урок литературного чтения . Русская народная сказка "Петух и собака"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Климахина Ольга Валерьевна

На уроке обучающиеся познакомятся со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._petuh_i_sobaka_1kl.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема урока: Сказка «Петух и собака».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты :

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Метапредметные:

Познавательные:  сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент урока.
  2. Актуализация знаний.

- Послушайте и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке?

( звучит клип, сказки гуляют по свету)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой.

III.      Обобщение изученного материала.

- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Отгадайте название сказки.

1.«  Я от дедушки ушел,

      Я от бабушки ушел,

      Я от зайца ушел,

     Я от волка ушел,

     А от тебя медведь, и подавно уйду. »

- Как называется эта сказка?

- С какими героями встречался колобок на своем пути?

-  Какую песенку напевал колобок?

- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)

2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за   дедку. »

- Как называется эта сказка?

- Кто помогал деду тащить репку?

- Кого не хватало, чтобы вытащить репку?

- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба).

3. Откроем учебник (с.57).

  - Прочитайте первый вопрос.

- Рассмотрите рисунки.

- Вспомните название сказки, назовите ее героев? ( Гуси – лебеди).

- Восстановим последовательность событий.

- Давайте проверим , так ли расставлены рисунки?

4. Узнай  сказку, прочитанную на уроке.

- Чем похожи сказки теремок и рукавичка?

- Чем отличаются эти сказки?

- Молодцы, мы с вами вспомнили сказки, неплохо поработали, сейчас немножко отдохнем.

IV. Физкультминутка. 

V.  Изучение нового материала.

1. Знакомство со сказкой.

Познавательные УУД: уметь находить значение слов и выражений.

 - Ребята, сегодня мы будем читать сказку о животных. А о каких- вы узнаете, отгадав загадки.

Не ездок, а со шпорами.

Ни сторож, а все будит. (Петух)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь  - кусается. (Собака)

-  Мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой « Петух и собака».

- У А.С Пушкина есть замечательные строки «Что за чудо эти сказки!» Почему он так сказал?

- Откройте учебник(с. 54).

2. Словарная работа.

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

1) Жи-во-тин-ки – животинки

     Про-да-дим

     За-ня-лась

     Раз-ли-ва-ет-ся

     По-ла-ко-мить-ся

     На-ду-ма-ла

     При-ва-ли-ло

     Бро-си-лась

     За-но-че-ва-ли

- Я сейчас прочитаю сказку, а вы подумайте, какова главная  мысль   .

(Чтение сказки учителем)  

- Какая же главная мысль в сказке ?

                2)  Занялась заря- рассвело.

                     Масленый праздник – праздник Масленицы.

                     Припасла – заготовила про запас.

                     Счастье привалило – появилось неожиданно.

                     Дупло – пустота в стволе дерева.

     3. Анализ сказки.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы, на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге.

- Почему Петух  ушел от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлек на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

- Чему обрадовалась Лиса?

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.

     - Прочитаем сказку по цепочке (если будет время)

VI. Итог урока.

- Какую сказку мы изучали? А какие повторяли?

- Чему учит сказка Петух и Собака? ( Дружбе)

Дома: прочитать сказку.

VII. Рефлексия.

- Мы на примере сказок  рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои – животные наделены человеческими чертами характера и я думаю, что вы ,ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту : «Ребята, давайте жить дружно».

- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное. Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Русские народные песни" 3 класс

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок литературного чтения: Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка»для  учащихся  2  класса      Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и...

Урок литературного чтения. "Русские народные сказки" 1 класс

В процессе урока ребята знакомятся с определением слва "сказка", а также узнают какие сказки относятся к народным, а какие к авторским....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и...