Конспект учебного занятия по обучению чтению 1 класс Буквы Е е, обозначающие звуки [й’э] ['э]
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Новоселова Алёна Владимировна

Конспект учебного занятия по обучению чтению 1 класс "Буквы Е е, обозначающие звуки [й' э] ['э] "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu.docx99.46 КБ
Файл bukva_e.docx46.4 КБ
Файл bukvy_a.docx11.35 КБ
Файл priznaki.docx11.33 КБ
Файл refleksiya.docx24.66 КБ
Файл shema.docx11.51 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический колледж»

Конспект учебного занятия по обучению чтению

МАОУ СОШ №3

Класс: 1 «Б»

Учитель: Ткаченко О.В

Методист: Горобец Т.Г

Студент: Новоселова А.В

Дата: 23.10.19

Тема: Буквы Е е, обозначающие звуки [й’э] ['э]

Тип: открытие новых знаний и способов действий

Педагогическая цель: познакомить учащихся с особенностями буквы Е е:

  1. Е е обозначает два звука, если:

-в начале слова;

-после БГЗ;

-после разделительных твердого и мягкого знака.

  1. Е е обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание особенностей буквы Е е

- умение читать слова с этой буквой.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; определять особенность буквы «Е».

Коммуникативные УУД:

-умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД:

-умение формировать учебную задачу, удерживать и составлять цели и последовательность действий.

Личностные:

- умение воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Основные термины: звук, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, буква, буква печатная, лента букв, алфавит, схемы-модели слов.

Ресурсы: азбука (В.Г. Горецкий), презентация, занимательная азбука, лента букв, алфавит, слого-звуковые модели слов, демонстрационная карточка буквы, тетради для печатания, буквы для чтения слогов.

Технологическая карта учебного занятия

Структурные компоненты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Организация класса.

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

-Здравствуйте, меня зовут, Алёна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок обучения чтению.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать азбука и тетрадь для печатания.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

II. Подготовка речевого аппарата

  1. Упражнение для дыхания:

«Цветочный магазин»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 -5 раза).

  1. Фонетическая зарядка:

-Как гудит самолет? У-у-у-у-у-у

-Как цокают лошадки? Цок-цок-цок

-Как шипит змея? Ш-ш-ш-ш

-Как рычит собака? Р-р-р-р

-Как жужжит шмель? Ж-ж-ж-ж


Выполняют дыхательные упражнения. глубоко вдыхают и быстро выдыхают. Выполняют фонетическую зарядку, произнося звуки:

У-у-у-у

Цок-цок-цок

Ш-ш-ш-ш

Р-р-р-р

Ж-ж-ж-ж

III. Актуализация знаний

- Ребята, мы сейчас поиграли со звуками. Вспомните, на какие две группы делятся все звуки в русском языке?

 

– Как вы их различаете?

-Я подготовила для вас задание, но ветер перепутал все карточки.

-Давайте наведём порядок на доске.

- Выберите буквы которые обозначают гласный звук, вы их уже выучили, вы их уже знаете. (на доску гласные и согласные буквы)

-Кто готов?

- Кто еще нашел? Кто узнал? (работа у доски)

- Давайте повторим хором все эти изученные буквы: а, о, у, и, ы.

- А на какие две группы мы их можем разделить? (посмотрите на ленту букв она вам поможет, почему они в два ряда)

Обобщение:

- Итак, мы повторили особенности гласных звуков, вспомнили, какими буквами они обозначаются, поучились их узнавать среди других букв. А сегодня у нас очень важный урок, потому что на этом уроке мы выучим букву, которая очень особенная, потому что она выполняет в словах разную работу, будем учиться читать слова с этой буквой.

Отвечают на вопросы, вспоминают уже изученный материал:

- Звуки бывают гласные и согласные.

- При произношении гласного звука воздух не встречает преграду, а при произношении согласного в ротике образуется какая-либо преграда.

Выходят к доске, выбирают буквы.



- Повторяют хором изученные буквы: а, о, у, и, ы.

1 гр. – обозначают твердость предшествующего согл. звука, 2 гр.-обозначают мягкость предшествующего согл. звука.

- Слушают учителя.

IV. Целеполагание и мотивация учебной деятельности

-Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем изучать, послушайте загадку про эту букву.

-Целый день енотка Рая

В ручейке бельё стирает,

Моет, полоскает

И домой таскает.

Наплескается в ручье-

Превратится в букву… (буква Е)

(показ объемной буквы)

- Вот такая нарядная буква к нам сегодня пришла.

- Значит, тема нашего урока какая?

-Эта буква очень особенная, потому что она выполняет в словах разную работу. (схема на доску)

-И наша задача узнать когда она обозначает два звука, а когда один.

Слушают загадку, отвечают:

-Буква «Е, е».



Буква Е, е



-Слушают учителя, смотрят на схему.

V. Работа над новым материалом

  1. Звуко- буквенный анализ слова.

-Откройте тетради для печатания, запишите сегодняшнее число, будем составлять схему слова. А вот какого, вы узнаете из загадки.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерится,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

-Правильно, это ель. А когда много елей как говорят? (Ели)

-Составим схему слова ели в тетради

- Давайте посчитаем, сколько в этом слове звуков, произносим й-э-л-и (хором)

-Сколько звуков? (4)

-Обозначим слово чертой в 4 клетки. (показ на доске, запись в тетрадь) РАЗЛИНОВКА ДОСКИ

-Сколько в этом слове слогов, приготовились:

Е-ли

-Сколько слогов? (2)

Разделите: 2 клетки

-В слове определим ударение.

Позовём хором слово: е-е-е-ли

На какой слог падает ударение? Обозначьте.

-Произнесите первый слог. Сколько в нем звуков?

-Какой первый звук? (Хором)

-Какой он: гласный или согласный?

 Давайте произнесем и понаблюдаем, есть ли преграда? Докажите. Какая преграда? (задняя часть языка упирается в верхнее небо).

-Определим твердый он или мягкий, когда мы произносим звук [й’] ротик улыбается, произнесите понаблюдайте.

-Значит каким цветом обозначим? (Зелёным)

-Какой второй звук?

-Какой он: гласный или согласный? Докажите, есть ли преграда в ротике?

-Значит какой он? Каким цветом будем обозначать? (Красным)


-Что образуют эти два звука? (слияние)

-Произнесите второй слог. Сколько в нем звуков?

-Какой в нем первый звук?

-Какой он: гласный или согласный? Давайте произнесем и понаблюдаем, есть ли преграда? Докажите. Какая преграда? (передняя часть язык упирается в, верхние зубки)

-Какой он: твердый или мягкий?

-Значит каким цветом обозначим? (Зелёным)

-Какой последний звук?

-Какой он: гласный или согласный? Докажите, есть ли преграда в ротике?

-Значит какой он? Каким цветом будем обозначать? (Красным)

 

-Ребята, давайте обозначим слияния.

-Читаем слово по схеме по слогам. (е-ли)

-Буква Е в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э].



- Открывают тетради для печатания.

- Дают ответ на загадку:

Ель

Ели



Считают на пальчиках
-В этом слове 4 звука. Обозначают слово чертой в 4 клетки.




- В этом слове 2 слога.

- Делят на слоги в тетради.


- Хором зовут слово:

е-е-е-ли


- Обозначают ударение в тетради.

[й’ э]- два звука

[й']

-Согласный. Так как при произношении воздух встречает преграду.
Произносят звук [й’]

-Мягкий

-Обозначают зеленой точкой в схеме.

[э]

-Гласный. Так как при произношении воздух не встречает преграду. Обозначают красной точкой в схеме.

-Слияние

-Два звука.

[л’]


Согласный. Так как при произношении воздух встречают преграду.
Произносят звук [л’]

Мягкий

Обозначают зеленой точкой в схеме.

[и]

-Гласный. Так как при произношении воздух не встречает преграду.

Обозначают красной точкой в схеме.

Обозначают.

Повторяют хором с учителем.

Физкультминутка

  1. Знакомство с буквой

-Давайте хором произнесем первый слог.

-Сколько в нем звуков?

-Что про первый узнали? (согласный, мягкий)

-Что про второй узнали? (гласный)

-Эти два звука будем обозначать не двумя буквами, а одной буквой «Е» (поставить в схему)

-Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два этих звука (схема) Произносим и слушаем 2-3 раза

3.Работа со схемой на доске

-Значит мы можем ответить на первый вопрос: когда буква Е обозначает два звука?

-Где в ленте букв стоит буква «Е», в каком ряду: в верхнем или нижнем?

(буква «Е» стоит в нижнем ряду, там же где и буква и, значит они выполняют одинаковую работу, на что указывают?

-Почему у буквы «Е» квартирка 1, а комнат 2?

- Верно. (Буква «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. (хором)

-А в алфавите где ее место?

-Назовите соседей слева? Справа?

- Как узнать букву, на что она похожа, что она вам напоминает по форме?

(перевернутый забор, гребень, вилы)

4.Печатание буквы

-Сейчас мы будем учиться печатать буквы «Е, е».

-Большая буква высотой в 2 клетки, ведём сверху вниз длинную прямую линию высотой в 2 клетки, сколько горизонтальных палочек нужно добавить? Печатаем слева направо раз, два, три.

-Маленькая буква высотой в 1 клетку, она состоит из полуовала, как буква «С» и короткой горизонтальной линии к середине этого полуовала. По ширине она занимает половину клетки.

- Напечатайте красной ручкой, чередуя большую и маленькую буквы.

Еее

Два звука- [й’ э]

-Согласный, мягкий

-Гласный

-Буква «Е», обозначает два звука тогда, когда стоит в начале слова.

-Буква «Е» стоит в нижнем ряду. Указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

-Потому что буква «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э].

Показывают место нахождения буквы «Е».

-Слева буква «Д», справа буква «Ё».

-Перевернутый забор, гребень, вилы.

Слушают объяснение учителя, прописывают до конца строки буквы.


- Печатают в тетради буквы

 «Е, е»

VII. формирование первоначального навыка чтения

1. Чтение столбиков  слов с.73

- В верху на странице напечатаны слова с буквой «Е». Читать слова с буквой Е легко, для это надо просто назвать ее имя: Е

-Прочитаем первый столбик (хором):

ели

еловые

-Что обозначает слово ели?

-А что значит еловые? (картинки: шишки, ветки, леса)

-На какой вопрос отвечает? (Какие?)

-Где стоит буква в первом слове?

-Сколько звуков обозначает?

-Какие?

-А во втором? (Здесь две буквы е).

-Кто расскажет про первую букву, сколько звуков она обозначает?

-Почему, где она стоит?

-А теперь понаблюдаем за второй буквой. Произносим слово по слогам е-ло-вы-е

-А она сколько звуков обозначает, сколько вы услышали? (те же два звука)

-Вот еще один секрет этой буквы: если она стоит после буквы гласного звука, то она тоже обозначает два звука. (добавить в схему) хором.

-Прочитаем второй столбик (хором)

сосны

сосновые

-Что обозначает слово сосны?

-А что значит сосновые? (картинки: шишки, иголки, леса)

-Где во втором слове стоит буква е?

-А теперь понаблюдаем за этой буквой. Произносим слово по слогам сос-но-вы-е

-А она сколько звуков обозначает, сколько вы услышали? (два звука)

Обобщение: (хором) если она стоит после буквы гласного звука, то она обозначает два звука. (показать в схеме)

-Прочитаем третий столбик (хором)

роет

воет

-Как вы думаете, кто роет? (картинка: крот.)

-Как вы думаете кто воет? (Картинки: волк)

-Где стоит буква в первом слове?

-Сколько звуков обозначает?

-Какие?

-А во втором?

-Сколько звуков обозначает?

-Какие?

Обобщение: (хором) если буква е стоит после буквы гласного звука, то она обозначает два звука. (показать в схеме)

-Прочитаем четвертый столбик (хором)

лает

кусает

-Кто лает? (картинка: собака)

-Кто кусает? (картинка: собака)

-Где стоит буква е в этих двух словах?

-Значит сколько звуков обозначает?

-Какие?

Обобщение: (хором) буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова и после буквы гласного звука. (показать в схеме)

2.Наблюдение над формами глагола.

- Ребята, теперь давайте прочитаем хором слова, которые находятся у нас ниже: ели, ела, ел. (Пальчик, приготовились, читаем)

-Что обозначают эти слова, как вы понимаете их смысл: ели- это кто?

ела про кого так говорят?

-Ел- про кого так говорят?

-Значит, что обозначают все эти три слова: предмет или действие предмета?

-На какие две группы можно разделить эти три слова?

Ели- обозначает действие нескольких предметов- мн.ч

Ел,ела- ед.ч, так как действие одного предмета?

-Что общего в написании этих слов?

-Где она стоит в слове?        

-Сколько звуков обозначает буква «Е» в начале слова?

-А значит, какие два звука могут спрятаться в букве «Е»?

-Молодцы!

Обобщение: Букву «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. (Показать в схеме, хором)

3.Работа по тексту:

Загадка, картинки, образ жизни

-Отгадайте загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка, рыжея на ней.

Пышный хвост её краса

Это- рыжая…(лиса) картинка с изображением лисы.

-Лисицы живут в норах, живут парами или семьями, лисица, передвигающаяся спокойно, идет по прямой линии оставляя за собой четкую цепь следов. (картинки)

-Ребята, на этой же странице, найдите иллюстрацию, кто на ней изображен?

 

-Давайте прочитаем хором первое предложение.

-Лиса где? (у ели)

-Читаем хором второе предложение.

-Она что делает? (роет)

-Давайте с вами, выполним задание лисички, вам нужно найти слова, в которых буква «Е» обозначает 2 звука?

-Где стоит буква?

-Сколько звуков обозначает?

-Какие?

Обобщение: Буква «Е» обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э] в начале слова и после буквы гласного звука. (По казать в схеме) хором.

4.Наблюдение над словами омонимами.

-Ребята, я обратила внимание на то, что мы с вами работали над словом ели в начале урока, когда составляли схему слова и когда читали столбики слов.

-Но получилось, что они разные. Я не могу определить, что эти слова обозначают. И я хочу попросить у вас помощи. Вот на экране все перепуталось.

-Соотнесите слово и его значение        

-Что значит первое слово ели? (деревья)

-Что значит второе слово? (действие предмета)

-Действительно. Это удивительно, что одно слово может иметь несколько значений.

-На самом деле таких слов очень много, и они называются многозначные.

Многозначные слова — это слова, у которых есть два и более значения. (хором)



Читают первый столбик хором

ели- это елки или действие предмета.

-еловые бывают: шишки, ветки, леса.

-Какие?

-В начале слова

-Обозначает два звука

[й’ э]

Здесь две буквы е

-Она обозначает два звука

 [й’ э]

-В начале слова

Произносят слово по слогам е-ло-вы-е

-Она обозначает те же два звука

Слушают учителя, смотрят на схему, повторяют хором.

Читают второй столбик хором

-сосны- это деревья

-сосновые бывают: шишки, иголки, леса

-В конце слова

Произносят слово по слогам сос-но-вы-е

-Обозначает два звука [й’ э]

Слушают смотрят на схему, повторяют хором.

Читают третий столбик хором

-роет-крот

-воет- волк

-После БГЗ

-Обозначает два звука

-[й’ э]

-Стоит после БГЗ

-Обозначает два звука

-[й’ э]

Слушают смотрят на схему, повторяют хором.

Читают четвертый столбик хором

-лает- собака

-кусает-собака

-Стоит после БГЗ

-Два звука

-[й’ э]

Слушают, смотрят на схему повторяют хором.

Читают хором слова:

-Эти слова обозначают признак действия. Дети ели

-Девочка ела

-Мальчик ел

-Действие предмета


-Множественное и единственное число.

-Буква «Е».

-В начале слова.

-Два звука

[й’э]

-Повторяют хором с учителем.

-Лиса

Слушают про образ жизни лисы.

Лиса

Читают хором

У ели

Читают хором

Роет

-В начале слова и после БГЗ

-Два звука

-Согласный, мягкий [й’], и гласный [э].

Повторяют хором с учителем.



Слушают учителя

Соотносят слова и его значения

Деревья, действие предмета.

Смотрят на слайд

Повторяют хором вместе с учителем.

VIII. Итог. Рефлексия.

Итог

- Какую букву мы сегодня выучили?

- Кто может показать букву «Е» на «ленте букв»?

-Дайте характеристику букве «Е»

Рефлексия

«Светофор»

-Закрасьте букву зелёным цветом, если у вас все получилось на уроке, и вы умеете определять в каких местах букву «Е» обозначает два звука.

-Закрасьте букву желтым цветом, если у вас не все получилось, и вы не совсем правильно можете определить в каких местах буква «Е» обозначает два звука.

-Закрасьте букву красным цветом, если вы ничего не поняли, и не разобрались в данной букве.

Букву «Е»

-Буква «Е» стоит во втором ряду, так как обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Буква «Е» обозначает два звука: согласный, мягкий [й’] и гласный [э] в начале слова  и после БГЗ.


Самоанализ, самооценка.



Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09ac/0001cae3-7bbc8fdc/img0.jpg



Предварительный просмотр:

о

а

у

и

ы

н

с

к

т



Предварительный просмотр:

-в начале слова

-после БГЗ



Предварительный просмотр:

         

         

         

         

         

         

         

         



Предварительный просмотр:

[й э]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект группового занятия для учащихся 1х классов "Буква К, звуки [к - к\']"

конспект для учащихся начальных классов с фонетико - фонематическим недоразвитием....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Конспект учебного занятия по обучению грамоте

Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...

Конспект учебного занятия по обучению грамоте

Предмет: Русский язык   УМК " Школа 21 века", букварь  Журовой Л.Е, Евдокимовой А.ОВозрастная категория:  1классУчебный раздел: Обучение грамоте. Букварный периодТема:  «Знако...

Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс

Описание материалаРазработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».Данный урок является метапредметным. По данной схеме, ...

Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»

Методическая разработка урока по литературному чтению  (обучение грамоте) в 1 классе«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»...