открытое занятие "путешествие в сказочную страну Акварелька"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1,2,3,4 класс) по теме

занятие по декоративно-прикладному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_akvarelka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования: Вылегжанина С. М.

Категория участников: младший школьный возраст

Год обучения: первый

Тема занятия: Вводное занятие. Путешествие в сказочную страну «Акварелька».

Цель: Формирование устойчивого интереса к миру изобразительного искусства.

 

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление об основных видах изобразительного искусства.

Познакомить с целями и задачами творческого объединения.

Развивающие: Способствовать развитию художественного вкуса.

Воспитательная: Воспитать усидчивость, единство и содружество группы.

Оборудование: Наглядный материал, образцы росписи, коллажи, аппликации, телевизор,DVD , пластилин.

Ход занятия:        

1. Организационный момент

1.Приветствие:

-Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Михайловна, а с вами мы познакомимся в ходе нашего занятия.

2. Объяснение темы занятия:

-Сегодня у нас необычное занятие, мы посетим волшебную, сказочную страну «Акварелька».

В этой стране живут и неплохо уживаются друг с другом станции: «Мир живописи», «Царица графика», «Аппликация», «Коллаж», станция «Лепка», «Декоративная роспись» (на доске изображение данных станций)

-Я предлагаю отправиться в путь на волшебном поезде «Мистер Колёсик» (на доске изображение поезда)

-Но сначала мы с вами познакомимся  сыграв в игру «Идем в поход»   Я Светлана Михайловна иду в поход и беру с собой СОЛЬ (дети продолжают)

-Вот мы с вами и познакомились, «М.к» совсем заскучал, он уже не раз бывал на всех станциях   поэтому без труда доставит нас по нужному адресу.

-И так я предлагаю вам занять свои места, поезд отправляется (дети сидя изображают движение поезда)

-Наш поезд прибыл на первую станцию «Мир живописи» Ребята, а кто придумал рисовать красками?

Ответ: Древние художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! Им казалось, что с помощью рисунков они привлекают на свою сторону удачу. Охотники – художники считали, что надо нарисовать: лохматого мамонта, огромного бизона, пугливых оленей, быстрых лошадей, и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться,- думали древние- ведь мы на рисунках уже пронзили их копьями и стрелами!» прошли тысячелетия и мы с вами до сих пор можем полюбоваться этими картинами.

Вопрос: Какими красками рисовали древние художники?

Ответ: Древние люди первой своей краской считали обычную глину, она бывает разных цветов и оттенков, а для насыщенности цвета добавляли сажу и соки растений.

Вопрос: - Какие виды красок вы знаете?

Ответ: - Акварель, гуашь, пастэль, тэмперные, масленые краски.

Вопрос: - А какие бывают кисти для рисования?

Ответ: - Кисти бывают разных размеров и разного вида. Мягкие кисти лучше использовать для работы с акварелью, а жесткие для масленых красок. 4№ для прорисовки мелких деталей, а 12№ для больших поверхностей. Делают кисти из разных материалов  шерсти животных(Беличьи, колонковые и т. Д.) синтетические. Вот мы и познакомились в общих чертах с миром живописи. А теперь предлагаю отправиться на станцию «Царица графика» поехали. (дети изображают движение поезда)

-Посмотрите мы прибыли в «Царство графики»

Вопрос: - Что вы знаете о графике?

Ответ: - Это рисунок карандашом. Какой цвет у простого карандаша?

Вопрос: - Вы знаете как появился простой карандаш?

Ответ: - Свое начало карандаш берет от обыкновенной заостренной палочки, которой писали в восковой тетради. Один конец палочки был заостренный для письма, а второй выполнял функцию с. Резинки.

- Я предлагаю сыграть в игру « Кто быстрее». Перед собой вы видите листки бумаги на которых нарисован карандаш, такой грустный и безликий  давайте повеселимся и украсим его. Я предлагаю вам свой вариант (показываю изображение Карандаша «Знайки») раз, два, три начали.

- Молодцы ребята превосходные, веселые карандаши у вас получились. Мы с вами заслужили отдых.

                                                Физкультминутка:

Мы сидели, рисовали    

 И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно снова рисовать!

- Смотрите  мы очутились на станции « Аппликация». (на двух листах не приклеенная аппликация, которую педагог высыпает на два стола). Вот беда, беда, беда, что делать я так к вам торопилась, что забыла приклеить фигурки, помогите мне быстро собрать детали и приклеить их на бумагу. Молодцы вы справились и с этим заданием.

Вопрос: - теперь ответьте мне на вопрос, что такое аппликация?

Ответ: - Аппликация самый простой и эффективный способ работы с бумагой и не только.

-Поехали дальше!

-Вот и станция «Коллаж». Новая технология выполнения работ в дек.прикладном искусстве. В данной технике выполняются панно, различные изделия плоскостного характера. Используемые материалы самые разнообразные; сухоцветы, природные материалы, ракушки, камушки, перья, пуговицы, бусинки и даже лапша, которая  может быть раскрашена. (показ работ)

- Поезд отправляется, перед собой вы видите пластилин, как вы думаете на какую станцию мы приехали?

Вопрос: - Из чего можно лепить фигуры и предметы?

Ответ: - Пластилин самый простой и доступный материал для лепки, наверняка вы не раз пользовались им. А еще кроме пластилина можно лепить из глины. Ребята не приходилось ли вам видеть как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок в дело идет глина. Мало того глина у ласточек основной строительный материал. Гнездо ласточки очень надежное жилище. Вполне возможно, что именно наблюдения за ласточками натолкнули человека на идею использования глины в быту, для изготовления посуды. Только вот незадача если  посуду не обжечь в печи то останется очень хрупкой, к тому же она  боится воды. А вот обожженная на костре она стала первым в истории искусственным материалом, который получил название керамика. Но ведь есть еще один превосходный материал для создания превосходных поделок, это соленое тесто. Куда это нас привез « мистер колесик»это наш мини театр, сегодня нам покажут мультфильм. Садитесь поудобнее. ( дети смотрят мультфильм)

- Какая замечательная история, вот и пришло время пластилина, разделимся на две группы. Каждая группа совместно должна слепить любого героя из этого мультфильма. Время пошло.

-Все молодцы, только совместными усилиями могло получиться такое чудо.

- Ребята вот и до следующей станции мы добрались. Вы, наверное уже видели необыкновенную на вид посуду и другие предметы завораживающие красотой сочетания цветов, это и есть декоративная роспись.

Вопрос: - Какие виды росписи вам знакомы?

Ответ: - Городецкая, хохлома, пермгородцкая,  борецкая, мезенская. А теперь выполним творческое задание. Перед вами кусочки пазла, предлагаю вам собрать из них  картинку. (Пока дети работают преподаватель снимает с вагончиков  цветные украшения)

- Здорово у нас сегодня все получилось, я благодарю вас за то, что мы вместе посетили и открыли тайны страны « Акварелька». Спасибо и тебе Мистер Колесик ты нас домчал быстрее ветра. Ой ребята как нехорошо получилось, мы так увлеклись, что забыли про м.к. его вагончики за время путешествия потеряли былую красоту, нужно ему помочь. Вспомним пройденный материал, возвращая фигурки на свои места (дети отвечая, прикалывают фигуры на место). Молодцы, я сегодня познакомилась с такими замечательными детьми, надеюсь, что наше знакомство не закончится. До новых встреч.

 

 

   

 

Тема: « Царица графика» основные материалы и инструменты.

Цель: ознакомление с основными приемами и способами работы карандашом, терминологией и графическими материалами.

Задачи: Научить: работать карандашом, передавать форму предмета.

Оборудование: Набор карандашей, образцы линий, штрихов.

Словарь: Линия,  штрих, абрис.

                                                      Ход занятия:

                                          1.Организационный момент:

1) Приветствие

2) Проверка готовности учащихся к занятию.

                                         2. Сообщение темы урока.

-Выдающийся художник Александр Дайнека говорил « Живописец  должен в совершенстве владеть рисунком. Ведь недостатки в знание рисунка всегда ведет к небрежному отношению к форме, а это в свою очередь приводит к крайне неряшливой и небрежной  живописи» - Поэтому каждому начинающему рисовальщику крайне важно овладеть техникой рисования карандашом. Сегодня на занятие мы будем учиться этому.

                                         3. Введение в тему:

- Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства , живописи, скульптуре и графике. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом  в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры , собирая материал для будущих картин. И все-таки, помимо перечисленных выше функции, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняют как быстрые наброски так и тщательно прорисованные рисунки великих мастеров.

-Линия и штрих царствуют в произведениях многих великих художниках. Как видно, линия  - едва ли не самый главный элемент рисования. Ей  можно передать пластику, объемность, красоту формы.  Такую линию называют «живой». Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции , пересекая пространства.

                                     

                           4. Изучение нового материала.

1) Линия как средство выражения

-Линия – наиболее часто применяемое изобразительное средство . По характеру линии бывают прямые и кривые, по размеру – длинные и короткие, тонкие и толстые, по направлению – горизонтальные , вертикальные и наклонные. А еще линии могут быть « музыкальные», « легкие», « воздушные», « ломанные», « колючие» и т. д. Значит они могут выражать разные настроения. Рассмотрим в таблице № 1 некоторые их виды.

- Как вы думаете какие чувства они вызывают?  

                                                                                             Таблица № 1

       ЭМОЦИОНАЛЬНОЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЛИНИЙ

             

- Молодцы ребята. Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная передает стремление вверх; наклонная неустойчивость, падение; ломанная переменное движение; волнообразная равномерное движение; спиральная качание, вращение.

- А какая из этих представленных линий выражает активность, пассивность, равнодушие?

                                                                                       Таблица № 2

1.

2.

3.

-Вот так с помощью линии мы можем передать настроение.

- Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема. Это утверждение проиллюстрировано в таблице №3

                                                                                               Таблица №3

               ТЕХНИКА ШТРИХОВ ПО ФОРМЕ

- Казалось, что тут трудного, провести прямую, а тем более кривую линию! Однако художники посвящают немало времени проработки навыков рисования карандашом. Начнем и мы с простой прямой.

                                                   

                                            5. Практическая работа.

Задание 1. Проведите линии в различных направлениях, с нажимом и без на карандаш, начиная с ТМ,Т,ТТ,М,ММ.

Задание 2. Выполнить деление отрезка на равные части без линейки. Соединить отрезки линией без отрыва.

                                                     Физкультминутка:

-А теперь ребята продолжим прерванную работу.

Задание 3. Нарисовать предметы представленные в таблице №3

Заключительная игра «Нарисуйка».

Правила игры: дети с завязанными глазами рисуют простым карандашом снеговика.

        6. Итог урока

1. Выставка работ учащихся

2.Заключительное слово педагога

« Рисовать – значит соображать – утверждал П.П. Чистяков. И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый шаг, очень важный по этой нелегкой, но очень интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас сегодня. Тренируйте свою руку, свой глазомер и у вас все обязательно получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского

Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...

Летний оздоровительный лагерь "Сказочная страна"

В данном материале представлен план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Сказочная страна" МКОУ "Основная общеобразовательная школа поселка Начало"...

"Путешествие в сказочную страну" по произведениям К.И. Чуковского

Урок закрепления знаний по произведениям К.И. Чуковского разработан в игровой форме....

По сказочной стране Геометрии (конспект с презентацией)

Урок математики в коррекционной школе VIII вида.  Фронтальное повторение геометрического материала и индивидуальная работа с геометрическими фигурами с элементами контроля самоконтроля: решаются...

Открытое внеклассное мероприятие "В стране сказочных чудес"

   Цель: вызвать интерес к сказкам; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию ...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе театрализованных представлений, посвященный Дню толерантности «Сказочная страна»

1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Конкурс «Сказочная страна» проводится с целью развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей младшего школьного возраста в совместной...

Открытое внеклассное мероприятие. Тема: "Путешествие в сказочную страну птиц".

Материал содержит конспект внеклассного мероприятия. Тема: "Путешествие в сказочную страну птиц".  Мероприятие предполагает обобщение знаний учащихся о птицах, условиях их обитания; развитие позн...