Главные вкладки

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении шорских сказок
    статья по чтению на тему

    Кувалева Светлана Михайловна

    Выступление на II всеросийском  научном семинаре "Миноритарные языки в современном поликультурном пространстве",май 2017г

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_-_kratko.docx19.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кувалева Светлана Михайловна

    учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№19», г.Абакан

     

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения при изучении шорских сказок

               В  планируемых результатах начального общего образования в разделе «Творческая деятельность» сказано, что выпускник получит возможность научиться: творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты. В результате изучения курса литературное чтение  младший школьник осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У него сформируется  потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, осознание  себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

    Богатый материал для развития творческих способностей младших школьников  на уроках литературного чтения   представляют  шорские сказки. Шорские сказки  - это сказание, повествование о простых людях или животных [2,с.5]. Художественный мир  сказки базируется на традиционном шаманском мировоззрении, т.е. мир в них триедин [3,с.111-112]. Вот составляющие того триединого мира (сферы):

    1. Верхний мир (Небесный мир, мир светлый, мир Солнца и Луны,  

    2. Нижний мир (Подземный мир, мир тёмный, без солнца и луны, мир мёртвых)

    3. Средний мир (наш мир, мир человека, мир живых, арена борьбы Верхнего и Нижнего миров).

    Герои сказки (прежде всего волшебной) носители идеологий Верхнего или Нижнего миров, поэтому соответствующие Боги непосредственно или через посредников (своих слуг, посланников, которые выполняют функцию помощников героев) им покровительствуют, помогают достигать цели и спасают в трудную минуту. Естественно, главные герои  поддерживаются исключительно только Верхним миром. Важнейшими (но не единственными) показателями идеологий того или иного миров являются внутренние морально-этические качества героев (этико-эстетическая сторона образов), среди которых особо выделяются богатырская честь, гордость, неподкупность, бескорыстие, доброта, любовь к родителям, дружба, сострадание к обездоленным, униженным, простота, бесхитростность, обострённое чувство справедливости, соблюдение традиций, соблюдение нравственных принципов. Носители этих качеств (положительные герои) борются с носителями идеологии Нижнего мира (отрицательные герои), а именно со злым началом во всех его проявлениях: с жестокостью, продажностью, угодливостью, корыстолюбием, хитростью, коварством, притворством, чванством, жадностью, нарушением традиций и т.п. Исходом этой борьбы подчёркивается этико-эстетический идеал создателя этих произведений, т.е. народа. В волшебных сказках активной фигурой  является не столько герой, сколько его помощник, обладающий волшебными предметами и изредка сам являющийся представителем Верхнего мира. Это не столько мальчик Оолак, сколько таинственная девушка Талым-Арыг («Настоящая жена Талым-Арыг»), не охотник Абышка, а таинственный медвежонок, впоследствии оказавшийся Кара-Молатом, сыном Кара-каана, отец проклял его и превратил в медвежонка («Охотник Абышка») и др.Сами же герои волшебных сказок довольно пассивны. Если бы не чудесные помощники, не волшебные предметы: волшебная шапка для Астама, которую тот увидел во сне и которая помогала ему потом выполнять сложнейшие задания премудрой девушки («Волшебная шапка») и др., если бы не обстоятельства:  обида («Несчастливый Неккер»), нужда пойти на охоту («Уш-Карак», «Алыг-Анчи - Глупый охотник», «Волшебная книга»), нужда пойти сторожить посев и священную берёзу («Алтын-Тарак или Птица счастья»), повеление достать и привезти золотой стол, за которым Бог Ульген обедает («Несчастливый Неккер», «Чагыс – Одинокий парень») и т.п., то герои волшебных сказок  остались бы у себя дома, занимались бы привычными своими делами. Но даже и в пути они не могут похвастаться своей силой, более того, теряются в трудной обстановке (как Подур Пакен в сказке «Подур Пакен»), беспомощны и ведомы своими помощниками (как паренёк-герой в «Волшебной книге»), полностью зависят от данных им волшебных предметов. Важнейшим мотивом, отправляющим героя волшебной сказки в путь, является поиск суженой. Герой сказки добывает жену в каком-то ином мире («Алтын-Тарак или Птица счастья», «Волшебная книга», «Чагыс -Одинокий парень», «Несчастливец Неккер», «Охотник Панюгеш. Этот иной мир суженой героя волшебной сказки можно соотнести с Верхним миром, поскольку будущая жена часто является помощницей героя и имеет отношение к волшебным предметам.Следовательно, речь здесь идёт о принципиально новом взгляде на то, какая должна быть семья, закладываются новые основы семьи. Семья здесь – брак Среднего (герой) и Верхнего (суженая) миров. А брак только между представителями Среднего мира оборачивается острыми противоречиями внутри семьи, о чём говорится в сказках: конфликты, когда появляется гонимый брат - младший («Алыг Анчи - Глупый охотник»), старший («Уш-Карак») или вообще нет семьи («Чагыс - Одинокий парень», «Подур Пакен»). Сказка выступает против неравенства между членами семьи, за восстановление попранных прав гонимого, утверждая, что униженный является точно таким же, как его «умные» братья.

    В социально-бытовых сказках пред нами предстаёт уже другая картина: уже почти нет связи героев ни с каким из миров, остаётся только личностная этико-эстетическая доминанта, которая покоится единственно на внутренних качествах героев, на их уме, смекалке, активном чувстве социальной справедливости и др., которые противостоят корыстолюбию, коварству, несправедливости, глупости и т.п. Например, ум, рассудительность, мудрость Пчёлки противопоставляется жадности и глупости его богатого дяди Овода («Пчёлка»), ум, сметливость, справедливая месть Аргачи противопоставляется коварству, жадности и глупости богатого Куюрчи, Каратты-каана и его сына («Аргачи и Куюрчи»), хитрость и сметливость Аргынака противопоставляется жадности и глупости его свояков и проезжавшего мимо одноглазого купца («Хитрый Аргынак»). Внутренний мир героев этого вида сказки даётся через поступки героев.  

    В сказках о животных  наделение животного способностями и чертами человека, позволяет тоже актуализировать этико-эстетическую доминанту положительных качеств. Однако отождествление образов животного с человеком не может быть полным, так как эти сказки несут в себе и атавистические черты наблюдения над животными человека первобытного общества, когда смысл этих сказок состоял прежде всего в передаче молодым знаний о животном мире..

    В волшебных и социально-бытовых сказках актуализируется социальная проблематика. В волшебных сказках описывается таёжно-охотничий уклад жизни (т.е. жизнь части того народа, которым владеют все богатые люди, купцы), а сами  богатые люди, купцы) выступают в роли противников  героев сказок (это Кара-каан в «Волшебной книге», хан тайги в «Охотнике Абышке»,купец в «Охотнике Панюгеше»). Социальная проблематика особенно заострена в социально-бытовых сказках, в которых социально-классовое деление на богатых и бедных есть одновременно и деление соответственно на злых, жадных и добрых, справедливых, на глупых и умных. Строится такой ряд внутренних качеств героев: если богатый, то значит - злой, жадный, даже алчный, несусветно глупый при этом; если бедный, то значит - добрый, справедливый, даже в своей мести, необыкновенно умный, сметливый, находчивый, хитроумный при этом.

    Необходимо отметить важнейшим приёмом создания образов в сказках является - преувеличение качеств и действий. Положительные герои наделяются  преувеличенным умом, сметливостью, мудростью, некорыстной хитростью (например, Пчёлка в сказке «Пчёлка», Аргачи в «Аргачи и Куюрчи», Аргынак в сказке «Хитрый Аргынак»).

    Таким образом, шорские сказки представляют собой этико-эстетически преломлённое изображение народом той исторической действительности, того мировоззрения, при помощи которых они создавались, своих идеалов, которые при этом преследовались, своего характера, своего духа, которые были источниками и побудительными мотивами создания произведений, и в целом помогают детям развивать творческие способности, осознать понятия добро и зло для того, что бы сохранить и передать нравственные ценности и традиции своего  народа.

    Библиографический список

    1.Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово. Кн. изд-во, 1995. С. 146-160.

    2. Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово. Кн. изд-во, 1995.  С. 5-12.

    3. Кимеев В.М.  Шорцы. Кто они? Кемерово. Кн. изд-во, 1989. С. 111-112.

    4. Чудояков А.И. Шорские сказки, легенды.Кемерово,2012.С.14-156

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

    Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

    «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

    Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

    В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

    Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

    Что такое творческие способности?Характеристика творческих способностей младших школьников.Задания используемые в работе над словом.Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтен...