Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Руденко Валентина Михайловна

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунин «Детство»

Цели урока:

  1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».
  2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
  3. Продолжить формирование навыка выразительного чтения.
  4. Прививать любовь к русской литературе.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока.

I. Мотивация.

-Знаете ли вы, что такое айсберг? (Плавучая ледяная гора, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное  произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение – это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II. Целеполагание.

-Давайте поставим  цель нашего урока. (постараться проникнуть во внутренний мир Бунина, увидеть картину в стихотворении глазами автора. Постараемся  показать чувства в своем чтении)

- Да, будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.

Нам предстоит встретиться с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана Алексеевича Бунина. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит:

…Весело жить –

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе,

И счастьем простым дорожить…

-Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать.

 А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

III. Знакомство со стихотворением И.А. Бинина «Детство»

  1. Первичное восприятие текста (Читает учитель, прием показа )

- Поделитесь  первыми впечатлениями от услышанного.

Свободные высказывания детей:

-Стало так тепло, солнечно.

- Захотелось тоже побродить между сосен, потрогать стволы деревьев.

  1. Вторичное восприятие текста.

(Чтение стихотворения детьми «про себя»)

  1. Словарная работа.
  2. Определение темы произведения.

-О чем это стихотворение?

-Оно о самом авторе, когда ему было 10 лет. О жарком летнем дне в сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.

  1. Анализ языка произведения

Прочтите строки: Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Какие запахи вам удалось почувствовать, читая эти строчки? ( Густой смолистый запах сосны)

- В чем разница слов запах и аромат, почему именно аромат, а не запах.

-Аромат – это приятный запах, словно аромат отражает настроение автора.

-Конечно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете почему Бунин выбирает глагол «бродить», а не бегать, ходить?

-Бродить, значит медленно, тихо идти, о чем думать, останавливаться, любоваться тем, что вокруг тебя.

-Бродить можно мечтая, когда на душе светло и хорошо. Эти строки передают радостное настроение автора.

Какие еще слова отражают авторское восприятие мира?

-Весело, сладостный.

-Найдите и прочитайте метафору

-«Солнечные палаты», как будто солнечные лучи протянулись с неба и шатром накрыли и лесную тропинку и сам сосновый бор.

2. Работа в тетради № 2 с. 71 задание № 3,4,6

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк..

-Что необычного в этих строках?

-Повторяется дважды слово повсюду

-Как вы думаете, зачем?

-Наверно, для того, чтобы показать, что везде разлит солнечный свет, радостью

-Совершенно верно, слово повторяется для усиления впечатления.

(Работа в тетради № 2, с. 71 задание 2)

- Найдите в тексте сравнения

-Бунин сравнивает песок с шелком.

-В чем необычность этого сравнения?

-Шелк – мягкий, нежный. Если его перебирать руками он струится, блестит.

 Так же и песок блестит на солнце.

-Обратите внимание на многоточие в конце этой строфы, для чего оно

Кажется, что автор перебирает песок, он струится бесконечно между пальцев.

-Какие еще ощущения описывает нам автор?

-Чувство теплого ствола сосны: Прильну к сосне корявой…

-Подберите синоним к слову прильну

-Прижмусь, прислонюсь

-В чем же разница? Убеждаемся, что снова в особой эмоциональности – прильну – с лаской, нежно прислонюсь.

-Какое чувство вызывает последнее строфа?

-Чувство радости, тепла, нежности.

-Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», почему?

(Рассматривание репродукции картины и свободные высказывания детей)

  1. Определение исполнительской задачи.

-Какое общее настроение стихотворения?

(Радость, восторг. Бунин находит в само обыкновенном – необыкновенное. В этом стихотворении так много тепла, свет, нежности)

Определение задачи своего чтения.

-Вы  представили себе картину этого солнечного утра, постарайтесь в своем чтении передать все чувства, которые родились в вашей душе.

VI.  Выразительное чтение. (Прием сопоставления особенностей исполнения нескольких учеников.)

-Как вы думаете, кому удалось передать в своем чтении чувство радости и нежности?

VII. Итог урока. Рефлексия.

- О чем же стихотворение Бунина «Детство»

-В этом стихотворении говорится  о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешивается со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

-Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное и заражает нас этим чувством.

-Тесное общение с природой переносит автора в далекое детство, делает его снова маленьким мальчиком.

-Урок очень понравился, он оставил в душе такое тепло и нежность.

VII. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, подготовить выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

Методическая  разработка урока по программе развивающего  обучения  Л.В.Занкова...

Урок по чтению "М.И Цветаева Стихотворения"

Урок с презентацией по творчеству Марины Цветаевой, проведенный в 4 классе. Знакомство со стихотворением "Бежит тропинка с бугорка..."...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.

Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....

Урок литертурного чтения "Русь моя, люблю твои березы!"

На данном уроке учащиеся познакомятся с поэтом Н. Рубцовым и его стихотворением "Березы". На   уроке  используются коллективные формы работы, групповые и даётся задание в виде теста....

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение стихотворения «Земля» Я.Аким»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели   &laqu...