Программа 3 класс УМК "ПЕРСПЕКТИВА" литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс)

В данном документе представлен материал для 3 класса к УМК "ПЕРСПЕКТИВА" по литературному чтению по учебнику Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

Протокол №  

от _________________г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 43

_________ Стрельцова Ю.В.

Приказ №_____от____________г

Рабочая программа

основного общего образования

по курсу «Литературное чтение»

класс «3а»

Составитель рабочей программы: Зайцева Екатерина Николаевна – учитель  начальных  классов,  высшей  квалификационной  категории              МБОУ СОШ № 43

Хабаровск, 2020

  1. Пояснительная записка

1.1 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 N 1576 на основе документов:

  1. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 43 на 2019-2020 учебный год;
  2. Примерные программы начального общего образования. Учебный предмет «Литературное чтение» - М.: Просвещение, 2011;
  3. Программы «Литературное чтение». Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.. – М.: Просвещение, 2011г.
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2020-2021 учебном году.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. 

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

  1. Цели и задачи изучения программы:

Курс «Литературное чтение» ставит следующую цель:

целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения.

Основные задачи:

 развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

 формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;

 развивать поэтический слух;

 формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

 обогащать чувственный опыт ребёнка;

 формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

 расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

 обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

1.4 Основные содержательные линии курса

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Курс данной программы включает следующие содержательные линии:

 Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

 Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

 Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-познавательная деятельность.

1.5 Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов  в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

2.1  Учебно - тематический план

п/п

            Содержание программного материала

Количество часов

1.

Вводный урок

1

2.

Книги - мои друзья

          4

3.

Жизнь дана на добрые дела

          17

4.

Волшебная сказка

          15

5.

Люби всё живое

          20

6.

Картины русской природы

          12

7.

Великие русские писатели

          30

8.

Литературная сказка

          19

9.

Картины родной природы

          18

                                                                          Итого

          136

                               

График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения

Диагностический материал

1четверть

Контрольная работа – 1

2 четверть

Контрольная работа – 1

3 четверть

Контрольная работа – 1

4 четверть

Контрольная работа – 1

Итого:

Контрольных работ – 4

2.2 Краткая характеристика содержания курса (136 часов)

Вводный урок (1ч): условные обозначения; содержание учебника; обращение авторов учебника.

Книги – мои друзья (4 ч): произведение Б. Горбачевского о первопечатнике Иване Фёдорове, о первой книге «Азбука». Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела (17ч): пословица разных народов о человеке и его делах; пословицы и поговорки казаков; пословицы и поговорки русского народа, собранные В.И. Далем; произведения Н.Носова, М.Зощенко, Л.Каминского, В.Драгунского; притчи: «Что побеждает?», « Что важнее?». Г.Я. Коробков «Куда девается время»

Волшебная сказка (15ч): русские сказки:  «Иван-царевич и Серый Волк»;  « Летучий корабль»; «Морозко»; «Белая уточка»; «По щучьему веленью».

Люби всё живое (20ч): произведения К.Паустовского, В.Берестова, Б.Заходера, В.Бианки, О.Полонского, Н.Носова, М.Горького, Д. Мамина-Сибиряка. Н.Данилов «Лесные яблоки», В.Леднев «Ромка едет на охоту»

Картины русской природы(12ч): произведения Н.Некрасова, Ф. Тютчева, М. Пришвина, А. Фета, И. Бунина, К. Бальмонта, К. Паустовского. Картины природы в произведениях живописи И.Остроухова,  А. Саврасова, И.Шишкина. Природа родного края в стихах волжских поэтов. В.М.Костин, Ю.А.Окунев, Н.А.Орлов, Г.Богословский.

Великие русские писатели (30 ч): произведения А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Г.Бородушкина.  Л.Н.Толстого, А.Барто «Квартет», иллюстратор сказок А.С.Пушкина – И.Я.Билибин.

Литературная сказка(19ч): произведения В.Даля, В.Одоевского, Д.Мамина-Сибиряка, Р.Киплинга, Дж.Родари, Тима Собакина, Ю.Коваля, С.Михалкова «упрямый козлёнок». В.М. Богомолов «Длинноносик в ледяном королевстве».

Картины родной природы(18ч): стихи, рассказы о природе, произведения Б.Заходера, А.Майкова, С.Есенина, Ф.Тютчева, О.Высоцкой, З.Александровой, А.Толстого, М. Пришвина «Золотой луг», И.Соколова-Микитова «Март в лесу».

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделам:

                             

  Виды речевой и читательской деятельности

       Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

         

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
  • 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
  • имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

  • читать текст  вслух целыми словами в темпе не менее 65слов в минуту без искажений слов;
  • читать текст  про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
  • читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
  • практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
  • объяснять заглавие прочитанного произведения;
  • высказывать свое отношение к содержанию  прочитанного,  к поступкам героев;
  • устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
  • пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
  • делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
  • отгадывать загадки;
  • находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
  • различать слова автора и героев;
  • определять тему произведения по заглавию;
  • различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
  • находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
  • ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
  • составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

                   

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

   Регулятивные:

*принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);

*планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы); *осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательные:

существлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

*подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; *интерпретировать различные тексты;

*устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета);

 *полноценно воспринимать художественное произведение;

*эмоционально откликаться на прочитанное, аргументировано высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения;

*определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.

Коммуникативные:

опускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие;

*формулировать собственное аргументированное мнение;

*самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;

*строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» 

является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ>характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и

Перечень обязательных практических, контрольных и других видов работ

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы оценок по технике чтения в 1-4 классах

«5»

«4»

«3»

«2»

1 класс

1 полугодие

-

-

-

-

2 полугодие

30-35 слов

25-30 слов

20-25 слов

Ниже 20 слов

2 класс

1 полугодие

35-40 слов

30-35 слов

25-30 слов

Ниже 25 слов

2 полугодие

50 и выше слов

45-50 слов

35-45слов

Ниже 35 слов

3 класс

1 полугодие

61-70 слов

56-60 слов

50-55 слов

Ниже 50 слов

2 полугодие

71-80 слов

66-70 слов

60-65 слов

Ниже 60 слов

4 класс

1 полугодие

81-90 слов

76-80 слов

70-75 слов

Ниже 70 слов

2 полугодие

91-100 слов

86-90 слов

80-85 слов

Ниже 80 слов

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧНБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.  Литературное чтение. Учебник в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013-2016 г.

Для реализации программного содержания используются следующие дополнительные учебные пособия:

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Волшебная сила слов». Рабочая тетрадь по развитию  речи. 3 класс. - М.: Просвещение, 2015-2016г.

Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. «Творческая тетрадь» 3 класс. - М.: Просвещение, 2015 -2016 г.

Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. Методическое пособие. Литературное чтение: Уроки чтения: 3 класс. -М.: Просвещение, 2013.

Информационно-методическое обеспечение:

Сайт  издательства  «Просвещение»  -  www.prosv.ru

интернет- ресурс   -  УМК «Перспектива»  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольная работа по литературному чтению разделу «Волшебная сказка»

Вариант 1

Фамилия, имя _____________________________________________________

  1. Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

  1. Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына...»

«Живало-бывало — жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка...»                                                                              «Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок...»                                      

«Один князь женился на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                             веленью»

  1. Из какой сказки отрывки?

«...синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________  

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну...» _____________________________________

  1. Произведение «Белая уточка» - это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане...»

«Иван царевич и Серый волк»

  1. Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  1. Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» - ______________________________________________________________  

  1. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                       «Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий корабль»

щука

печка                                                        «Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая вода                             «По щучьему веленью»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.

Отзыв

1. Автор ______________________________________________________  

2. Название  ___________________________________________________  

3. О чем эта сказка? _______________________________________________________________________________________________________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Кто из героев понравился и почему? _____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? ______________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Фамилия, имя ________________________________________________

  1. Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

  1. Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                    

«И стал он в том царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                        

молодец»

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю...и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»

  1. Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________  

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

  1. Произведение «Летучий корабль» - это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

  1. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

  1. Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» - _____________________________________________________________ .

  1. Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                            «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                            «По щучьему веленью»

ведьма

Холодило                                             «Морозко»

вода живая и говорящая

блины                                                   «Белая уточка»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор __________________________________________________

2. Название _______________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица правильных ответов

№ Задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына...» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына...» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка...»  («Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок...»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                  

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю...и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«...синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка»)  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну...»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью»)  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» - это сказка.

Произведение «Летучий корабль» - это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане...»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» - русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Контрольная работа по разделу «Люби все живое»

Фамилия, имя _____________________________________________________

Задание 1. Как звали героя произведения М. Горького «Воробьишко»? Подчеркни.

Кузик.     Лунтик.     Пудик.     Фунтик.

Задание 2. Среди данных заголовков подчеркни названия произведений, которые написал В. Бианки.

Кошкин щенок.       Приключения муравьишки.

Барсучий нос.          Вредный кот.

Задание 3. Сколько героев в рассказе Н. Носова «Карасик»? Обведи кружком.

2;          3;          4;         5;          6;          7.

Задание 4. Среди произведений раздела есть тексты, которые помогли нам понять, что в природе все взаимосвязано. Подумай и напиши, какие это произведения (не забудь указать автора).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Приведи пример рассказа, в котором говориться о повадках животных. Можешь привести и свои примеры произведений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитай отрывок из произведения и подчеркни, к какому жанру относится это произведение.

        «Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало, и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную».

Жанры: рассказ,  стихотворение,  сказка,  загадка,  статья из энциклопедии.

Задание 7. Из какого произведения отрывок? Подчеркни.

        «У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и веселые человеческие крики».

В. Бианки. Приключения Муравьишки.          Н. Носов. Карасик.

К. Паустовский. Барсучий нос.                      М. Горький. Воробьишко.

О. Полонский. Муравьиное царство.              Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

Задание 8. Отзыв (на прочитанное произведение по разделу дополнительно или произведение к внеклассному чтению).

ОТЗЫВ

1) Автор ___________________________________________________________

  1. Название произведения _________________________________________  
  2. Жанр произведения ____________________________________________  
  3.  О чем этот текст ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Кто из героев понравился и почему? _______________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Чем тебе понравилось это произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильные ответы

Задание 1 – Пудик

Задание 2 – «Приключения муравьишки»

Задание 3 – «6»

Задание 4 – В. Бианки «Приключения муравьишки»,  О.Полонский «Муравьиное царство»

Задание 5 К. Паустовский «Барсучий нос» или свой вариант

Задание 6- сказка ( Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»)

Задание 7 К. Паустовский « Барсучий нос»

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе

УМК «Перспектива» Автор: Л.Ф. Климанова

4 часа в неделю (136 часов в год)

урока

№ урока в теме

Тема урока

Дата

Домашнее задание

Примечания

План

Факт

Книги – мои друзья (5 ч.)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

Р.т. с. 5

2

Введение в содержание раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

С.6-8 пересказ, т. С. 6

3

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.

Пословицы о человеке и его делах

4

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии.

Прочитать, объяснить

5

Проект. Мы идем в музей.

Принести любимую книгу

Жизнь дана на добрые дела (17 ч.)

6

Введение в содержание раздела. Работа с выставкой книг.

Подготовить пословицы

7

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

С.8 читать

8

В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

В.И. Даль, пословицы

9

Н. Носов «Огурцы».

Смысл поступка.

Р.т. с. 6 упр. 10

10

Н. Носов «Огурцы».

Характеристика героя.

Раб.т. с. 9

11

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

Нарисовать иллюстрацию к своему рассказу.

12

М. Зощенко «Не надо врать».

Смысл поступка.

С. 15-18 пересказ

13

М. Зощенко «Не надо врать».

Пересказ.

Пересказ М. Зощенко по частям

14

Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа

Р.т. с. 11

15

Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва.

С.30-33 пересказ, нарисовать иллюстрации

16

М. Зощенко «Через тридцать лет».

Поступок героя.

Пересказ

17

Мы идем в библиотеку.

Рассказы о детях.

Найти и прочитать рассказы о детях

18

Самостоятельное чтение.

Н. Носов «Трудная задача».

Выразительно читать

19

Семейное чтение.

Притчи.

Найти и прочитать рассказы В. Драгунского

20

Наш театр.

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…»

Читать выразительно с. 40 - 45

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Читать рассказы понравившихся авторов

22

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Волшебная сказка (15 ч.)

23

Введение в содержание раздела

Р.т. с. 22, принести любимую сказку

24

Русская сказка.

«Иван-царевич и Серый Волк».

Особенности волшебной сказки.

Читать выразительно

с.50-59

25

Русская сказка.

«Иван-царевич и Серый Волк».

Характеристика героя.

Читать, дать характеристику герою

26

В. Васнецов. Иван-царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

Пересказ, нарисовать иллюстрацию

27

Русская сказка.

Летучий корабль.

Особенности волшебной сказки.

Читать выразительно с.62-72, ответить на вопросы

28

Русская сказка.

Летучий корабль.

Характеристика героев сказки.

Нарисовать иллюстрацию к сказке, презентацию

29

Мы идем в библиотеку.

Сборник сказок.

Тематический каталог.

Читать сказки по выбору

30

Самостоятельное чтение.

Русская сказка. Морозко.

Характеристика героев сказки.

Подготовить характеристику одного из героев сказки

31

Русская сказка. Морозко.

Пересказ.

Читать, пересказывать с.76 - 79

32

Семейное чтение.

Русская сказка. Белая уточка.

Смысл сказки.

Читать

С.81-84, с. 85 упр.4,2

33

Русская сказка. Белая уточка.

Пересказ.

Сочинить свою волшебную сказку

34

Русская сказка. По щучьему веленью.

Читать, пересказывать с.86-93, ответить на вопросы

35

Наш театр.

Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

Повторить произведения изученного раздела.

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Подготовиться к контрольной работе

37

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка»

Подготовить загадки о животных

Люби все живое (20 ч.)

38

Введение в содержание раздела

Принести справочную литературу о животных

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

Найти научно-познавательные и художественные книги о природе

40

К. Паустовский. Барсучий нос.

Особенности художественного текста.

Подготовить пересказ от имени мальчика

41

К. Паустовский. Барсучий нос.

Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.

Подготовить пересказ от имени барсука

42

В. Берестов. Кошкин щенок.

Особенности юмористического произведения.

С.103-104 выразительно читать

43

Б. Заходер. Вредный кот.

Смысл названия стихотворения.

Выучить любое стихотворение с.103 - 106

44

В. Бианки. Приключения Муравьишки.

Правда и вымысел в сказке.

С. 107-114 читать, упр.6

45

Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой»

Творческая тетрадь с. 31

46

О. Полонский. Муравьиное царство.

Особенности научно-популярного текста.

Подготовить рассказ «Встреча со стрекозой»

47

Тим Собакин. Песни бегемотов.

Постановка вопросов к тексту стихотворения.

Выучить стихотворение наизусть с.117

48

Мы идем в библиотеку.

Сборник произведений о природе.

Принести любимую книгу о природе.

49

Периодическая печать.

Журналы для детей.

Подготовить рассказы Д. Мамина - Сибиряка

50

Самостоятельное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка.

Герои художественного произведения.

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» читать

51

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Пересказ.

Подготовить пересказ от имени Серой шейки.

52

Семейное чтение.

Н. Носов. Карасики.

Смысл поступка героя.

Читать, пересказывать с.128 -134, ответить на вопросы.

53

Н. Носов. Карасики.

Характеристика героев произведения.

Читать рассказы М. Горького.

54

Наш театр.

М. Горький. Воробьишко.

Читать по ролям

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

С.140 – 141 № 7,8

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Повторить все произведения раздела

57

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Картины русской природы (12 ч)

58

Введение в содержание раздела.

Принести сборник стихов о зиме

59

И. Шишкин. Зимой в лесу.

Устное сочинение по картине.

Читать произведения о природе

60

Н. Некрасов. Славная осень.

Средства художественной выразительности: сравнение.

Выучить стихотворение с.144

61

М. Пришвин. Осинкам холодно.

Прием олицетворения как средство создания образа.

Составить рассказ о том, как были в лесу осенью

62

Ф. Тютчев. Листья.

Контраст как средство создания образа.

Выр.чит. с.146 – 147, нарисовать иллюстрацию

63

А. Фет. Осень.

Настроение стихотворения.

Выучить наизусть с.148

64

И. Бунин. Первый снег.

В. Поленов. Ранний снег.

Сравнение произведений литературы и живописи.

С.149 выразительно читать

65

Мы идем в библиотеку.

Сборники произведений о природе.

С.150, принести стихи

66

Самостоятельное чтение.

К. Бальмонт. Снежинка.

Выр.чит с.151

67

Семейное чтение.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…»

Тв. Т. С. 40 упр. 41

68

Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. Парк. А. Саврасов. Зима.

Повторить произведения изученного раздела

69

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Подготовить загадки о зиме

Великие русские писатели (30 ч.)

70

Введение в содержание раздела.

Найти стихотворения А.С. Пушкина

71

Великие русские писатели.

В. Берестов об А.С. Пушкине.

Подготовить биографию А.С. Пушкина

72

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Картины зимней природы.

Выучить наизусть с. 6-7

73

И. Грабарь. Зимнее утро.

Сравнение произведений литературы и живописи.

Иллюстрировать понравившееся произведение

74

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

Картины зимней природы.

Выучить наизусть

75

Ю. Клевер. Закат солнца зимой.

Зимний пейзаж с избушкой.

76

А.С. Пушкин Опрятней модного паркета…

П. Брейгель. Зимний пейзаж.

Выразительно читать с.11.ответить на вопросы

77

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

Сочинить рассказ на тему: «Как я ходил на каток»

78

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Сравнение с народной сказкой.

Прочитать сказку

С.12 -41

79

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Нравственный смысл литературной сказки.

Читать сказку

80

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Особенности сюжета.

Читать отрывок с.20-27, разделить на части.

81

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Характеристика героев произведения.

Читать отрывок с.28 -41, разделить на части

82

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Особенности языка литературной сказки.

Выучить отрывок из сказки

83

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Прием звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»

84

Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина.

85

И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

Принести на урок книги И.А. Крылова

86

И.А. Крылов. Басни.

Викторина по басням И.А.Крылова.

Подготовить биографию И.А. Крылова

87

И.А. Крылов. Слон и Моська.

Особенности структуры басни.

Выучить басню наизусть

88

И.А. Крылов. Чиж и голубь.

Особенности структуры басни.

Выразительно читать

89

Великие русские писатели.

Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.

Подготовить биографию Л.Н. Толстого, читать с.50-51

90

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

Быль. Особенности сюжета.

Читать, пересказывать с.52-53, найти определение слов доброта и трагедия

91

Л.Н. Толстой. Лебеди.

Составление плана.

Читать, пересказывать с. 54-55, вопросы и задания.

92

Л.Н. Толстой. Акула.

Смысл названия. Составление плана.

Читать, пересказывать с.56 -58, вопросы и задания

93

Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст

Читать рассказы Л.Н. Тослстого

94

Самостоятельное чтение.

Л.Н. Толстой. Волга и Вазуза.

Особенности жанра.

Читать, пересказывать

 с.60 -61

95

Л.Н. Толстой. Как гуси Рим спасли.

Особенности жанра.

Найти и прочитать басни И.В. Крылова

96

Наш театр.

И. Крылов. Квартет.

Выразительно читать с.63 -64

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Повторить произведения раздела

98

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Литературный праздник.

99

Контрольная работа по разделу «Великие русские писатели».

Литературная сказка (18 ч.)

100

Введение в содержание раздела

Принести книгу с любимой сказкой. Читать сказки

101

В. Даль. Девочка Снегурочка.

Сравнение с народной сказкой.

С.74-75 № 6,7

102

В. Одоевский. Мороз Иванович.

Сравнение с русской народной сказкой «Морозко».

Читать, пересказывать с.76 -85

103

В. Одоевский. Мороз Иванович.

Сравнение героев.

с.76 -85 ответить на вопросы

104

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.

Подготовить пересказ от имени Алёнушки

105

Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу.

с.86-95 ответить на вопросы

106

Переводная литература для детей.

Выставка книг.

Найти и прочитать стихи Б. Заходера

107

Б. Заходер. Винни-Пух (предисловие).

Особенности переводной литературы.

Выразительное чтение отрывков из книги

108

Р. Киплинг. Маугли.

Особенности переводной литературы.

Читать произведение Киплинга

109

Р. Киплинг. Маугли.

Герои произведения.

Пересказывать с.97 -110

110

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Особенности переводной литературы.

Читать с.111 - 113

111

Дж. Родари. Волшебный барабан.

Сочинение возможного конца сказки.

Читать с.113 -116 вопросы и задания, пересказ

112

Мы идем в библиотеку.

Литературные сказки.

Читать произведения, которые больше всего понравились

113

Самостоятельное чтение.

Тим Собакин. Лунная сказка.

Выучить наизусть с.118 -119

114

Семейное чтение.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

Пересказать текст от лица солдата.

Составить план

115

Наш театр.

С. Михалков. Упрямый козленок.

Выразительно читать с.128 -134, вопросы и задания

116

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

117

Контрольная работа по разделу «Литературная сказка».

Картины родной природы (18 ч.)

118

Вводный урок раздела.

Нарисовать иллюстрацию к созданному тексту

119

Б. Заходер. Что такое стихи.

Особенности поэтического жанра.

Выразительно читать с.139

120

И. Соколов-Микитов. Март в лесу.

Читать с.140 вопросы и задания № 4

121

Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса».

Отредактировать свой текст, нарисовать иллюстрацию к нему

122

А. Майков. Весна.

Выучить наизусть с.141

123

С. Есенин. Сыплет черемуха…

В. Борисов-Мусатов. Весна.

Сравнение произведений живописи и литературы.

Выразительно читать с.143 найти и прочитать другие стихи на тему весна

124

С. Есенин. С добрым утром!

Выучить наизусть с.144

125

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

Выучить наизусть с.145

126

А. Васнецов. После дождя.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

Р.т с.56, составить и записать рассказ об изменениях в природе весной

127

О. Высоцкая. Одуванчик.

З. Александрова. Одуванчик.

Сравнение образов.

Выучить наизусть любое стихотворение с .147

128

М. Пришвин. Золотой луг.

Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Выучить отрывок из текста М.Пришвина с.148

129

А. Толстой. Колокольчики мои, цветики степные…

Выучить стихотворение с. 149

130

Саша Черный. Летом.

А. Рылов. Зеленый шум.

Сравнение произведений живописи и литературы.

Выразительно читать с.151

131

Ф. Тютчев. В небе тают облака…

А. Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений литературы и живописи.

Выучить наизусть с .152

132

Мы идем в библиотеку.

Сборник произведений о природе.

133

Самостоятельное чтение.

Г. Юдин. Поэты.

Р.т. с. 59

134

Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

Очерковая литература.

Найти прочитать стихи Р. Сефа

135

Итоговая контрольная работа

136

Брейн-ринг. Урок-праздник



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.

Справочный материал по  оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....

Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....