Статья "Сенсорные путешествия в сказочный мир".
статья по чтению

Костренкова Анна Владимировна

Из опыта использования в логопедической работе авторских пособий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Костренкова А.В. СЕНСОРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В СКАЗОЧНЫЙ МИР.  ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ КНИГ.

Сведения об авторе: Костренкова Анна Владимировна – учитель дефектолог ГБОУ школа № 621 Колпинского района Санкт-Петербруга

Аннотация

В статье: представлены серии сенсорных книг, которые активно используются в рамках коррекционных занятий. Первая серия посвящена сказкам Г.Х. Андерсена, вторая серия -  архитектуре и истории города Санкт-Петербурга, третья серия – пригородам Санкт-Петербурга. К каждой серии разработана игра-путешествие с заданиями, активизирующими мыслительные операции, процессы памяти, стороны внимания, направленными на формирование осознанного чтения и всестороннему развитию личности учащихся.  Сенсорные книги – результат творческой работы учителя и учащихся.

 Ключевые слова: Сенсорный, мелкая моторика, мыслительные операции, внимание, память, коррекционные занятия, читательский интерес.

 Примером использования творческих способностей учителя – является изготовление уникальных пособий для проведения занятий.  

Один из продуктов этой деятельности – сенсорная книга с сюжетами из сказок Г.Х. Андерсена. Пособие изготавливалось на протяжении нескольких лет с целью разнообразить коррекционные занятия с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, повысить уровень их познавательной активности, активизировать процессы памяти, мышления, расширить объём и концентрацию внимания, а также способствовать развитию речи.

Остановимся подробнее на понятии « Сенсорная книга».  Понятие «Сенсорный» в  словаре С.И. Ожегова толкуется как относящийся к чувственному восприятию, ощущениям. Можно предположить, что сенсорная книга, эта книга, которую читают пальцами. В некотором смысле последнее высказывание соответствует действительности.

Использование таких книг практикуется в коррекционных образовательных учреждениях, т.к. дети, имеющие определенные особенности развития воспринимают окружающую действительность через кончики пальцев. Содержание пособий, которые используется в коррекционных садах и школах отличается спецификой подачи материала в данных учреждениях.

Сенсорная книга «Путешествие в страну сказок» по произведениям Андерсена создавалась непосредственно для проведения занятий в общеобразовательной  школе.

Сенсорные книги называют «трогательными» в самом прямом смысле этого нежного слова, так как они дают ребёнку возможность «прочувствовать произведение». Эти книги обладают уникальной способностью дарить ребенку не только яркие эмоциональные переживания, но и прекрасные тактильные ощущения. Вступая в активное взаимодействие с персонажами сенсорной книги, ребёнок  ощущает этот мир наиболее полно, всеми данными ему природой органами чувств. Сенсорные книги вызывают искренний интерес детей, а значит, нет нужды заставлять ребенка заниматься. Он делает это сам, а различные приятные тактильные ощущения являются достаточно сильным стимулом к занятиям. Сначала ребёнок стремится не прочесть или услышать, а потрогать! [3с. 73]

В.А Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческий мысли». В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. [2, с.258]

Использование сенсорной книги на коррекционных занятиях позволяет разнообразить, окрасить в яркие тона подачу материала, и, следовательно, способствует более эффективному усвоению информации.

Сенсорная книга представлена в двух вариантах.

Первый вариант – «Путешествие в страну сказок». Книга состоит из шести страниц, изготовленных из хлопка, ситца и бязи.  В содержании страниц отражается один из эпизодов, по которому легко можно определить ту или иную сказку.  С изнаночной стороны страницы расположен кармашек, куда вкладываются карточки с заданием в соответствии со сказкой, о которой в данный момент идет речь. Страницы  легко отделяемы друг от друга, поэтому каждую из страниц можно использовать как отдельный элемент.

Для содержания книги были отобраны самые популярные среди детей младшего школьного возраста сказки Г.Х. Андерсена: «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Снежная королева».  

В комплекте сенсорная книга «Путешествие в страну сказок»  есть плоские куклы из фетра – главные герои вышеперечисленных сказок.  По своим  внешним признакам герои очень быстро узнаются учащимися.

Второй вариант – сенсорная книга «Снежная королева». «Снежная королева» состоит из двадцати текстильных страниц. Каждая страница – отдельный эпизод из предложенной сказки.

В процессе изготовления книги, тщательно изучался текст предложенной сказки, с акцентированием внимания на мелких деталях каждого эпизода.
        Внешний вид книги повторяет описание предыдущего варианта.

В комплекте сенсорная книга содержит бумажных кукол – героев сказки, буквы из мягкой плотной ткани, сенсорный коврик,  разделённый на двадцать пронумерованных квадратов.

Ниже предлагается вариант проведения комплекса коррекционных занятий с сенсорными книгами.

Любишь ли ты путешествовать? Представь себе уютное купе поезда. За окном меняются картины: на смену городам летят леса и перелески, за ними бескрайние степи, железный мост через широкую реку, и , наконец, горы, вонзающие острые вершины в небо. Сколько маленьких городов со своей удивительной и неповторимой историей мы оставили в пути?

Согласись, мой друг, длительное путешествие мы не в силах совершить сейчас, когда в самом разгаре учебный год, и нам необходимо ежедневно выполнять домашние задания, и приносить их в школу, добывать знания, получать отметки, участвовать в соревнованиях, проигрывать или побеждать.

А так хочется в зимнюю среду, или вторник, а может быть четверг отправиться на вокзал и сесть в поезд, который унесёт нас в удивительное путешествие.

Представь, мой друг, что у нас появилась такая возможность. Поезд несёт нас вперёд, к новым знаниям, к новым городам, к рекам, морям, горам. Нам в пути предстоят незабываемые встречи с удивительными людьми. Один из них уже ждёт нас на страницах своих сказочных историй.  Сейчас мы познакомимся с ним.

Больше всего на свете он любил путешествовать. Путешествовал он всю свою жизнь. А в дороге сочинял сказочные истории о городах и странах, где успел побывать, о людях, которые встречались в пути.  

Мой друг, напомни мне, как мы назовём человека, который сочиняет сказочные истории?

- Правильно, сказочник.

Сказочник, знакомство с которым нам сейчас предстоит, жил много лет назад.  Ещё наших дедушек и бабушек не было на свете. Пока мы не знаем ни его имени, ни названий сказочных историй, который он сочинял. Но мы обязательно об этом узнаем.

Перед тобой таблица, в троки таблицы вписаны слова, которые обозначают предмет. Напомни, мой друг, к какой части речи эти слова относятся?

- Правильно, к имени существительному. Но есть в этом списке особые имена, их мы и должны выделить. Они имеют своё собственное имя. Вспомни, какие слова могут иметь своё собственное имя?

Ты прав, свои собственные имена имеют люди, животные, города, реки, страны, горы, озёра, моря.

Найди в этом списке только имена собственные.

Напротив каждого имени мы видим цифру. Если ты расположишь выделенные слова с соответствующей им цифрой в порядке возрастания, то по первым буквам этих слов прочитаешь фамилию нашего героя.

Антонов                  12

 Тетрадь         67

Дмитрий          34

Город          56

Стол         708

Баян         32

Чайник         904

Нева         25

Экран        509

Новгород -       914

Река           36

Ростов         105

Каникулы      47

Лёд       89

Листья     986

Снег      90

Евгений          56

Дождь      30

Сергей             278

Лето       45

Енисей           427

Весна             23

Горы       77

Море        28

Вероятно, ты уже слышал это имя. Возможно, его сказки тебе читала в детстве мама, или ты смотрел эту сказку в кино, или в театре?

Обычно после прочтения имени ребёнку демонстрируется несколько картинок с портретами сказочникам. Обсуждаются его годы жизни относительно современности.

Мы отправляемся в Данию.

Ребёнку предлагается несколько разрезных фотографий с изображением природы и достопримечательностей Дании. Когда он собрал картинки, можно побеседовать с ним об особенностях природы, климата, таким образом стимулируя развитие связной речи.

Как и во всех странах мира, и в нашей стране, в особенности, в Дании есть большие и маленькие города, деревни. Если мы покупаем билет на поезд или самолёт, чтобы отправится в другую страну, мы обязательно должны указать город, откуда начнётся наше путешествие. А знаешь ли ты в какой город Дании отправимся мы?

Перед тобой табличка. Из представленных в ней слов, твоя задача выделить только те, которые обозначают признак предмета.  Напомни, как называется эта часть речи?

- Имя прилагательное. А какой вопрос мы возьмём в помощь?

- Какой? Какая? Какие?

КРАСИВЫЙ

ЗЕЛЕНЬ

ЕЛОВЫЙ

ДЕРЕВО

АЛЫЙ

ЕДИНЫЙ

СИЛА

ПУСТОЙ

РОСТ

ОПУСТЕЛ

ЖАРА

СОН

ОСТРЫЙ

КРАСОТА

НЕЖНЫЙ

ХОЛОД

ГОРДЫЙ

НОВЫЙ

МОРОЗ

УЧИЛ

ПИСАТЕЛЬ

ГУСТОЙ

ГОВОРИЛИ

ГРЕТЬ

Если ты всё выполнил правильно, то по первым буквам имён прилагательных ты сможешь прочитать название столицы Дании.

Мы отправляемся в город Копенгаген.

В дороге мы с тобой вспомним, какие сказки написал Ганс Христиан Андерсен.  А поможет нам в этом необычная книга. Знаешь, чем она  отличается от обычных книг?  Чтобы это узнать, вспомни, как выглядит самая обыкновенная книга, которую мы берем с полки домашней или школьной библиотеки. Из какого материала она сделана?

- Правильно, мой друг. Книга сделана из бумаги. И, конечно же, в ней есть текст рассказа, сказки или стихотворения, которое мы читаем.

А эту книгу мы читать не сможем. Потому что текста в ней нет. Но в ней живут герои сказочных историй Андерсена, каждый на своей страничке. Необычность её не только в этом, но и в том, что сделана она совсем не из бумаги.

Сказки, которые живут на страницах этой необычной книги: «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева».

Ребёнку даётся время полистать книгу,  посмотреть,  кто живёт в кармашках на каждой странице. Вспомнить имена героев.

Как видишь, путешествовать по сказочным историям Андерсена мы можем бесконечно. Давай остановимся на одной из них. Вот перед тобой куклы. Постарайся вспомнить – они из какой сказки? Может быть, ты даже вспомнишь  имена наших героев

- Совершенно верно, мой друг. Это сказка «Снежная королева». А зовут наших героев Кай и Герда. И однажды с ними произошла удивительная сказочная история.

Пришло время показать сенсорный коврик и страницы книги вручить ребёнку. Удобно играть в непринуждённой обстановке, не стеснённой условиями кабинета. Возможно, разложить коврик на двух партах. Таким образом, игра осуществляется в условиях кабинета логопедического пункта.

Постараюсь не пересказывать каждый эпизод сказки. Стоит отметить только, что основной принцип подачи материала – принцип доступности. Текст максимально упрощается для облегчения его восприятия ребёнком. Из кармашка каждой страницы извлекается задание, которое служит переходом к следующему эпизоду, а герой соответствующего эпизода остаётся на странице. Обязательно вспоминаем детали, например: Герда отдала озеру свои красные туфли; женщина, которая встретила  Герду на берегу,  обязательно была в огромной шляпе с цветами; в королевской спальне, куда маленькая героиня проникла с помощью птиц, принц спал на красной кровати, а принцесса на белой, а граница владений Снежной Королевы была отмечена кустом с красными ягодами.  По деталям ребёнок быстро находит необходимую страницу.

Из наиболее интересных и познавательных заданий, способствующих увеличению концентрации внимания, а в последующем и улучшению работы процессов памяти ребёнку предлагается определить, с какими цветами беседовала Герда в саду у колдуньи. При этом мы обязательно вспоминаем, почему не было в саду роз. Можно предложить ребёнку шифровку. Его задача – прочитать названия через одну букву. Потом соотнести с картинками.

Наиболее интересные эпизоды сказки связаны с путешествиями Герды по Северной Норвегии. Здесь маленькая героиня встречается с Лапландкой, Финкой, пересекает границу Шпицбергена (группа островов в Северной Норвегии, которые по сказке и являлись владениями Снежной Королевы.

Для формирования навыка осмысленного чтения ребёнку предлагаются к прочтению и тексты с «хвостами», и тексты с «дырками». Например,  к эпизоду истории, где Герда разговаривает с цветами в саду у колдуньи ребёнок соединяет начало и конец предложения.

Путешествие заканчивается, когда наступает весна и Герда с Каем возвращаются в свой родной город. Картина сказки перед глазами у ребёнка в виде сенсорного коврика.

Можно предложить пересказать сказку с опорой на целостную картину сказки. Спустя время, на следующем занятии картинки на коврике меняются местами, чтобы ребёнок вспомнил правильную последовательность событий и расставил картинки с эпизодами по своим местам.

Далее ребёнку предлагаются карточки с предложениями, которые необходимо разместить в правильной последовательности.

Активизации словесно-логического мышления детей способствует игра « Правда – неправда».  Перед ребёнком выкладываются две заранее подготовленные карточки, на которых написано «Да» и «Нет», или «Правда» - «Неправда».  Далее предлагаются карточки с закрытыми вопросами, ребёнок читает вопрос, и кладёт карточку под правильным ответом «Да» или «Нет».

Путешествие по страницам  произведений Андерсена при помощи сенсорной книги может длиться от четырёх, до шести – восьми занятий, в зависимости от наполняемости группы. Предлагаемые задания разнообразны. Соответствуют той возрастной группе учащихся, которая находится на занятии в данный момент. Практика показала, что использование сенсорной книги в большой группе учащихся от десяти человек нецелесообразно. Пособие разработано для индивидуальных занятий с логопедом и дефектологом, или для занятий в подгруппе, в которой находится от двух до четырёх человек.

Пособие развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», застёгивание «молний». Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития младших школьников. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.
Занятия с использованием сенсорной книги способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности. [3, с. 75]

 Длительная, кропотливая, напряженная работа рук способствует повышению умственной работоспособности учителя-дефектолога, улучшению памяти, развитию воображения, что, в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование и совершенствование профессиональных качеств, приобретаются и трудовые навыки, которые не менее важны в педагогической деятельности. В процессе изготовления книги педагог мысленно прорабатывает занятия, которые будут проводиться с использованием книги, изменяет и совершенствует их.

Источники

  1. Горбунов Н. Дом на хвосте паровоза. Путеводитель по Европе в сказках Андерсена. – Москва: Лайвбук, 2016 г.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1973 г.
  3. Шпакович Е. Л. Сенсорная книга, как средство преодоления речевых нарушений детей с ОНР  // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 72-75.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского

Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

открытое занятие "путешествие в сказочную страну Акварелька"

занятие по декоративно-прикладному творчеству...

Внеклассное мероприятие.Путешествие в сказочном лесу.

Создание условий для знакомства с разнообразием жанров народного творчества национальной культурой в процессе организации игровой деятельности....

Внеклассное мероприятие. "Путешествие в сказочный лес"

Создание условий для знакомства с разнообразием жанров народного творчества национальной культурой в процессе организации игровой деятельности....

музыкальное занятие "Путешествие в сказочную Норвегию"

Учит детей доброте, внимательно относиться к своим близким,приобщает к музыке.Составлен по произведению Э.Грига "Пер Гюнт"....

Новогоднее путешествие по сказочному царству

Новогодний утренник  составлен так, что бы все роли и танцы в нём могли исполнять сами  дети....