Урок по литературному чтению.1 класс. Тема: "Презентация самостоятельной работы"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Дроздова Елена Станиславовна

Материал к урокуЛитературное чтение

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме:

Музей Бабы-Яги. «Тайна особого зрения».

Эмма Мошковская

«ЖИЛ НА СВЕТЕ ОДИН ЧЕЛОВЕЧЕК»

Жил на свете один человечек.

И пошёл человечек гулять.

И нашел он двенадцать дощечек,

И решил себе домик собрать.

И сложил он сначала крылечко,

чтобы каждый войти к нему мог.

К сожаленью, тому человечку

Не хватило на стены досок.

Небо крышу ему подарило,

И стеной был кудрявый лесок.

Ничего, что ему не хватило,

Не хватило на стены досок!

По утрам к нему солнце входило,

Выпивало росистый квасок.

Хорошо, что ему не хватило,

не хватило на стены досок!

И пришли к нему птицы и звери,

Майский жук заглянул на часок...

Хорошо, что на крепкие двери —

Не хватило на двери досок!..

  1. Прочитай стихотворения. Любое выучи наизусть. Подготовь выразительное чтение на память стихотворение для оценивания.

       Эмма Мошковская

 « ХИТРЫЕ СТАРУШКИ»

Наверно, у старушек

Полным-полно игрушек!

Матрёшек и петрушек

И заводных лягушек.

Но хитрые старушки

Припрятали игрушки

И сели в уголок

Вязать себе чулок,

И гладить свою кошку,

И охать понарошку.

А сами только ждут,

Когда же все уйдут!

И в тот же миг

Старушки – прыг!

Летит чулок

Под потолок!

И достают старушки

Слона из-под подушки,

И куклу, я жирафа,

И мячик из-под шкафа

Но только в дверь – звонок

Они берут чулок...

И думают старушки —

Не знает про игрушки

Никто-никто в квартире

И даже в целом мире!

 

Елена Благинина «Радуга»

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу -

Семицветную-цветную

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да побегу...

Солнце село за стога,

Где ты, радуга-дуга?

Роман Сеф

«Весна»

В каждом человеке

Прячется весна,

Если ты печален,

Значит, спит она.

Но когда прохожий

В хмурый день дождливый,

Закричит «ку-ка-ре-ку!»,

Как петух счастливый,

Если вдруг он запоёт

 На бульваре в стужу-

Это значит, в нём весна

Вылезла наружу.

Саша Чёрный

«Песня мухи»

Зу-зу-зу —

Пол внизу...

Я ползу по потолку

В гости к черному крючку...

Зы, как жарко, зу-зу-зу,

Ах, как чешется в глазу!

На клеенке на столе

Капля сладкого желе...

Зы-зы, мальчик, это что?

Взял слизал, а мне-то что!..

Зынь-дзынь!

Полечу скорей в окошко.

Там за елкой на дорожке

Много корочек от дынь.

Дзынь!

Ирина Токмакова

«Разговор большой ели и мушки»

— Ты кому, большая Ёлка,

В небе пасмурном киваешь?

И не ты ли втихомолку

Тучи с тучами сшиваешь?

— Что ты, глупенькая Мушка,

Я не шью и не киваю,

Я тихонько на верхушке

Ветер маленький качаю.

                 

         ***

Тихо-тихо. Ни словечка.

Сонно гнутся травы,

Да ворчит устало речка

Возле переправы.

Голос филина во мраке

Прозвучал над бором.

Сколько разных, сколько всяких

В мире разговоров!

К ночи — глуше, к утру — звонче,

То слышней, то тише…

Завтра наш магнитофончик

Снова их запишет.

«Голубая страна»

А я рано утром залез на сосну,

Я видел вдали голубую страну,

Голубых людей,

Голубых лошадей,

Голубых-голубых индюков.

А я поздно вечером влез на сосну,

Я видел вдали золотую страну,

Золотых людей,

Золотых лошадей,

Золотых-золотых индюков.

А если б я ночью залез на сосну,

Увидел бы я никакую страну,

Никаких людей,

Никаких лошадей,

Никаких-никаких индюков.

«Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

«Сосны»

Сосны до неба хотят дорасти,

 Небо ветвями хотят подмести,

 Чтобы в течение года

 Ясной стояла погода.

Тим Собакин

 «О коровах»

 На травке

 у леса густого

 паслась луговая корова.

 А в море,

 водою плеская,

 ныряла корова морская.

 И где-то

 на дерево ловко

 карабкалась божья коровка…

 Везде успевают коровы:

 коровы —

 они будь здоровы!

Подумай и закончи высказывание: Поэты смотрят на обыкновенные вещи без всяких очков,

а видят______________________________________________________________________________

2. Найди созвучные концы слов и подчеркни их. Созвучные концы слов делают текст: длинным? коротким? складным? (подчеркни  одной чертой слово).

Что же должно быть в стихах?________________________________

Андрей Усачев.

          ***

 Англичане любят

 Есть на ужин пудинг.

 Потому что пудинг-

 очень вкусный блюдинг.

 Тот, кто любит пудинг

 И часто ходит в гостинг,

 Не бывает худинг,

 А бывает толстинг!

               ***

К нам Весна шагает, быстрыми шагами.

 И сугробы тают, под ее ногами.

 Черные проталины на полях видны.

 Видно очень теплые ноги у Весны!

К. Чуковский «МУХА В БАНЕ»

Муха в баню прилетела,

Попариться захотела.

Таракан дрова рубил,

Мухе баню затопил.

А мохнатая пчела

Ей мочалку принесла.

Муха мылась,

Муха мылась,

Муха парилася,

Да свалилась,

Покатилась

И ударилася.

Ребро вывихнула,

Плечо вывернула.

"Эй, мураша-муравей,

Позови-ка лекарей!"

Кузнечики приходили,

Муху каплями поили.

Стала муха, как была,

Хороша и весела.

И помчалася опять

Вдоль по улице летать.

А.Барто «Думают ли звери?»

Я думаю о том:

 Умеют думать звери?

 Вот, шевельнув хвостом,

 Котенок входит в двери,

 Он думает о том,

 Что будет с ним потом?

 Есть мысли у телят?

 Я видел, как телята

 Хвостами шевелят

 И вдаль глядят куда-то.

 Бывают у собак

 Нерадостные мысли.

 Задумается пес -

 И уши вниз повисли.

 Я думаю про птиц:

 Должны подумать птицы,

 Куда им полететь

 И где им приютиться,

 Должны, в конце концов,

 Подумать про птенцов!

 Я бабушку спросил:

 - Умеют думать звери ? -

 Она сказала: - Нет! -

 Но я еще проверю.

И. Токмакова «Ай да суп!»

Глубоко — не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,

Картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот!

3.Прочитай рассказ Виктора Драгунского.

ФАНТАЗЕРЫ

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали? не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

— Сколько тебе лет?—спрашивает Мишутка.

— Девяносто пять. А тебе?

— А мне сто сорок. Знаешь,— говорит Мишутка,— раньше я был большой-большой; как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я,— говорит Стасик,— сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,— говорит Мишутка,

— У! А я море мог переплыть!

— Подумаешь — море! Я океан переплывал!

— А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился.

— А я один раз купался в море,— говорит Мишутка,—и на меня напала акула, Я её бац кулаком, а она меня цап за голову —и откусила.

— Врёшь!

— Нет, правда!

— Почему же ты не умер?

— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,— сказал Стасик,— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь.— Нашли занятие!

— А ты думаешь, легко выдумывать!

— Чего проще!

— Ну выдумай что-нибудь.

— Сейчас...— сказал Игорь.— Пожалуйста.

Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

— Сейчас— повторил Игорь.— Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...

— Ну, что ты все «э» да «э»!

— Сейчас? Дайте подумать.

— Ну, думай, думай!

— Э-э-э,— снова сказал Игорь и посмотрел на небо.— Сейчас, сейчас... э-э-э...

— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!

— Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.

— Ничего. Как было, так и рассказал.

— А говорил — выдумывать мастер!

— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

— Какая польза?

— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.

— А тебе что?

— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!

— Сами вы брехуны!

— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

— Я и сам не стану с вами сидеть.

Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

— Купим порцию и разделим пополам,— предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.

— Пойдём домой,— говорит Мишутка,— разрежем ножом, чтоб было точно.

— Без головы?

— Конечно, без головы. Зачем мне голова?

— Как же ты шёл без головы?

— Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

— Почему же ты теперь с головой?

— Другая выросла.

«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

— Ну, это что! — сказал он.— Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.

— Вовсе нет.

— Почему же ты теперь живой?

— Так он же меня потом выплюнул.

Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:

— Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

— Знаю, знаю! — закричал Стасик.— Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

— Ничего подобного. Я не про это.

— Ну ладно. Ври дальше.

— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепёшку.

— Ха-ха-ха! Вот это враки!

— А вот и не враки!

— Как же ты мог раздавить автобус?

— Так он совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

— Ну, это не удивительно,— сказал Стасик.— А я раз на Луну летал.

— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.

— Не веришь? Честное слово!

— На чём же ты летал?

— На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

— Что же ты там на Луне видел?

— Ну, что...— замялся Стасик.— Что я там видел? Ничего и не видел.

— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка.— А говорит, на Луну летал!

— Конечно, летал.

— Почему же ничего не видел?

— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно. Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

— А-а,— протянул Мишутка,— Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.

— Пойдем.

На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

— Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

— Меня мама гулять не пускала.

— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем я тебе свою полпорцию мороженого дам,— сказал Мишутка.

— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.

— А вы разве не хотите сами?

— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня,— сказал Стасик.

— Давайте лучше это мороженое на троих разделим,— предложила Ира.

— Правильно! — сказал Стасик.— А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.

Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

— Вкусная штука! — сказал Мишутка.— Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

— Ну, ты выдумываешь всё! — засмеялась Ира.— Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

                                   Ответь на вопросы:

  1. Фантазии ребят были добрыми или злыми, смешными или грустными? Подчеркни нужное.
  2. Кто из ребят не отличает фантазию от вранья? Запиши_________________________________
  3. Подумай, какая должна быть выдумка? Запиши_________________________________________________________________________
  4. Что умеют ребята-фантазёры? Запиши_______________________________________________

         Закрась жёлтым цветом слова в выделенном тексте, доказывающие твоё мнение.

  1. Для чего фантазируют ребята? Запиши___________________________________________________________________

Закрась голубым цветом фантазию в выделенном отрывке.

  1. Легко ли фантазировать? ____________________________________________________
  2. Что делал Игорь, фантазировал или врал?_______________________________________
  3. Закончи предложение:

Писатели, поэты и художники  обладают тайной___________________________________________________________________

4. Прочитай выразительно. Если сразу не получается, поставь необходимые пометки (где надо делать паузы). Подумай, в каких местах стихотворения голос надо повышать, понижать, а где спокойно и ровно.

Саша Чернёй «Песня солнечного луча»

Луч вбил в ставню через щёлку

Золотистую иголку

И запрыгал на полу.

- Эй, проснись, лентяй-мальчишка…

Встали утки, встала мышка,

Кошка моется в углу.

Спи! Храпуша… Нос распухнет…

Самовар ворчит на кухне.

Ждёт парное молоко.

Золотится лес и крыша.

Мчится в лес телёнок Миша,

Хвост, задравши высоко.

Встань, вставай…  Вода в кадушке

Холодней брюшка лягушки, -

Брызни горсточкой в глаза.

День сияет, сад сверкает,

Перед дверью Жучка лает, -

Ну, вставай же, егоза!

Оцени выразительное чтение стихотворения по критериям: +, -

Критерии

Моя оценка

Оценка слушателя

Делаю смысловые паузы

Передаю интонацию  и настроение произведения

Выделяю голосом ключевые слова

Верно ставлю ударения в словах

Верно читаю окончания слов

Передаю настроение не только интонацией, но и движением тела

Какой характер у этого Луча: добрый, наблюдательный, болтливый, настойчивый, требовательный, навязчивый. Подчеркни нужные подходящие слова.

Характер у Луча такой же, как у Ромашки, Колокольчиков, Репейника (подчеркни нужное).

5. - Давай почитаем, стихи Саши Чёрного, - предложила Маша.

- Я хочу прочитать те стихи, которые называются песнями, - сказал Миша.

Помоги Миши определить, на каких страницах книги находятся эти стихи. Закрась жёлтым цветом эти страницы.

                       Саша Чёрный

                             Песенки

                  Содержание

Чижик ………………………………….…3

Песня солнечного луча ………….…..…..5

Песня Мухи ………………………….…...7

Вечерний хоровод …………………….…8

Песня ветра …………………………..….10

Сверчок …………………………….……12

                                 

6.Придумай и запиши свой небольшой рассказ или стихотворение.  Выбери любую тему:

  • Весенняя история
  • Где прячется ЧУДО?
  • Я и мои школьные друзья

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Сделай иллюстрацию к своему составленному рассказу или стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок Литературное чтение в 1 классе Тема: Презентация самостоятельной работы.

Урок Литературное чтение в 1 классеТема: Презентация самостоятельной работы....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Самостоятельное чтение. Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»-развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.Планируемые результатыПредм...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А.Платонов «Ещё мама»Работа над содержанием произведения" 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока:  обобщение читательской компетенции в биографических сведениях А.П.Платонова и произведения «Ещё мама» Задачи урока Планируемые ре...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …».

Технологическая карта урока по Литературному чтению.  Класс: 3Тема урока: С. А. Есенина « Поёт зима - аукает …»....