Урок тлитературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гайнанова Екатерина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_zapechnogo_sverchka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс

Тема: Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Цель: развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; относить произведения к жанрам по определённым признакам; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Технологии: Проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов.

Форма организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в паре.

Тип урока: урок знакомства с новым произведением.

Оборудование: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс, фрагменты произведений В. Моцарта, фрагмент мультфильма «Маленький Моцарт», методические рекомендации, презентация Power Point.

Планируемый результат

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

1. Развить умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развить умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Уметь работать в паре и в группах.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Уметь  высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Уметь  работать по предложенному учителем плану.

Этапы урока

Содержание этапа

I.Организационный момент

II. Мотивация к учебной деятельности

-Послушайте стихотворение.

(Ученик читает наизусть стихи Юрия Визбора.)

Наполним музыкой сердца!

 Устроим праздники из буден!

 Своих мучителей забудем,

 Вот сквер – пройдёмся до конца.

 Найдём любимейшую дверь,

 За ней – ряд кресел золочённых,

 Куда с восторгом увлечённых

 Внесём мы тихий груз

 Своих потерь.

 Какая музыка была,

 Какая музыка звучала!

 Она совсем не поучала,

 А лишь тихонечко звала.

- Почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки Юрия Визбора. (Название раздела «Наполним музыкой сердца»)

- Наш урок будет посвящён  теме «Наполним музыкой сердца»

 (слайд 1), а эпиграфом к уроку – слова Паустовского «Музыка- это зеркало гения»(слайд 2)

- Прослушайте фрагмент музыкального произведения.(В.А.Моцарт Менуэт-ля мажор)

- Что вы представили, когда слушали музыку?

- Композитором данного музыкального произведения является Вольфганг Амадей Моцарт. (слайд 3)

- Как вы думаете, кто помог маленькому Моцарту стать знаменитым композитором?

(Родители, учитель)

- Узнать об этом нам поможет сегодня произведение Геннадия Цыферова.

(слайд 4)

- Вспомните произведения

 Г. Цыферова. (Выставка книг)

 (слайд 5)

-Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта.

-Сегодня мы  перенесёмся в другую страну, в другую эпоху и узнаем тайну запечного сверчка.

III.Работа с текстом до чтения

- Прочитайте заглавие текста на стр. 146.

-Какова тема урока? (предположения  детей)   (слайд 6)

- Кто из вас видел сверчка? Кто слышал его песню?

– Кто такие сверчки? ( … )

 – Послушаем, что узнал о сверчках ваш одноклассник. (Слайд 7)

- Где живёт этот сверчок? (За печкой)

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?(Мальчика и сверчка)

- Чем занимается сверчок? (Играет на скрипке)

-Что же это за инструмент? (слайд 8)

Домовых сверчков за любовь к человеческому жилью прозвали «запечными соловьями».

- А кто этот мальчик?

-Мальчик этот наш современник?(Нет. У него парик. Это XVIII век.)

Может это быть маленький Моцарт?(Да)

- Какое произведение по жанру мы будем читать (рассказ или сказку)?(Сказку)

- Докажите своё предположение.( Сверчки не играют на скрипке.)

- Прочитайте ещё раз заглавие.

- Какой вопрос вы хотите задать автору?

(Какую тайну скрывает сверчок?)

- Как вы сами ответите на этот вопрос?

(предположения детей)

- Проверим наши предположения, прочитав данный текст.

 - Сегодня мы будем читать о маленьком мальчике по имени Вольфганг Амадей Моцарт (слайд 9)

IV. Работа с текстом во время чтения

 - Прочитайте ключевые слова.

(Слайд 10)

Зальцбург

 маэстрино

 волшебная  скрипочка

 Сверчок

Знаменитый музыкант

- Лексическое значение,  каких слов непонятно? Почему слово Зальцбург написано  с большой буквы? В какой стране находится этот город?

Маэстрино  

-Прочитаем из  толкового словаря  значение слова  маэстро (слайд 11 )

Догадались, кто  такой маэстрино?

- Опираясь на ключевые слова, иллюстрации предположите, о чем будет произведение?

Чтение вслух «Небольшого вступления» по  абзацам, комментарии по ходу  чтения.

После чтения 1-го абзаца:

 работа над выразительностью.

- С какой интонацией можно прочитать второе предложение? (Торжественно, либо мечтательно )

 -Кто из вас был на концерте классической музыки?

-Хотите побывать на концерте Моцарта?

Звучит запись «Маленькой ночной серенады» (фрагмент) Моцарта.

- Что представили?

- Что представил автор мы сейчас узнаем.

После чтения 2-го абзаца.

Рассказ о городе Зальцбурге (рассказ ученика)

(слайд 12,13)

Музыкальное сопровождение «Фантазия К397»(фрагмент)

- Представим себя на улицах Зальцбурга в 18 веке. В те дни он был столицей маленького княжества.

Зальцбург – это один из живописнейших уголков Австрии с великолепными садами, дворцами, соборами, расположенными среди пышной зелени альпийских предгорий, на реке Зальцах. Но самым замечательным в этом городке было то, что жители Зальцбурга были  очень общительными, весёлыми людьми. Они хорошо играли на музыкальных инструментах, пели, плясали. Поэтому в самой Австрии Зальцбург называли не городом, а музыкальной шкатулкой.

Именно в Зальцбурге 27 января 1756 г. родился Вольфганг Амадей Моцарт.

После чтения 3-го абзаца.

- Что за бутафорское оружие? (Ненастоящее)

– Какие запахи и звуки наполняли ночной Зальцбург?

После чтения  4-го абзаца.

– С кем автор сравнивает музыку?

 (С живым существом)

- Какое слово нужно обязательно вставить в ключевые слова?(Музыка) (Слайд 14)

- Какие слова подтверждают мысль о бессмертии прекрасной музыки? (-Спустя столетия помогает вспомнить то, что было раньше)

После чтения 5-го абзаца

- Что возродила музыка у автора? (Надежду, воспоминание)

Чтение части до конца.

- Кого вспоминает автор, слушая музыку?

– Прочитайте строки, которые помогают нам представить маленького Моцарта?

- Почему мальчик сравнивается с веточкой вербы?

– Что мы будем читать – сказку или рассказ? Почему? (и сказка, и быль, рассуждения)

Чтение главы «О сказочной тайне маленького Моцарта».

1. До чтения.

Когда родился Вольфганг Амадей Моцарт, его отец, скрипач Леопольд Моцарт задумался: « А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплётчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст своё сердце музыке».

Так и случилось, он стал музыкантом.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать? Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

а) Демонстрация фрагмента  мультфильма «Маленький Моцарт»

 б) Инсценировка учениками  диалога Моцарта и Сверчка.

– С кем встретился маленький Моцарт?

 – Что вас удивило в их диалоге?

- Каким мы увидели маленького Моцарта?

 ( Маленький, вежливый, восторженный, немного рассерженный и смущённый)  

- Какой сверчок? (Настойчивый, мудрый)

в) Словарная работа.

- Перед тем как начать читать, разберём  слова из текста, которые могут оказаться для вас непонятными.(Слайд 15)

2. Самостоятельное чтение.

–Сейчас вы самостоятельно  прочитаете

1-ю сказку «О сказочной тайне маленького Моцарта» и попробуете  найти ответы на  следующие вопросы:

1) Сколько лет было Вольфгангу?

2) О чём мечтал мальчик, слушая Сверчка?

 3) С какой трудностью встретился маленький Моцарт?

 4) Какую тайну открыл Сверчок Моцарту?

- Почему именно ему?

- Почему так важно иметь сердце?

Физминутка для глаз «Веселый огонек» (лазерный огонек на стене)

V. Работа с текстом после чтения

Маленький Моцарт, поняв и полюбив всей душой музыку, стал видеть и слышать мир через звуки

а) Найдите в тексте образное выражение и объясните его смысл, используя приём «Рисуем словом».

(«Хрупкий луч луны замёрз и сломался, стукнув в окно…»)

б) Работа с интонацией.

- Найдите последние слова сверчка. Прочитайте их  с усмешкой, зло, назидательно, с надеждой! Какая интонация подходит больше?

в) Словарная работа.

«…откланявшись, удалился…»Каким  синонимом можно заменить  слово удалился? (ушел, исчез, пропал) Почему автор употребил именно этот глагол?

г) Работа по карточкам в парах.

-Какими вам представляются герои

этого произведения? В карточках соотнесите и допишите характеристику героев.

(Слайд 16,17)

Так что же мы читали: сказку или быль?

(Сказка переплетается с реальностью.)

-Почему автор использует такой приём?

-Найдём ответ на с.150( Мир музыки, мир звуков-всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство.)

- О какой тайне маленького Моцарта вы узнали?( О встрече Вольфганга с запечным Сверчком, который научил его слышать и понимать музыку.)

-А сейчас я  предлагаю вам рассказать эту историю от лица запечного Сверчка.

-По какому  плану мы будем пересказывать?

Организует совместное составление плана пересказа.

1.Вечер в доме Моцартов.

2.Игра на волшебной скрипочке.

3.Диалог маленького Моцарта и Сверчка.

4.Волшебная мелодия.

Творческая работа в парах.

а) - Всё детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и выступлений. Будучи ещё ребёнком,  Моцарт стал уже знаменитым, и сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: «Музыка – это…

- Предположите, как ответил Моцарт. Закончите фразу. (Предположения детей)

- Сравним ваши предположения  с высказыванием  самого Моцарта.

«Музыка – это голос нашего сердца» (Слайд 18)

VI.

Рефлексия учебной деятельности

-Продолжите предложения (по желанию)

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.Меня удивило…

3.Мне захотелось…

Домашнее задание: прочитать главу

«О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...