Рабочая программа по литературному чтению.3 класс. Школа России.
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)

Трошина Ольга Вячеславовна

imageimageРабочая программа с календарно - тематически планированием составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению,  примерной программы по литературному чтению и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством  Л.Ф.Климановой ,В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской,М.В.Бойкиной   «Литературное чтение. 3 класс» (Москва, «Просвещение», 2020 г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_a_literaturnoe_chtenie.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерным учебным планом для ступени начального общего образования Литературное чтение, в начальной школе изучается с 1 по 4 классы. Общее число учебных часов за 4 года обучения – 544 , из них 102 (3 ч в неделю) в 3 классе. Рабочая программа по Литературному  чтению составлена на основе примерной программы по предмету, федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству. Данная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной   («Школа России.) в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и основной образовательной программой образовательного процесса МБОУ ЦО № _.

Содержание курса направленно на формирование читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

                Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения структурируются по ключевым задачам общего образования , отображающие индивидуальные , общественные и государственные потребности и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действ в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее  эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и зада ми, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.

Предметные результаты

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного;

-        осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлении о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическичтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое): умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Тематический план базового курса «Литературное чтение» в 3 классе

№ п/п

Раздел программы

3 класс

Всего часов

Содержание

Контрольные,

творческие, лабораторные

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Устное народное творчество

14.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ - х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

 

Проверка техники чтения. Диагностика навыков чтения.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

2

Поэтическая тетрадь 1

8 час.

Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Тестирование.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения.

3

Великие русские писатели

25 час.

Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Мораль басни. Научно – популярные произведения.            

Тестирование.

Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

4

Литературные

сказки

8час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

5

Были  и небылицы

9час.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские;

6

Поэтическая тетрадь 2

6 час.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.

Тестирование.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

7

Люби живое

10час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

8

Поэтическая тетрадь 3

8 час.

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать: произведения русских поэтов о природе;  произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись».

Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения.  Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

9

Собирай по ягодке –

наберешь

кузовок

9 час.

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.  Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям.

10

Зарубежная литература

5 ч.

Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

Итого

102

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема/раздел программы

                 

Примечание (д/з)

Устное народное творчество (14ч.)

1

 Инструктаж по т/б и охране труда. В мире книг.Устное народное творчество. Русские народные песни.

Выуч.любую песню наиз.

2

Народный промысел.

3

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

Подгот.выраз.чт.ск.

4

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка.Выразительное чтение.

5

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка. Пересказ по плану.

6

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

Подгот.выраз.чт.ск.

7

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.Краткий пересказ.

8

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка. Герой произведения.

Переск.ск

9

Как хорошо уметь читать.«Сивка-бурка», русская народная сказка

Прочит.разделить на части

10

Как хорошо уметь читать.«Сивка-бурка», русская народная сказка. Выразительное чтение.

11

«Сивка-бурка», русская народная сказка. Признаки волшебной сказки. Поговорим о главном.

Найти сведения о жизни и тв-ве художн.-иллюстр.В.Васнецова и И.Билибина

12

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Тест №2  по теме «Устное народное творчество»

Начать раб.над проектом «Сочиняем волшебную сказку»

13

Обобщение по разделу. Проверим себя.

14

Наши проекты.

        Поэтическая тетрадь 1 (8ч.)

15

В мире книг.Ф.И.Тютчев Листья».

Подгот.выраз. чт.стих.

16

Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

17

А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»…

Нарис.иллюстр.к стих.и выуч.отрывки к этим иллюстр.

18

И. С. Никитин «Встреча зимы(В сокращении)

Нарис.иллюстр.к стих.и выуч.отрывки к этим иллюстр.

19

И.З.Суриков «Детство» «Зима»

Выуч.наиз.первые четыре четверостиш.из стих.

20

Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

21

Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..." Чтение наизусть.

22

Путешествие в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1» Проверим себя.

Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нравятся.

                           Великие русские писатели (25ч.)

23

 В мире книг.Любимые стихи. А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»

Выуч.стих.

24

А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»

25

А.С. Пушкин. "В тот год осенняя погода…»

26

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

Подгот.выраз. чт. стихотв.

27

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Подгот.выраз. чт.стих.

28

А.С.Пушкин «Зимний вечер"

29

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…».

Прочит.сказку.

30

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…».Выразительное чтение.

31

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Волшебная сказка.

Прочит.отрывок с.102-118,разделить на части

32

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…».Герои произведения.

Прочит.отрывок с.118-128,разделить на части

33

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». План.

34

Иван Андреевич Крылов.И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Выуч.басню наиз.

35

И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна»

Подгот.выраз.чт.

36

И.А.Крылов Крылов «Ворона и Лисица»

37

Михаил Юрьевич Лермонтов.М. Ю. Лермонтов «Утёс"

Подгот.выраз чт.стих.

38

 М.Ю.Лермонтов «Горные вершины»

Подгот.выраз чт.стих.

39

М.Ю. Лермонтов«На севере диком стоит одиноко…»

40

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

Подгот.сообщ.о писателе

41

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

Подгот.безошибочное чтение произвед.

42

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

43

Поговорим о главном. Л.Н.Толстой "Акула"

44

Л.Н.Толстой "Акула".

45

Как хорошо уметь читать. Л.Н.Толстой "Прыжок"

46

Л.Н.Толстой "Прыжок"

47

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4 по теме «Великие русские писатели». Проверим себя.

Литературные сказки (8ч. )

48

 В мире книг. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Подгот.выраз.безош.чт.сказки

49

Поговорим о главном. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Перечит.ск.

50

 В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Рассказ о герое.

Подгот.выраз.безош.чт.ск.

51

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Ответы на вопросы.

52

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Пересказ.

53

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Перечит.ск.

54

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Пересказ.

55

Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 по теме «Литературные сказки». Проверим себя.

Были-небылицы (9ч.)

56

В мире книг. М.Горький А.М.Пешков)«Случай с Евсейкой»

Прочит.текст

57

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»

Придумать продолжение ск.

58

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Подгот.сообщ.о писателе

59

К.Г.Паустовский«Растрепанный воробей» Ответы на вопросы.

60

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Пересказ от лица героя.

61

Как хорошо уметь читать. А.И.Куприн «Слон»

Прочит.,разделить на части

62

А.И.Куприн «Слон». Пересказ от лица героя.

Подг.пересказ по плану

63

А.И.Куприн «Слон». Поговрим о главном.

64

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7 по теме «Были – небылицы». Проверим себя.

Поэтическая тетрадь 2 (6ч.)

65

 В мире книг. Саша Черный «Воробей»

Выуч.наиз.

66

Саша Чёрный. "Что ты тискаешь утёнка", "Слон"

67

А.А.Блок «Сны», «Ворона»

Подгот.выраз.чт.стих.

68

Поговорим о самом главном. М.М.Пришвин «Моя Родина»(В сокращении)

69

С.А. Есенин "Черёмуха". Обобщение по разделу.

70

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8 по теме «Поэтическая тетрадь 3». Проверим себя.

Люби живое  (10ч.)

71

В мире книг.И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Прочит.рассказ

72

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Выразительное чтение.

73

В.И.Белов «Малька провинилась»

74

В.И.Белов «Еще про Мальку»

Сочинить свою историю про Мальку

75

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

76

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Пересказ

77

 Поговорим о самом главном.В.П.Астафьев «Капалуха»

78

Как хорошо уметь читать. Б.С.Житков «Про обезьянку»

Подгот.выраз.чт.понрав.отрывка

79

Б.С.Житков «Про обезьянку»

80

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9 по теме «Люби живое» Проверим себя.

Поэтическая тетрадь 3 (8ч.)

81

В мире книг. С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

Выуч.стих.по выбору

82

А.Л.Барто «Разлука»

Подгот.выраз.чт.стих.

83

А.Л.Барто  «В театре»

84

С.В.Михалков «Если»

Выуч.наиз.

85

Поговорим о самом главном. М.Дружинина "Мамочка - мамуля!" Т.Бокова "Родина"

86

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

Повт.произв.этого раздела

87

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10 по теме «Поэтическая тетрадь 4»

88

Наши проекты. В мире детской поэзии.

            Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (9ч.)

89

В мире книг. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

90

М.М.Зощенко «Золотые слова»

91

 М.М.Зощенко «Золотые слова». Краткий пересказ.

Подгот.краткий пересказ текста

92

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

93

М.М.Зощенко «Великие путешественники» Краткий пересказ.

Подгот.краткий пересказ текста

94

Н.Н.Носов «Федина задача»

Подгот.выраз.чт.рассказа

95

Поговорим о самом главном.А. П. Платонов «Цветок на земле»

96

Как  хорошо уметь читать. Н.Н.Носов «Телефон»

Подгот.выраз.чт.рассказа

97

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Проверим себя.

           Зарубежная литература (5.)

98

Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок

Перечит.ск.

99

Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок.Выразительное чтение.

Читать другие ск.Г.Х.Андерсена

100

Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок.Составление плана.

101

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок".Пересказ по плану.

102

Урок – обобщение за год

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....