Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prishvin_osinkam_holodno_3_klass.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

г. Сергиев Посад

Открытый урок

по литературному чтению для 3  класса

Тема: «М. Пришвин «Осинкам холодно.

Приём олицетворения как средство создания образа.»

На данном уроке используется технология проектно-исследовательской деятельности, элементы технологии проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

Учебный предмет:  Литературное чтение

Класс: 3

Учитель: Калинина Елена Вячеславовна

УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Тема урока: «М. Пришвин «Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.»

Цели урока: Познакомить учащихся  с творчеством М. Пришвина. Развивать интерес к чтению лирических произведений; учить анализировать лирический текст; определять настроение, главные (ключевые) слова, определять средства художественной выразительности; учить работать в паре, группе. Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о природе. Обогащать словарный запас обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные – осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение текста, определять собственное отношение.

Метапредметные – находить необходимую информацию в тексте, понимать смысл, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Личностные – видеть и понимать красоту природы.  Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, раздаточный материал для работы в парах и группах: карточки «Кроссоворд»,  карточки с текстом, карточки-помощницы, учебник.

Технологии

На данном уроке используется интегрированная технология проектно- исследовательской деятельности, элементы технологии проблемного обучения, игровая технология, ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Ход урока:

1. Организационный момент

-- Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости.  Пожалуйста, встаньте и поприветствуйте гостей.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

- Мы с вами недавно закончили изучение раздела «Люби всё живое», в котором знакомились с произведениями писателей о животных, работали с художественными и научно - познавательными текстами, учились анализировать прочитанное, вы составляли отзывы о произведениях, а также о журналах, которые вы читаете. На прошлом уроке мы приступили к изучению раздела «Картины русской природы».

- Сегодня я предлагаю провести необычный урок . И наш класс на время урока станет издательством журнала «Времена года», а вы – сотрудниками этого издательства.  (слайд 1)

Учитель:

-Итак, уважаемые коллеги, в редакцию нашего журнала поступил заказ: написать обзорную статью о русском писателе, мастере художественного слова.

- Писатель М. Горький так говорил о нем : «мир познанный .... удивительно богат и широк». А для того, чтобы узнать о ком идёт речь, предлагаю вам разгадать кроссворд. (приложение 1)

- Какие ключевые слова у вас получились?  (Михаил Пришвин)

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Нам с вами предстоит составить обзорную статью о жизни и творчестве русского писателя М.М. Пришвина.

  • Проблемная ситуация :

А знаете ли вы, что такое «обзорная статья» ?

(Предположения детей)

-Я прошу пару ... найти информацию в толковом словаре С.И. Ожегова.

(Учащиеся находят информацию в толковом словаре и сообщают классу)

4 . Целеполагание. Постановка учебной задачи на урок.

- Тема сегодняшнего урока: «М. Пришвин «Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.»

- Как вы считаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке?

(Ответы детей:

-познакомиться с творчеством М. Пришвина. - познакомиться с произведением «Осинкам холодно» и найти приемы олицетворения, которые использует автор.)

5. Работа по теме урока

-Приступаем к работе. Ребята, у вас на партах лежат карточки с текстом о жизни и творчестве писателя. Вам необходимо прочитать самостоятельно текст, выделить опорные слова, обсудить в группе, о чем вы будете рассказывать.

  1. Краткий обзор биографии и творчества автора (формирование статьи)

- Учитель:

Идет человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжелые снеговые шапки. Но елки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А березки «прекрасно белые» согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

 Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так и идет этот человек , и освобождает одно дерево за другим. Это ходит со своей волшебной палкой писатель-натуралист М.М. Пришвин. (слайд с портретом).

Продолжают рассказ учащиеся : (рассказ сопровождается показом слайдов)

Группа 1. (о жизни М. Пришвина)

Группа 2. (о жизни М. Пришвина)

Группа 3. (о творчестве М. Пришвина)

Группа 4. (интересные факты из жизни писателя)

Учитель:

- 5 лет назад, к 140-летию со дня рождения М.Пришвина, в нашем городе в музее «Конный двор» проходила выставка, посвященная творчеству это писателя. Мы с моими прежними учениками посетили эту выставку и узнали много нового и интересного. Ребята увидели вещи, принадлежавшие Михаилу Михайловичу, фотографии, которые делал, а также увидели чучела животных, привезенные из Палеонтологического музея Москвы.    (рассказ сопровождается показом слайдов)

6. Динамическая пауза

- Прежде чем мы приступим к основной работе, давайте немного отдохнем.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением.

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений М.М. Пришвина «Осинкам холодно», которое входит в сборник рассказов об осени «Времена года».

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 146. Прочитайте самостоятельно.

- Прочитайте текст вслух.

- Охарактеризуйте текст.

(Ответ учащихся: текст описание)

- Определите тему текста.

(Ответ учащихся: об осинках)

- Определите главную мысль текста.

(Ответ учащихся: о бережном отношении к природе )

-  Вам понравилось, как писатель описывает осинки?

- Как вы себе их представляете?

- С кем автор сравнивает осинки?

- Как писатель относится к осинкам: он любуется им,  сочувствует им, осуждает их?

- Молодцы, ребята.

8. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Хотите ли вы познакомиться с другими произведениями этого автора?

9. Подведение итогов.

- Человек ̶ это часть природы. В своих произведениях писатель хочет нам сказать, что всё нужно беречь: и лес, и цветы, которые  встретятся нам  на пути, и  ёжика, что перебежал нам дорогу в лесу.      

        Поэтому и обращается Михаил Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…». И задача людей – беречь эти сокровища.

10. Домашнее задание.

 - Подготовить выразительное чтение текста на стр. 146, по желанию – выучить наизусть.

- Читать произведения М. Пришвина, с записью отзыва в читательском дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.

Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.          Сочинение – это первые попыт...

Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"

Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской с...

«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...