Н.Носов " На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Чуланова Елена Валерьевна

  В разработке представлена методика проведения  урока с использованием различных методов и форм: информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества, технологии групповой работы,  личностно-ориентированного обучения, метода проблемного обучения, коллективных способов обучения и др

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

УМК «Школа России»

Класс: 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: Н. Носов «На горке».

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и

идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Задачи урока:

образовательные:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.

Метапредметные:

·  Регулятивныепринимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

·  Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

·  Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах и группах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению. Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно – познавательной
  •  коммуникативной

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация, аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»; конверты с картинками (иллюстрации плохих и хороших поступков детей, портрет писателя, карточки с заданием) мультимедийный проектор, экран, карточки с лексическим значением слов. Толковый словарь С.Ожегова, аудиозапись песни Буратино из кинофильма «Золотой ключик», карточки со словами для составления кластера).

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Звенит звонок.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 -Прежде чем мы начнем наш урок, давайте вспомним правила поведения на уроке.

Дети вспоминают правила поведения на уроке.

1-уч.: На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2-уч.: Слушай, не перебивай.

3-уч.: Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

4-уч.: Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

5-уч.: Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Личностные УУД: готовность к обучению, самоорганизация.

2.

Актуализация опорных знаний

Речевая разминка.

 Ип- ип- ип – слышу снега скрип .

Ок- ок –ок –падает снежок.            

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

Конец второго предложения прочитайте с вопросительной интонацией.

-В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

Дети читают чистоговорки по рядам, только девочки, только мальчики, вместе.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: читать осознанно, выразительно, с заданной интонацией.

3.

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

Отгадайте загадку:

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это ? (БУРАТИНО)

(Звучит музыка из кинофильма «Золотой ключик», в класс вбегает Буратино, держа в руках конверт).

- Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?  Дело в том, что Мальвина спрятала мой золотой ключик. А как я открою волшебную дверцу без ключа? Чтобы вернуть ключ мне нужно выполнить все задания, которые находятся вот в этом конверте. Вот я пришел к вам. Помогите, пожалуйста!  (Буратино показывает конверт ребятам)

-Ребята, поможем Буратино?

( У каждого на парте конверты, дети открывают конверты и достают карточки с заданиями)

- Откройте конверты и достаньте содержимое. Что вы видите?

 Кто на ней изображен? Что делают дети? На какие группы можно распределить карточки? (карточки на которых изображены дети, совершающие разные поступки: плохие и хорошие)

- О ком пойдет речь на нашем уроке?  

- Перед вами портрет. Кто на ней изображен?  

- Какие произведения Н.Носова вы знаете?

- Сейчас я вам предлагаю разгадать ещё одно произведение  Н.Носова, но для этого нужно  расположить цифры в порядке возрастания.

7

6

5

4

3

2

1

Н

а

г

о

р

к

е

- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

- Я предлагаю вам воспользоваться карточкой №1 и сформулировать цель урока и задачи, которые мы поставим перед собой на этом уроке. Для этого вам нужно дополнить предложения.

Цель урока:

Будем развивать читательские умения работы с ….

Учиться задавать ….

Задачи:

Отличать хорошие … от …

Давать оценку ….

Учитель предлагает детям предположить, о чем пойдет речь в произведении.

 

Дети отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы Буратино.

-Да,поможем.

Дети перечисляют содержимое конверта.

Дети. Они совершают поступки плохие и хорошие.

- О ребятах и поступках, которые они совершают.

Н.Носов

Дети перечисляют произведения Носова.

Дети переставляют карточки и читают название произведения.

Н.Носов « На горке».

Дети дополняют предложения т.о. формулируют цель и задачи урока.

 

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; планировать свои действия.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли;

слушать и понимать речь других;

высказывать свои предположения;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную задачу;

4.

Первичное восприятие произведения.

Прослушаем аудиозапись произведения «На горке».

- Ребята, вам понравилось произведение?

-Какой момент вам особенно понравился?

- А вам понравилось, как актеры передавали голосом интонацию героев?

- Скажите оправдались ваши предположения?

 - Кто герои произведения?  

- А кто знает, как будут звать Котьку, когда он вырастит?  

(на доске учитель начинает составлять кластер) КОТЬКА-КОНСТАНТИН

- Как пишется это слово? Почему? Какая ещё орфограмма в слове?  (выставляю карточки со словами) На какой вопрос отвечает слово Котька (кто?) А к какой части речи относится?  

Дети отвечают на вопросы учителя.

Котька и ребята.

Константин

Это имя собственное,

отвечает на вопрос кто? существительное, одушевленное

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;

анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

точно выражать свои мысли;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД: выделять в системе знаний изученную единицу;

5.

Цель физкультминутки: снятие утомляемости

 Буратино вместе с ребятами проводит физкультминутку:

 

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Дети выполняют движения вместе с Буратино.

Регулятивные УУД:

проводить физическую разгрузку в ходе работы

6.

Повторное чтение по логическим частям. Работа над содержанием.

- Перед тем, как читать нам текст, давайте определим, к какому литературному жанру он относится? 

 Словарная работа до чтения.

- Как вы понимаете значение этих выражений?

«нацепил коньки»

«чирк коньками»

«бух носом»

- Как вы думаете, что означает слово «дворницкая»? От какого слова оно произошло? Где мы можем узнать с вами значение этого слова?

- Конечно это можно узнать в толковом словаре С.Ожегова

( учитель показывает словарь и читает значение слова).

- А у нас в учебнике тоже есть словарик , где можно найти значение непонятных слов

 

Аналогичная работа проходит со словом «четвереньки».

 

-Там, где мы остановимся для беседы, вы карандашиком легонько пометьте, чтобы найти потом, где читали, а ещё можно помечать слова, которые характеризуют Котьку или непонятные слова, если они найдутся. Но дома вы резинкой обязательно всё сотрите, чтобы учебники в чистом виде другим ребятам достались.

Чтение по логическим частям стр.60

1 часть

- Что строили ребята?

- Долго они работали?

- Что они сделали после работы? ( предложить ребятам самим поставить вопросы к содержанию данного отрывка)

2 часть

- Каким вы представляете себе Котьку?  

- А ещё каким он вам представляется?  (вывешиваю карточки) (КЛАСТЕР на доску.) Хитрый, ленивый.

- Почему? 

Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике стр.61.

Какой ещё Котька? 

3 часть

- Что сделал Котька, когда ребята ушли?

- Понравилась ему горка?

- Получилось прокатиться с горки?

- Почему?

- Что он придумал? А что у нас в городе посыпают песком? (Дороги) Почему? (Чтобы люди не упали и машины в аварию не попали) Поэтому нужно думать о своей безопасности.

- Получилось прокатиться?

4 часть

- Когда ребята прибежали, какие чувства у них возникли? 

Посмотрите на иллюстрацию стр.63.

5 часть

- Что решили ребята?

- Как Котька исправил положение?

-Как вы думаете, изменился ли он?

- Каким он стал в конце нашего рассказа?

- В чем проявилась догадка?

-Почему можно назвать его заботливым?

-Давайте обратимся к нашему герою, действительно ли, Константин оказался твёрдым, стойким? 

Работа в паре:

- Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.  

ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, СУМЕЙ И ПОПРАВИТЬ.

- Какую вы выбрали пословицу и почему?

- Как вы думаете, какие качества характера помогают человеку в жизни, чтобы жить в согласии с другими, иметь много друзей?

 -Чему научил нас рассказ Н. Носова «На горке»? 

 Рассказ- небольшое произведение, написанное в прозе, герой которого мальчик и ребята.

Дети дают значения выражений.

Отвечают на вопрос учителя. 

Ученик читает определение в учебнике.

Четвереньки- поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить. Подняться с четверенек.

Ученики задают друг другу вопросы по содержанию 1 части.

Хитрый.

Ленивый.

Любопытный.

Дети отвечают на вопросы по содержанию прочитанного

Дети дополняют кластер: догадливый,

трудолюбивый,

заботливый.

Познавательные УУД: находить и выделять необходимую информацию;

заполнять схему на основе текста (работа с кластером);

выделять главную информацию в тексте;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме;

осуществлять работу в паре;

формировать умение учебного сотрудничества,

коллективного обсуждения проблем, предположений;

Регулятивные УУД:

организовывать выполнение заданий учителя;

коррекция знаний, способов деятельности;

осуществлять самоконтроль;

7.

Итоги урока

-Чему сегодня мы учились на уроке?

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Вам в этом поможет карточка с изображением Буратино и Мальвины.

Дети отвечают на вопрос дополняя предложения.

Учились задавать….

Давать оценку….

Отличать …. Поступки от ….

Познавательные УУД:

систематизировать изученное, делать выводы;

Регулятивные УУД: соотносить цели урока с результатом работы;

анализировать и осмысливать свои достижения;

совместно с учителем и одноклассниками дать оценку деятельности на уроке;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы учителя;

8.

Рефлексия

Буратино: Ребята, спасибо за помощь. Мне приятно было с вами работать на уроке.

 Буратино раздает ребятам карточку со своим изображением, в память о проведенном уроке.

9.

Домашнее задание.

Учебник стр.64 задание 6

Записывают в дневник.

Ожидаемые результаты:         

                                       задавать вопросы по прочитанному произведению;

давать характеристику герою;

анализировать поступки детей, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

Разработка урока "Н. Носов "На горке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с презентацией...

конспект урока чтения, Н.Н.Носов " На горке" ( класс коррекц.)

Конспект урока чтения по теме: Н. Н. Носов " На горке", для класса коррекции....

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Н. Носов "На горке"

конспект урока по чтению по теме "Н.Носов "На горке"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Урок по чтению. 2 класс. Н.Носов "На горке"

Урок с использованием технологий проблемно – диалогического метода обучения и формирования типа правильной читательской деятельности....