Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vyrazitelnoe_chtenie_stikhotvoreniya_i.a._bunin_detstvo.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунин «Детство»
Цели урока:
- Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».
- Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
- Продолжить формирование навыка выразительного чтения.
- Прививать любовь к русской литературе.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока.
I. Мотивация.
-Знаете ли вы, что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора, большая часть которой скрыта под водой.)
- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.
II. Целеполагание.
-Давайте поставим цель нашего урока. (постараться проникнуть во внутренний мир Бунина, увидеть картину в стихотворении глазами автора. Постараемся показать чувства в своем чтении)
- Да, будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
Нам предстоит встретиться с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:
…Весело жить –
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе,
И счастьем простым дорожить…
-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.
А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.
III. Знакомство со стихотворением И.А. Бинина «Детство»
- Первичное восприятие текста (Читает учитель, прием показа )
- Поделитесь первыми впечатлениями от услышанного.
Свободные высказывания детей:
-Стало так тепло, солнечно.
- Захотелось тоже побродить между сосен, потрогать стволы деревьев.
- Вторичное восприятие текста.
(Чтение стихотворения детьми «про себя»)
- Словарная работа.
- Определение темы произведения.
-О чем это стихотворение?
-Оно о самом авторе, когда ему было 10 лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
- Анализ языка произведения
Прочтите строки: Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
-Какие запахи вам удалось почувствовать, читая эти строчки? ( Густой смолистый запах сосны)
- В чем разница слов запах и аромат, почему именно аромат, а не запах.
-Аромат – это приятный запах, словно аромат отражает настроение автора.
-Конечно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.
И весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам!
-Ребята, а как вы думаете почему Бунин выбирает глагол «бродить», а не бегать, ходить?
-Бродить, значит медленно, тихо идти, о чем думать, останавливаться, любоваться тем, что вокруг тебя.
-Бродить можно мечтая, когда на душе светло и хорошо. Эти строки передают радостное настроение автора.
Какие еще слова отражают авторское восприятие мира?
-Весело, сладостный.
-Найдите и прочитайте метафору
-«Солнечные палаты», как будто солнечные лучи протянулись с неба и шатром накрыли и лесную тропинку и сам сосновый бор.
2. Работа в тетради № 2 с. 71 задание № 3,4,6
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк..
-Что необычного в этих строках?
-Повторяется дважды слово повсюду
-Как вы думаете, зачем?
-Наверно, для того, чтобы показать, что везде разлит солнечный свет, радостью
-Совершенно верно, слово повторяется для усиления впечатления.
(Работа в тетради № 2, с. 71 задание 2)
- Найдите в тексте сравнения
-Бунин сравнивает песок с шелком.
-В чем необычность этого сравнения?
-Шелк – мягкий, нежный. Если его перебирать руками он струится, блестит.
Так же и песок блестит на солнце.
-Обратите внимание на многоточие в конце этой строфы, для чего оно
Кажется, что автор перебирает песок, он струится бесконечно между пальцев.
-Какие еще ощущения описывает нам автор?
-Чувство теплого ствола сосны: Прильну к сосне корявой…
-Подберите синоним к слову прильну
-Прижмусь, прислонюсь
-В чем же разница? Убеждаемся, что снова в особой эмоциональности – прильну – с лаской, нежно прислонюсь.
-Какое чувство вызывает последнее строфа?
-Чувство радости, тепла, нежности.
-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», почему?
(Рассматривание репродукции картины и свободные высказывания детей)
- Определение исполнительской задачи.
-Какое общее настроение стихотворения?
(Радость, восторг. Бунин находит в само обыкновенном – необыкновенное. В этом стихотворении так много тепла, свет, нежности)
Определение задачи своего чтения.
-Вы представили себе картину этого солнечного утра, постарайтесь в своем чтении передать все чувства, которые родились в вашей душе.
VI. Выразительное чтение. (Прием сопоставления особенностей исполнения нескольких учеников.)
-Как вы думаете, кому удалось передать в своем чтении чувство радости и нежности?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- О чем же стихотворение Бунина «Детство»
-В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешивается со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное и заражает нас этим чувством.
-Тесное общение с природой переносит автора в далекое детство, делает его снова маленьким мальчиком.
-Урок очень понравился, он оставил в душе такое тепло и нежность.
VII. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Поэтические приёмы в стихотворении С.Есенина "Зима", 2 кл.
Урок по системе Л.В.Занкова...
Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Методическая разработка урока по программе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Урок по чтению "М.И Цветаева Стихотворения"
Урок с презентацией по творчеству Марины Цветаевой, проведенный в 4 классе. Знакомство со стихотворением "Бежит тропинка с бугорка..."...
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....
Урок литертурного чтения "Русь моя, люблю твои березы!"
На данном уроке учащиеся познакомятся с поэтом Н. Рубцовым и его стихотворением "Березы". На уроке используются коллективные формы работы, групповые и даётся задание в виде теста....
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение стихотворения «Земля» Я.Аким»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели &laqu...