Внеклассное занятие "Мир живой природы в рассказах Евгения Носова". Литературная викторина.
презентация к уроку по чтению (4 класс)

Тощакова Светлана Васильевна

На занятии "Мир живой природы в рассказах Евгения Носова" используются произведения из книги писателя "На рыбачьей тропе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_loto_po_e._nosovu.docx19.98 КБ
Файл loto_nosov.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тощакова Светлана Васильевна

Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Курска

Тема: «Мир живой природы в рассказах Е. Носова» (использованы рассказы Е Носова из сборника «На рыбачьей тропе»).

Форма проведения: игра – литературное лото.

Класс: 4.

Цели: обобщить знания детей о творчестве Е. Носова, учить работать в команде, развивать читательскую активность и познавательный интерес; воспитывать любовь к родному краю, доброту, отзывчивость, сострадание.

Описание: игра может быть проведена на уроках учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» в 4 классе или на занятиях по внеурочной деятельности.

Состоит из трех игровых полей и 15 карточек. На игровом поле пять окошек с представителями животного мира. На карточках дано их описание, которое встречается в рассказах Е Носова. Учитель или ученик берут карточку, читают описание животного. Дети должны отгадать, о ком идет речь, и найти на игровом поле рисунок с ответом, закрыть его карточкой и назвать рассказ. Выигрывает  команда, которая правильно закроет все окошки на игровом поле.

Рассказы, которые используются в лото:

 «Разбой на большой дороге», «Тридцать зерен», «Хитрюга», «Усатый», «Белый гусь», «Забытая страничка», «Деревенские ласточки», «Трудный хлеб», «Таинственный музыкант», «Черный силуэт», «Зимородок».

Карточки с текстом.

Текст – описание из рассказа

Ответ: герой и название рассказа

1

«Да что ему теперь логово! Кругом бело, и шуба на нем белая. Где ни залег, там и постель. В рыхлом взбитом снегу тепло, как в пуховой перине. Прыгает, … кувыркается, тычется мордочкой в искристый снег. Радуется!»

Заяц.

«Разбой на большой дороге»

2

«Их говорливая стайка беззаботно порхает среди мохнатых, отяжелевших от снега еловых лап.шишек в этом году много, можно строить гнездо и выводить птенцов. Над головами голых слепых малюток будут перепархивать снежинки, а птенцам хоть бы что! Пищи вдоволь – значит, стужа не страшна».

Клесты.

«Разбой на большой дороге»

3

«Она … сварлива и воровата – всякому известно. А я вот однажды, возвращаясь с подледной рыбалки, видел, как она разбоем занималась. И кто может подумать, что эта франтиха с черным шелковистым галстуком, выпущенным поверх белоснежного жилета, будет промышлять грабежом на большой дороге».

Сорока.

«Разбой на большой дороге»

4

«Крылья широкие, кончики маховых перьев буроватые, большая круглая голова приросла к толстому туловищу, хвост короткий, распущен веером. Это…»

Полярная сова.

«Разбой на большой дороге»

5

«Вот из-за сугроба выскользнул маленький пушистый шарик. С высоты он кажется не больше макового зернышка».

«Разбой на большой дороге»

6

«Слышу я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с папку и движется он сам собой, без лошади». Кто это был?

Ёжик.

«Хитрюга»

7

«Идешь по лугу, а  они из-под ног так и скачут, так и скачут, каких там только нет! Зеленые с коричневыми рыльцами, красноватые и даже совсем коричневые, будто в деготь обмакнутые. А есть и серенькие, в рябинках».

Кузнечики.

«Усаиый»

8

«Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду».

Гусь.

«Белый гусь»

9

«…Приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Её особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки».

Синичка.

«Тридцать зерен»

10

«Вон с березового пня слетела бабочка, темно-вишневая, со светлой каемкой на крыльях… Она выползала из своего укрытия на солнце и грелась на теплом срезе дерева. А теперь, отогревшись, неловко, скачущим полетом запорхала над поляной». Как называется бабочка?

Траурница.

«Забытая страничка»

11

«Их было много, не семейка, а целая стая. Видно, они не здешние, пролетом. Они кружились над песчаной балочкой в каком-то неудержимом хороводе: то низко скользили над самой землей, то круто взмывали вверх, расправляя свой вильчатый хвостик, то вдруг присаживались на песок и. не складывая длинных узких крыльев, а все время трепеща ими, перебегали по земле, затем снова взлетали, кружились и вспархивали кверху. В низких лучах солнца то и дело поблескивали их вороненые крылья и розовели белые грудки. Свой хоровод они вели в полном безмолвии».

Ласточки.

«Деревенские ласточки»

12

«Он – в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже её».

Крохаль.

«Трудный хлеб»

13

«Я видел немало диковинных заморских раковин – необыкновенных размеров, необычайной расцветки, удивительной формы. О многих из них ходят целые истории… А эта, что лежит на моем столе, - скромная серенькая обитательница наших тихих речных затонов…»

Прудовик.

«таинственный музыкант»

14

«Я оглядываю небо и замечаю в ясной полуденной синеве черную букву «Т». Она кружит над плесом, недвижно распластав крылья, и, когда наплывает на солнце, по прибрежным пескам мелькает быстрая тень. Чьи-то невидимые глаза, чей-то разбойный замысел кружит над мирными берегами».

Коршун.

«Черный силуэт»

15

«Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она была удивительно красива. Оливково-оранжевая грудка, темные, в светлых пестринках крылья и яркая, небесного цвета спинка, настолько яркая, что во время полета она блестела совершенно так же, как переливается на изгибах освещенный солнцем изумрудно-голубой атлас. Неудивительно, что я принял птичку за диковинную бабочку».

Зимородок.

«зимородок»

Подведение итогов игры: совместный анализ с детьми результатов работы (сплоченность команды, общение в команде и т.д.), выявление победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное лото К 95-летию со Дня рождения Е.И Носова Тощакова Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №61» г. Курска

Слайд 2

Мир дикой природы в рассказах Е.И.носова

Слайд 3

Мир дикой природы в рассказах Е.И.носова

Слайд 4

Мир дикой природы в рассказах Е.И.носова

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".

Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...