мастер - клас "Смысловое чтение" выступление
методическая разработка по чтению (3 класс)

Бежнарёва Ирина Александровна

Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

                                                                                       К.Д.Ушинский

Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль и отношение к нему заметно изменяется.

Согласно ФГОС, одним из основных метапредметных результатов образования становится умение учиться.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то  проблема грамотного чтения   является актуальной в современной школе и,  решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения.

Таким образом, чтобы  воспитать грамотного читателя необходимо обучение смысловому чтению. 

Что же такое смысловое чтение? Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик должен овладеть прочным и полноценным чтением. Навык чтения складывается из двух сторон: технической  и смысловой. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая - это понимание содержания и смысла читаемого.

       В моём 3А классе 27 человек, они очень хорошие, старательные, но некоторые читают плохо и поэтому, не всем удается  быть успешными в учебе. На конец 1 четверти 3 класса проверила технику чтения (норма 60 слов в минуту) и вот какие результаты: выше нормы читают  всего 26% обучающихся, норму выполнили  37% , а ниже номы читают 37 % .  

Каждый учитель  заинтересован в том, чтобы всех  научить читать. Но как это сделать? Анализируя работу  за прошлый учебный год,  определила для себя   проблему: низкий уровень качества чтения учащихся 2А класса. Прежде чем начать  работу над этой  проблемой,  провела  анкетирование среди своих учеников, с целью понять, почему учащиеся  мало читают, что нужно сделать, чтобы  стали читать больше? Провела родительское собрание на тему «Овладение навыками смыслового  чтения – залог успешного обучения», познакомила родителей с результатами техники чтения в нашем классе. На собрании мы проанализировали результаты анкет  и вот, что хочется   сказать  –  начальная школа достаточно  дисциплинированна. Они обязательно читают программный курс детской литературы, хуже дело обстоит с чтением свободным, 21% детей не смогли назвать фамилии любимого писателя. Главная причина, по которой дети мало читают – это увлечение компьютерными играми и просмотр телевизора (42% тратят на это свое свободное время), 13% детей честно признались в своей лени, желании погулять на улице с друзьями, 24 % - сослались на большую загруженность и отсутствие времени. В поисках решения проблемы озвучила результаты экспериментов, проводимых учеными «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность». А ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным.  Предложила использовать прием скорочтения через  работу с газетой. Согласились единогласно. Задача родителей заключалась в  покупке одной любой газеты на неделю и контролю, чтобы  дети  приносили ее  в понедельник.

Работать начали  поэтапно:  

  • 1 этап

знакомство  с общей структурой газет, с размещением публикуемых в них материалов, перечисления рубрик, имеющиеся в газетах, с которыми им предстоит работать.  Учила просматривать газеты, при этом обращала внимание на заголовки статей и набранные выделенным шрифтом  блоки текста, чтобы получить общее представление от номера.

  • 2 этап

каждый день в начале  урока чтения использовала прием «Бросай». Цель: развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Ребята выбирают статью, руки на коленях  и по команде «бросай» читают вслух 2 минуты. По команде «зевай» ученики останавливаются, тянутся, зевают, кто – то встает и прохаживается. По команде «бросай палец» ребята сосредотачиваются и указывают пальцем на последнее прочитанное слово. Команды повторяются 3 раза. Далее дается команда «зачеркни», все прочитанное зачеркивается ручкой или фломастером. И теперь прошу ребят поделиться новостями. Они с удовольствием рассказывают то, о чем прочитали. Часто  диалог начинается с   незнакомых слов, в этом случае учитель может ответить сам  или предложить посмотреть в  толковом словаре значение нового слова. Такую работу  проводила в системе 2 четверти подряд 5 раз в неделю (в субботу после уроков). Давайте посмотрим на  результаты. (Слайд)

                              Проверка техники чтения 3 класс (2 – 3 четверть)

ФИ

Кол – во слов в минуту до эксперимента

Кол-во слов в минуту после эксперимента

Динамика

1

Егор А.

60

86

26

2

Ирина А.

60

84

24

3

Люба А.

43

69

26

4

Карина Б.

60

79

19

5

Артем Б

79

111

32

6

Василиса Г.

70

91

21

7

Дмитрий Г.

56

77

21

8

Данил З.

60

79

19

9

Илья И.

45

67

22

10

Мария К.

50

71

21

11

Павел К.

60

87

27

12

Саша К.

45

60

15

13

Софья К.

60

83

23

14

Никита К.

60

76

16

15

Настя Л.

53

70

17

16

Вика М.

34

65

31

17

Кристина М.

54

74

20

18

Яна П.

32

56

24

19

Настя Р.

71

97

26

20

Дмитрий С.

79

102

23

21

Настя С.

80

98

18

22

Руслан С.

70

90

20

23

Глеб Щ.

60

78

18

24

Дмитрий Ч.

60

86

26

25

Вероника К.

60

85

25

26

Данил Х.

49

75

26

27

Владислав В.

38

60

22

 Так, чтение газетных статей с мелким шрифтом и множеством многосложных слов увеличило технику чтения у всех обучающихся. 26 % обучающихся прибавили от 10 до 20 слов, 67  % прибавили от 20 до 30 слов, и  7 %  добавили к своей технике чтения от 30 до 40 слов в минуту. В среднем обучающиеся увеличили технику чтения на 22  слова. А совершенствование техники чтения скажется и на повышении уровня  осмысленности прочитанного.

  • 3 этап

отработав техническую сторону  приступила к смысловой. А так, как работать с газетой ребятам очень нравится, продолжили читать газетные статьи. Только теперь у всех газета была одинаковая – свежий номер «Зейские огни», который родители покупали по пятницам.

На начальной стадии работы с газетой учитель должен сам определять  статьи, подходящие ребятам для прочтения и их обсуждения. Ведь газетные статьи представлены разными жанрами: заметка, отчет, информационное сообщение, статья комментарий. К тому же для 3-классников  статьи должны быть:

  • не слишком большими по объему (18-20 строк газетного столбца);
  • доступными для понимания по лексическому составу и тематике;
  • интересными по содержанию;
  • имеющими воспитательное значение.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста: фактуальный, подтекстовый, концептуальный. На основе этого  и строила свою работу. Перед вами газета. Найдите заметку «Спасли женщину из горящей квартиры» , прочитайте её вслух.

1 уровень, самый поверхностный уровень  – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

Прием « Факт или нет».

Сначала необходимо дать понятие «факт» - это (от лат. factum - сделанное, совершившееся) событие. Третьеклассникам дается команда  «Факт или нет» и тогда они называют все факты из статьи. Например, читая статью «Для шкoльникoв Cвoбoднoгo oткpoют чeтыpe «Гaзпpoм-клacca» ( статья на слайде) ребята называют факты:

  1.  В МОАУСОШ № 1 пpoфильныe 8, 9 и 10 клaccы «Гaзпpoмa», нaчaли paбoтaть eщe в 2015 гoдy.
  2.  C 1 ceнтябpя этoгo гoдa  пpиcтyпят eщe 25 дecятиклaccникoв,
  3. Ученики пoкaзaли выcoкиe peзyльтaты OГЭ пo мaтeмaтикe и физикe,
  4. Пpoxoдят дoпpoфeccиoнaльнyю пoдгoтoвкy, cпeцкypcы и лeтниe пpaктики.

Назовите факты из нашей статьи. (работа учителей ) По группам

1.гр. На пульт диспетчера поступило сообщение о пожаре.

2.гр. Возгорание произошло в квартире на четвертом этаже пятиэтажного дома.

3.гр.через 6 минут огнеборцы прибыли на место.

4. гр.Был виден огонь на балконе четвертого этажа.

5.гр. Обнаружена  и спасена женщина.

2 уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Научить выделять подтекстовую информацию мне помог прием   «если …., то….». Цель: устное выстраивание логической цепочки обстоятельств. Называю ребятам факт, а они должны найти скрытый смысл и продолжить мое высказывание. Например, читая статью «Жypнaлиcты пoмoгли xoзяйкe «мoкpoй» квapтиpы » (статья на слайде)  ученики продолжали так:

-Если она вдова ветерана войны, то женщина пожилая;

-Если её квартиру заливает водой из –за ремонта крыши, то бабушка живет на последнем этаже;

- Если в доме делают ремонт крыши, то дом старый;

- Если Галина Панкратьевна поблагодарила журналистов, то она вежливая, помнит добро.

   Давайте попробуем найти подтекстовую информацию в нашей заметке. (работа учителей в группах). Я называю факт, а вы продолжаете…

1.гр.- Если на пульт диспетчера поступило сообщение о пожаре, то у нас  работает служба спасения.

2.гр.- Если возгорание произошло в квартире, то нарушены правила безопасности обращения с огнем.

3. гр. – Если через 6 минут огнеборцы прибыли на место возгорания, то служба оперативная, с  исправной техникой.

4. гр. – Если была проведена дымовая разведка, то у спасателей есть оборудование и спецодежда.

5.гр. - Если повреждены балкон и вещи и только 1 комната закопчена, то пожар потушили быстро.

3 уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации. Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.  Ребята должны выделить основную мысль статьи и высказать свое отношение к прочитанному. Работая со статьей «Дети – подкидыши» (статья на слайде) основной мыслью ученики назвали то, что таких младенцев стало меньше, но они есть, очень их  жалко,  выкармливают в больнице, без мамы. Это правильно, что депутаты принимают закон о назначении им  пенсии, ведь им надо на что – то жить .

Назовите  основную мысль нашей с вами статьи и выскажите свое отношение к прочитанному. ( работа учителей в группах).

  1. Основная мысль – Служба спасения работает быстро, совместно со скорой медицинской помощью.
  2. Ваше отношение к прочитанному – нужно вовремя приходить людям на помощь. Профессия пожарного очень опасная, это смелые люди совершающие подвиг каждый день. Я хотел бы стать пожарным.

 Над смысловой стороной  работала вначале урока чтения только четвертую четверть по 7 – 10 минут, и вот чего мне удалось добиться. Проверка осознанного чтения проводилась мной на незнакомом тексте. После текста  давалось 3 вопроса и оценивалось по следующим критериям:

- ответил полностью на 3 вопроса – осознанное чтение

- ответил полностью  на 2 вопроса – не полностью осознанное

-  ответил только на 1 вопрос – неосознанное.

Проверка осознанного чтения 3 класс 4 четверть

 (динамика выделена красным цветом)

ФИ

Понимание прочитанного до эксперимента

Понимание прочитанного после  эксперимента

  2 осознанное

1 не полностью

0        неосознанное

2 осознанное

1 не полностью

0 неосознанное

1

Егор А.

1

2

2

Ирина А.

1

1

3

Люба А.

2

2

4

Карина Б.

1

2

5

Артем Б

2

2

6

Василиса Г.

2

2

7

Дмитрий Г.

0

1

8

Данил З.

1

1

9

Илья И.

0

1

10

Мария К.

1

1

11

Павел К.

2

2

12

Саша К.

2

2

13

Софья К.

1

1

14

Никита К.

0

0

15

Настя Л.

1

1

16

Вика М.

0

1

17

Кристина М.

1

1

18

Яна П.

1

1

19

Настя Р.

1

2

20

Дмитрий С.

2

2

21

Настя С.

2

2

22

Руслан С.

1

2

23

Глеб Щ.

2

2

24

Дмитрий Ч.

2

2

25

Вероника К.

2

2

26

Данил Х.

1

1

27

Владислав В.

0

0

Таким образом, системная работа над осмысленным чтением газетных статей снизила % обучающихся с неосознанным чтением с  19 % до 8 %.  Понизился % обучающихся читающих не полностью осознанно с 44 % до 33 % . А % читающих осознанно вырос с 37 % до 52 %. Совершенствование осмысленности прочитанного  скажется и на повышении техники чтения.

Необходимо  развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, информацию, изложенную на страницах учебников, но и научные статьи.

Задание группам: за  5 минут придумайте  задание по осмыслению текста к статье газеты.

Добиваясь осмысленного чтения, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники  чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

 Так, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого  объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...