Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность
проект по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Гущина Ирина Юрьевна

Проекты по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской активности младших школьников через проектную деятельность

Эффективность литературного образования в начальных классах зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности.  

Мы, учителя начальных классов, знаем, как нелегко обучить детей  чтению, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя.  Научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам Марины Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».

Как сделать, чтобы дети полюбили уроки чтения, чтобы интерес к чтению не угасал?  Эти вопросы заставили меня поменять акцент в своей педагогической  деятельности.     Я поняла, что формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста на уроках и во внеурочной деятельности способствует проектная деятельность.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.  

     Главными целями введения этого метода  являются:    

• развитие интереса к предмету;

• приобретение исследовательского опыта;

• развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

• развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

• получение дополнительных знаний по теме;

• развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

           Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.  

                    С целью повышения мотивации учащихся активно применяю данную технологию на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. С большим интересом дети принимают участие в коллективных практико-ориентированных проектах.  Одно из условий: участие школьников – добровольное. Расскажу о наиболее ярких, тех, которые не оставили равнодушными учащихся всего класса.

Проект «Мудрая гусеница» /1 класс/

Время проведения: 1 месяц.  Ребята собирают гусеницу из разноцветных кругов, на которых пишут название книги, фамилию автора, свою фамилию. Каждое звено (круг) – прочитанное произведение.  Звенья гусеницы прикрепляются  на индивидуальный лист  и вывешиваются на стене в классе.  Каждый день ребята сообщают о прочитанных произведениях. Результаты проекта оглашаются во время итогового мероприятия,  награждаются победители. Проводится литературный праздник.

Проект «Моя любимая книга» /2 класс/

Сроки проведения:  1 месяц. Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы  лучшие, по их мнению, произведения, прочитывают их  и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу. Итогом является презентация своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, телепередача, электронная презентация по плану: 1. Об авторе. 2. Книги, написанные автором. 3. Сюжет (краткое описание книги). 3. Герои, их характер, поступки. 4. Свои рисунки. 5. Викторина(5-6 вопросов). 6. Рекомендации: Мне нравится эта книга… Советую вам прочитать… Её герои научат вас…. 7. Библиографические сведения (автор, название книги, издательство, год) Книгу можно взять в библиотеке или купить в книжном магазине.

Результат проекта - заинтересованность детей в прочтении понравившихся книг.

Проект «Хорошее время читать. Сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино, или золотой ключик»

Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий. Цель проекта: приобщение детей к чтению художественной литературы; раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей. Задачи проекта: развивать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного сопереживать героям; совершенствовать умение слушать и понимать произведение; приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений. Ожидаемый результат: повышение интереса к художественной литературе, совершенствования техники чтения, возрождение семейного чтения. Продукт проекта: рисунки «Мой любимый герой», конкурс «Мастер золотого ключика», итоги конкурса «Папа, мама, я – читающая семья».  КВН «Наш любимый Буратино».

I этап – организационный. Обсудить цели и задачи проекта, провести анкетирование родителей.

II этап – исследовательский. 1. Просмотр мультфильма «Приключения Буратино» 2. Чтение сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино, или золотой ключик». 3. Найти ответы на вопросы викторины по сказке  совместно с родителями. 4. Нарисовать рисунки. 5. Прослушать и выучить песенки из сказки. 6. Изготовить «золотой ключик». 7. Подготовить инсценирование  отдельных фрагментов сказки.

III этап – презентационный 1. Выставка рисунков, поделок. 2 КВН «Наш  любимый Буратино». 3. Итоги семейной викторины.

Проект «Хорошее время читать!  Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 

Сроки проведения: 2 месяца. Основу проекта составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой, конкретной и понятной для ученика форме (жетоны). Важно понимать: жетоны - это не плата за прочитанную книгу, а фиксирование и учёт достижений ученика в чтении. Цель проекта: повышение престижности чтения среди младших школьников. Пошаговое описание проекта 1. Определение круга чтения для данного класса. 2. Подготовка наглядности (жетоны, экран успеха). 3. Систематическое собеседование учителя с детьми о прочитанных книгах с обсуждением выполненного по книге задания. 4. Разработка и проведение игры-викторины по прочитанным книгам. 5. Награждение победителей. Суть проекта заключается в том, что каждый участник прочитывает за время проведения проекта трилогию Н. Носова про Незнайку.  Прочитав книгу, ученик проходит краткое собеседование у учителя, чтобы тот знал, что книга прочитана. После чего ученик получает жетон в виде наклеек. Далее ученик выполняет одно из трех предложенных творческих заданий к книге. Составьте викторину, проиллюстрируйте книгу, задайте несколько вопросов автору (герою).   Итогом проекта является литературная  игра. Играют две команды.

Подводя итоги данной работы, были сделаны следующие выводы:

1. Проектная деятельность позволяет осуществить личностно-ориентированный подход. 2. Дети получили навык права выбора, не ограничивая при этом его свободы. 3. Создание игровой среды и соревнования повышает мотивацию детей, т. е. готовность к деятельности. 4. Самооценка работы и результат каждого ученика. 5. Мониторинг техники чтения направил детей к анализу и сравнению результатов и достижений.   Работа над проектом  дает возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным в процессе обучения ученикам, позволяет им самовыражаться, получить моральное удовлетворение. В процессе участия в проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций. В начальной школе работа над проектами организована совместно с родителями школьников. Они – наши главные помощники. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....