научиться понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира.


Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник Литературное чтение 2 класс, хрестоматия Литературное чтение 2 класс.1 ч., проектор, презентация, раздаточный материал (таблица с характером героя– 28 шт.).

Содержательный компонент урока:

Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
Учитель: Добрый день, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения буду вести у вас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите все ли у вас лежит на парте, и приступим к уроку.
II. Актуализация умений и знаний.
У:
 Вспомните, к кому мы отправились в гости на прошлом уроке. О чём узнали?
Д: Мы отправились в гости к Незнайке и узнали, что говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же.
У: ФНАЕНПТРААЗВИДЯА и НПЕВПДРЗАЖВСДЫА
Расшифруйте запись. Подсказка: читайте через букву.
Д: Фантазия и Неправда.
У: Проверка домашнего задания – отрывок произведения по ролям. Опрос 4 пар.

III. Открытие новой темы. Целеполагание .

  1. Работа обучающихся в парах.
    У: Работая в паре, поделите слова на две группы: в одну будут относиться слова – названия действий по теме «Фантазия», а в другую будут входить слова – названия действий, связанные со словом «Ложь».
    Запись на слайде: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
    Д: Группа 1: Врать, обманывать, лгать, клеветать.
    Группа 2: Сочинять, выдумывать, изобретать, фантазировать.
    У: Объясните своё решение.
    Так чему мы будем учиться сегодня?
    Д: Мы продолжим учиться отличать фантазию от неправды.
    У: А поможет нам в этом писатель Сергей Алексеевич Воронин. Знаком ли вам этот писатель?
    Д: Да, в первом классе мы читали его сказку «Необыкновенная ромашка» про Леку и Стёпу.


IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Работа по учебнику (стр. 49-54).
У: Попробуйте по хрестоматии определить, на примере какого произведения мы сегодня будем учиться отличать фантазию от неправды. И как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?
Д: «Лесик - Разноголосик»
У: Верно. На какой странице следует открыть хрестоматию для прочтения?
Д: Страница 49.
У: Давайте вы прочитаете это произведение, внимательно его слушайте и следите по книге. Это поможет вам ориентироваться в таком большом тексте.

Но сначала мы разберем непонятные слова: (на слайде)

Как думаете, что они означают?

Ловко – быстро, без проблем;

Еще пуще – еще больше;

Повадилась – привыкла;

Коли – если;

Заблеял – заговорил как овца.


V. Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.


VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

2) Лекция с элементами беседы.

У:
 Почему автор назвал сказку «Лесик-разноголосик»? Давайте разберём слово «Разноголосик». Из каких двух слов оно состоит?
Д: Разные и голос.
У: Вернитесь к тому месту в сказке, где на вой Лесика прибежал волк. Помогите сориентироваться тем, кто ещё не нашёл нужный отрывок ( с.51 со слов «Так вот он подшучивал…» - с.53 до слов «И волк улёгся спать.»).
Перечитайте разговор мальчика и волка по ролям. Какие роли вы выделите для чтения?
Д: Волк, Лесик и автор.
3) Чтение по ролям.
У: Кто – то из вас будет волком, кто – то автором, и кто – то будет Лесиком.

Теперь давайте прочитаем вопросы на 54 странице и ответим на них.
Д: Сначала Лесик, действительно, испугался волка и очень обрадовался, когда волк предложил позвать овцу, чтобы съесть ее вместо Лесика. Но когда мальчик увидел, что на его зов прибежала его любимая овечка, он задумался о том, что волк может причинить вред всем его близким.

Отношение к шуткам Лесика отражено в строках: «А Лесик лежит в кустах и смеется, как это он ловко петуха обманул»; «Бабушка услышит, как курица кудахчет, выбежит во двор и заохает: «Ну что это такое, опять курица снесла яйцо не в сарае, а в огороде… И что она туда повадилась». И идет искать. Ищет, ищет и, конечно, ничего не найдет. Яйца – то ведь нет.» а Лесик еще пуще смеется, рот закрывает ладошкой, чтобы бабушка не услышала». И строки: «Дедушка носится с палкой, бабушка с метлой, гонят котов со двора, а Лесик сидит на дереве, со смеха чуть не падает». А также: «Выследит, кто куда за грибами пошел, спрячется в малиннике и завоет по-волчьи: « У-у! Уо-Уо! У-у-у-у-у-у! О-о-о-о-о-о! У-у!» И все, сколько есть грибников, так перепугаются, что даже корзины побросают от страха – и бегом из лесу. Особенно пугались женщины. А Лесик хохочет, так хохочет, что у него слезы из глаз льются.»

Лесик, с одной стороны, хотел только подшутить над людьми, с другой стороны получалось так, что Лесик всех обманывал: ведь никто так и не узнавал, что это был всего лишь розыгрыш.

Лесик перестал подражать голосам животных, потому что после случая с волком Лесик понял, что его шутки вовсе не безобидны и могут причинить вред тем, кто ем у дорог.
У: Так почему же Лесика называли Разноголосиком?
Д: Он умел говорить разными голосами.

У: Давайте теперь посмотрим на изображение на стр. 53. Каким автор изображает Лесика? Какой он? А как его представляете вы?

Д: Ответы.

У: У каждого из вас на парте лежит таблица. В первом столбце написано предложение, а во втором характеристика. В первых двух предложениях вы должны выбрать ответ, а в остальных трех вы должны написать характеристику сами.
(Отношение героя к другим лицам – дружелюбное, Лесик думает только о себе; устно ответили – записали.)

Предложение

Характеристика

Герой занимает место в произведении.

Центральное\Второстепенное

Поступки героя носят характер.

Хороший\Плохой

Отношение героя к другим лицам в начале произведения.

Отношение героя к другим лицам после встречи с волком.

Отношение автора к герою.


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Что вы не знали, а сейчас узнали?
Д: Если шутки причиняют кому-либо вред, то это уже не шутки, а злой умысел.
У: Как же изменился Лесик с начала произведения к его концу?

Д: В начале произведения он любил над всеми подшучивать, что приводило к плохим последствиям, а в конце произведения Лесик стал хорошим и перестал передразнивать животных.

У: Какой же характер у Лесика?

Д: В начале – плохой, думал только о себе; в конце – понял, что такими шутками он подвергает опасности своих близких.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У:
 Дать характеристику главному герою, и нарисовать его: как вы хотите – в начале произведения, когда у Лесика были плохие шутки, или в конце произведения – когда Лесик изменился и стал хорошим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока. Тема: "О чём говорит искусство. Образ и характер сказочного героя» 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологическую карту урока изобразительного искусства....

Изо, образ и характер сказочного героя (2 Класс)

Тема: Образ и характер сказочного героя (завершение портрета, гуашь)Цели деятельности учителя: закрепление представлений о зависимости цвета и характера героя, обучение способу создания образа героя п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Образ и характер сказочного героя" (2 класс)

Цель урока: формирование представлений о зависимости цвета и характера героя; формирование умений выполнять подмалёвок портрета приемом «от пятна»Задачи урокаДидактические:1....

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей....