Главные вкладки

    «Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Махортова Надежда Степановна

    Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya_olitsetvorenie.rar861.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения

    Тема урока:    «Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

    (по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    - познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением;

    ЗАДАЧИ:

    - формировать умение находить в художественном произведении олицетворение;

    - развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

    - развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

    - воспитывать в детях учебную активность, терпеливость, дружелюбие.

    ХОД УРОКА

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    - Здравствуйте! Меня зовут Надежда Степановна, и сегодня урок чтения проведу с вами я.

    - Каким разделом литературного чтения вы закончили первую часть учебника? (поэтическая тетрадь)

    - Что входило в этот раздел?

    - Хотите узнать что-то новое о стихах? (да)

    - Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи!

    II. Актуализация знаний.

    На доске  (экране слайд №1) в строчку записаны слоги:

    ча     чо     чи     че     чу

    - Посмотрите на экран. Что там записано? (слоги)

    - Прочитайте слоги чётко и ритмично.

    - А теперь прочитайте, выделяя голосом первый ударный слог.

    - А теперь выделите голосом второй слог.

    - А теперь последний слог.

    На доске (экране слайд №2) в столбик записаны слова:

    Ча

    Чай

    Чаша

    Чайник

    1. Прочитайте хором слова этого столбика четко и ритмично.
    2. Прочитайте слова с увеличением громкости от первого к последнему.
    3. А теперь с уменьшением громкости.

    На доске (экране слайд №3) записана чистоговорка:

              Чайник, чашки, поварешки,

              Вот тарелочки, вот ложки,

              Плошки, полные сластей,

           Плюшки, пышки для гостей.

    1. Прочитайте чистоговорку хором медленно.
    2. Прочитайте скороговорку хором быстро.

    На доске (экране слайд №4)  записано предложение:

    Пузатый чайник я люблю!

    1. Прочитайте с интонацией восхищения.
    2. Прочитайте это предложение с интонацией удивления.
    3. Прочитайте с интонацией сомнения.
    4. Прочитайте с чувством хвастовства.

    III. Проблемный диалог.

    - Цитата «Пузатый чайник я люблю!» взята из стихотворения, с которым мы будем сегодня работать. Что это? (чайник)/слайд №5/

    - Подберите к этому чайнику слова, которые отвечают на вопрос какой.
    Он какой?

    - Что делает чайник? Назовите его работу (…)

    - Посмотрите на экран/слайд№6/ .Какой предмет здесь лишний? Почему? (лишний мальчик, потому что он является одушевлённым предметом)

    - А чайник какой предмет? (одушевлённый)

    - Легко ли назвать действия неодушевлённого предмета?

    - Молодцы! А теперь достаньте большие белые листы. Что здесь написано? (стихотворение)

    - Как оно называется? (Пузатый чайник )

    - Назовите автора. (Юнна Мориц)

    - Я прочитаю вам стихотворение, а после прочтения вы расскажите о своих впечатлениях.


                 

    ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

    Пузатый чайник я люблю!

    Он жарким делом занят,

    Свистит он песенку свою

    И крышкой барабанит!

    Пых-пых, веселый вкусный пар

    Из чайника летит, как шар,

    А иногда из носа

    Торчит, как знак вопроса.

    Пузатый чайник знаменит

    В любое время года,

    Особенно когда стоит

    Неважная погода.

    Тогда варенье или мед

    В два счета мама достает

    И две большие плюшки

    Для маленькой пирушки!

    Я улыбаюсь до ушей,

    А чайник мой грохочет,

    Хохочет,

    Словно муравей

    До слез его щекочет!

    Пых-пых, горячий вкусный чай

    Разгонит скуку и печаль.

    Он – с медом, он – с вареньем,

    С чудесным настроением!

    И пляшет чайник на столе,

    Пируя вместе с нами,

    А я пою в его тепле

    Про чайник песню маме:

    «Пузатый чайник знаменит

    В любое время года,

    Особенно когда стоит

    Неважная погода.

    Пых-пых, горячий вкусный чай

    Разгонит скуку и печаль.

    Он – с медом, он – с вареньем,

    С чудесным настроением!»

    (Ю.П. Мориц)

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

    - Расскажите о чём это стихотворение? (…)

    - Взрослый или ребёнок рассказывает историю? (ребёнок)

    - Кто является главным героем этого стихотворения?

    - А теперь закройте глазки и представьте героя именно этого стихотворения.

    - Открыли. Послушайте задание. Вам нужно нарисовать такой чайник, каким вы его увидели. Но будете выполнять это задание в группах.

    - Организуйте группы.

    - Какие правила работы в группе вы знаете? (работать тихо, дать возможность поработать каждому)

    - Распределите роли в группе, кто будет читать стихотворение, кто рисовать, кто будет давать советы.

    - Итак, ещё раз задание: опираясь на текст стихотворения, изобразите чайник. На выполнение вам три минуты.

    - Закончили. Расскажите, каким вы увидели чайник. Выберите того человека, который будет защищать ваш проект.

    После выполненного задания рисунки вывешиваются на доске и начинается обсуждение.

    Ученики называют  определения «характера» необычного героя: живой, веселый, дымящийся, пузатый, радостный, удивленный.

    - Все молодцы! Ни один чайник не похож на другой.

    - Как вы думаете, какое средство используют авторы, чтобы показать, что один предмет (признак, действие предмета) похож на другой? (сравнение)

    - Какие используют слова, когда сравнивают один предмет с кем-то или
    чем-то?
     (Это слова как, будто, словно, точно, что). 

    - Как мы действуем, чтобы найти в тексте сравнения? (Находим объект или предмет, который сравнивают. Находим слова как, будто, словно, точно. Находим предмет, с которым сравнивают).

    - Давайте найдём сравнения в этом тексте.

    Пых-пых, веселый вкусный пар

    Из чайника летит, как шар,

    А иногда из носа

    Торчит, как знак вопроса.

    - Молодцы! Сравнение находить умеете.

    - В шуточном стихотворении Ю.П. Мориц «Пузатый чайник» создается картина «жизни» чайника как живого существа, для этого поэт использует особый прием, помогающий создать картину, происходящую на кухне.

    - Я приготовила вам это название, но оно рассыпалось. Постарайтесь собрать это слово. (олицетворение)

    - Какие у вас возникают ассоциации, когда вы читает это слово? Что оно вам напоминает? (…)

    - А кто может творить, изображать? (художник)

    - Верно, но только он изображает красками. А поэт в стихотворении изображает словами.

    IV. Знакомство с новым изобразительным средством – олицетворением.

    - Про себя прочитайте, что называется олицетворением? (слайд №6)

    Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

    - Какие предметы олицетворяют авторы? (Неодушевлённые)

    - Какими свойствами живых существ наделяются неодушевлённые предметы? (Даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать)

    - Для чего автор использует эти изобразительные средства? (…)

    -  Используя олицетворение, автор хочет, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтобы поднялось настроение).

    - Хотите научиться определять олицетворение в тексте? (да)

    V. Физкульт-минутка.

    - Но вначале давайте немного отдохнём!

    - Игра «Выполни команду».  Следующая игра «Чайник-самовар».

    VI. Составление плана действия.

    - Молодцы. Продолжаем работу в группах. Организуйтесь.

    У вас на столах лежат конверты. Достаньте всё, что в них лежит. Это план действий по нахождению олицетворений. Скажите, какой будет первый шаг? (прочитать стихотворение)

    - Молодцы! Расположите следующие шаги нашего плана действий по порядку. На работу вам две минуты. Ребята работают в группе. Получается следующий алгоритм.

    - Стоп. Давайте посмотрим, что у вас получилось? (одна группа проговаривает, а остальные исправляют свой алгоритм)

                    Да                                                                    Нет

    Нет

    Да

    - Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием. Теперь давайте по плану действий найдём в тексте олицетворение.

    - Какой буквой будем отмечать олицетворение? («О»)

    VII. Работа по плану.

    В тексте много олицетворений: «чайник занят», «пар летит», «чайник знаменит», «чайник мой грохочет, хохочет», «чай разгонит скуку и печаль», «и пляшет чайник на столе, пируя вместе с нами).

    - Молодцы. Теперь можем ли мы ответить на вопрос, что делает чайник?

    - Какой приём использовал автор?

    VIII. Самостоятельная работа.

    - Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Пользуясь планом действий, найдите в стихотворении Якова Акима «Апрель» олицетворение. Время выполнения одна минута.

    - Стоп. Проверяем. Если у вас также как на образце – поставьте плюс. Если не так – знак вопроса (Идёт проверка)

    - Поднимите руку, кто поставил знак вопроса.

    - Вы молодцы, честно признали свои ошибки. Проговорите ещё раз, как будете действовать, чтобы найти в тексте олицетворение? (проговаривают алгоритм)

    IX. Включение в систему знаний.

    - И сравнение, и олицетворение автор использует для того, чтобы читатель легко мог представить то, о чём он читает. Однако задача читателя состоит в том, чтобы прочитать произведение выразительно. Посмотрите на экран.  Давайте рассмотрим, как нужно работать, чтобы читать стихотворение выразительно.

    - Выделяем ключевые слова в каждой строке, а чёрточкой между ними обозначаем паузы.

    Пузатый чайник / я люблю! // (Эта строка читается радостно, спокойно, восхищенно).

    Он жарким делом занят, / (В этой строке как бы объясняется, что чайник выполняет очень важное дело. Строка читается важно, медленно).

    Свистит он / песенку свою / (Прием звукописи – повторы «с», «ст» - помогает передать звучание, свист чайника, который рад тому делу, которое выполняет. Строка читается весело, приподнято).

    И крышкой барабанит! // (В данной строке звукопись – повторы «р» - создает ощущение шума, грохота, веселья,  происходящего на кухне, там, где обитает пузатый чайник).

    - Давайте проведём такую же работу в песенке про чайник. Сколько это четверостиший? Первый вариант работает с первым четверостишием, второй – со вторым.

    - Прочитайте друг другу в паре эти четверостишия.

    X. Рефлексия учебной деятельности.

    - С каким изобразительным средством вы познакомились на уроке? (олицетворение)

    - Какие предметы олицетворяют авторы? (неодушевлённые)

    - Какие свойства неодушевлённых предметов с ними соотносятся? (…)

    - Как найти в тексте олицетворение? (по алгоритму)

    - Какой буквой будем обозначать олицетворение? («О»)

    - Вы молодцы! Очень хорошо поработали на уроке.

    - Вашим домашним заданием будет выучить песенку из этого стихотворения.

    - А теперь оцените себя. Если вы не очень хорошо усвоили, как найти в тексте олицетворение – наклейте маленький смайлик с голубого листочка на текст стихотворения. Если вы научились это делать хорошо – наклейте большой. Поднимите листы с текстом, покажите друг другу.

    - Вы молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!


    КАК

    БУДТО

    ТОЧНО

    СЛОВНО


     

    ЧТО



    О

    ЛИЦЕ

    ЕНИЕ

    ТВОР


    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.


    Есть

    неодушевлённый предмет?


    Обладает

    ли этот предмет свойством живых существ?



     

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.

    Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.          Сочинение – это первые попыт...

    : Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...

    Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ....

    Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"

    Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс...

    Урок литературного чтения в 1 классе "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева "Шуршащая песня" и др." СРО Л.В.Занкова

    Урок литератуного чтения в 1 классе по учебнику В.А.Лазаревой СРО Л.В.Занкова "Звукопись как средство создания художественного образа в стихотворениях М.Бородицкой "Разговор с пчелой", А.Усачева ...

    А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

    Цель: учить детей анализировать лирическое стихотворение, умение видеть средства художественной выразительности....