Литературное чтение. Урок-игра "По дорога сказок"
методическая разработка по чтению (1, 2 класс)

Литературный урок-игра  "По дорогам сказок" предназначена для учащихся 1-2 классов. Поможет обощить знания по теме " Сказки", можно использовать на уроке внеклассного чтения, на звнятиях по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок-игра «По дорогам сказок»

1-2 класс

Цель: обобщить знания по теме «Сказки», уметь сравнивать  авторские и народные сказки, виды сказок, видеть их сходство и различие.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать авторов, соотносить иллюстрацию с содержанием текста, уметь называть героев сказки и оценивать их поступки.

Метапредметные:

Регулятивные: осваивать разные способы работы с текстами, уметь ставить задачу и выполнять её.

Познавательные: уметь различать пословицы, развивать творческие способности, прививать интерес к чтению.

Коммуникативные: умение взаимодействовать  в группах, распределять роли в игре.

Ход занятия

1.Организационный момент. Класс делится на 3 команды.

 2.Сообщение темы. (Звучит фрагмент музыки «В гостях у сказки»)

- Ребята,  догадались,  куда мы попали?  

- Мы снова с вами оказались в гостях у сказки. Сегодня мы проведём урок-игру, вспомним все произведения, которые читали в разделе «Сказки», на уроках внеклассного чтения.   Узнаем, кто из вас лучший знаток сказок.

 (Слайд №1)

На экране появляется «Цветик-семицветик». (Слайд№2) (Нажимаем на лепесток, выбираем задание. Выполнив задание, нажимаем на   кнопку «солнышко», возвращаемся на слайд №2.)

Начнем игру с волшебных слов.

Дети хором произносят слова:

- Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Капитан 1 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

3.Выполнение заданий.

Лепесток «Собери пословицы»

(Команды получают конвертик, в котором карточки с пословицами. Их нужно правильно составить.)

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочел новую книгу - встретился с другом.
  • Книга - окно в мир, почаще в неё заглядывай.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Каков мастер, такова и работа.

Проверяют свою работу (слайд №3).  Считают количество баллов.

Капитан 2 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Лепесток «Предмет из сказки» (Слайд №4)

Конкурс капитанов. На экране появляются предметы из сказок. Капитаны должны назвать название и вид сказки (бытовая, о животных, волшебная).

Русские народные сказки: «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Теремок».

Капитан 3 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Лепесток «Сочини сказку» (Слайд №5)

Команды получают карточку, на которой нужно дописать сказку «Сказку про…..».

Дается 2 минуты.

Сказка про….

Шел ______. По дороге он нашел ______ , взял и понес царю. Пришел ______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался ______ , хотел было ______ , как вдруг ______ из-за ______ выскочил ______ и давай ______. Глянул на ______ и ______. По благодарил царь умного ______ , наградил и отправил домой.

Команды читают сказки. Считают количество балов.

Лепесток «Музыкальная пауза» (Слайд №6)

Представитель из команды под музыку из мультфильма «Два веселых гуся» выполняет танцевальные движения, а команда должна за ним повторять. (Оценивается дружное выполнение упражнений)

Капитан 1 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Лепесток «Кроссворд» (Слайд №7)

Команды получают схему кроссворда « Сказки Шарля Перро» и задание. (Выполнение 3 мин.)

По горизонтали: 4. Предмет, которым уколола себе руку Спящая красавица.6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда. 7. Овощ, из которого была сделана карета Золушки.

По вертикали: 1. Что собирала Красная шапочка, идя по дороге к бабушке?

2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчика?

3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»? 5. Из чего была сделана туфелька Золушки? 8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки

«Рике-хохолок», когда гуляла по лесу?

Проверяют работу, подсчитывают количество баллов.

Капитан 2 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Лепесток «Угадай героя» (Слайд №8)

Учитель читает загадки. Дети должны назвать героя из сказки.

  1. Я летала на метле,

Пироги пекла в золе,

По избе кота гоняла, да загадки сочиняла. (Баба Яга)

  1. Уплетая калачи.

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

  1. Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка. Ш. Перро.)

  1. Я слыву котом приятным,

Лапки мою, спинку гну,

И само собой, понятно,

Всех на свете удивлю. (Кот в сапогах. Ш. Перро.)

  1. На голове его колпак,

Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез. (Буратино. А. Толстой.)

  1. Была я артисткой,

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда! (Мальвина. А. Толстой.)

  1. Был  друг у Ивана

Немного горбатым,

Он сделал счастливым его

И богатым. Кто это?  (Конек-Горбунок. П.Ершов.)

  1. Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем.

Кто это?  (Жар-птица)

  1. Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждет.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.  (Красная шапочка и Волк. Ш. Перро.)

  1. Красна девица грустна.

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Проверяют работу, подсчитывают количество баллов.

Капитан 3 команды выходит к доске, нажимает на лепесток и говорит:

-Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Лепесток «Фотозагадки» (Слайды 9-16)

-Ребята, помогите сыщику угадать из какой сказки эта фотография. Назовите сказку и автора.

А.С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о  прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

 Г.-Х. Андерсен: « Снежная королева», « Гадкий утенок», « Стойкий оловянный солдатик», « Дюймовочка», «Принцесса на горошине».

4. Подведение итогов.

- Итак, наша игра подошла к концу. «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок».

Все молодцы!

Награждение победителей. Вручение грамот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По дорогам сказок Литературная викторина 1-2 класс

Слайд 2

Кроссворд Собери Пословицы Предмет из сказки Сочини сказку Музыкальная пауза Фотозагадки Угадай героя По дорогам сказок Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!

Слайд 3

Собери пословицы Кто много читает, Прочел новую книгу - Книга в счастье украшает, Книга – окно в мир, Книга подобна воде - Худо тому, тот много знает встретился с другом а в несчастье утешает почаще заглядывай в нее дорогу пробьет везде кто добра не делает никому Каков мастер, такова и работа

Слайд 4

Предмет из сказки Русская народная сказка «Каша из топора» Русская народная сказка «Лиса и журавль» Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Русская народная сказка «По щучьему веленью» Русская народная сказка «Маша и медведь» Русская народная сказка «Теремок»

Слайд 5

Сочини сказку Сказка про … Шел ______. По дороге он нашел ______ , взял и понес царю. Пришел ______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да с копьями. Испугался ______ , хотел было ______ , как вдруг ______ из-за ______ выскочил ______ и давай ______. Глянул на ______ и ______. Поблагодарил царь умного ______ , наградил и отправил домой.

Слайд 6

Музыкальная пауза

Слайд 7

Кроссворд ц в е т ы д р о в о с е к м е л ь н и ц а в р е т н о х р у с т а л ь к о а т т к в а у х н я

Слайд 8

Узнай героя

Слайд 9

Узнай героя

Слайд 10

Узнай героя

Слайд 11

Узнай героя

Слайд 12

Узнай героя

Слайд 13

Узнай героя

Слайд 14

Узнай героя

Слайд 15

Узнай героя

Слайд 16

Узнай героя

Слайд 17

Узнай героя

Слайд 18

Фотозагадки

Слайд 26

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение "Виды русских народных сказок...", 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных"...

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении шорских сказок

Выступление на II всеросийском  научном семинаре "Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве",май 2017г...

Урок литературного чтения,3 класс "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют"

Урок литературного чтения,3 класс УМК ПНШ "Философия сказок С.Козлова.Зачем и Почему люди фантазируют". Урок применения знаний и умений, на котором дети  учатся анализировать и классифи...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир сказок" для учащихся начальной школы...

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...