Ф. И. Тютчев "Весенняя гроза". Приём звукописи как средство создания образа.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Комина Ольга Ивановна

Цель:показать, как с помощью приема звукописи автор передает читателю свои явления природы, выраженные в поэтическом тексте.

Задачи:

Дидактическая: изучить и показать на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» прием звукописи как особого художественного средства.

Развивающая: научить отстаивать свою точку зрения; понимать мотивацию автора при выборе тех или иных художественных средств. Научить выразительному чтению.

Воспитательная: привить любовь к русской литературе и к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе.

Тема:Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. 

Тип урока: освоение нового материала.

Цель:показать, как с помощью приема звукописи автор передает читателю свои явления природы, выраженные в поэтическом тексте.

Задачи:

Дидактическая: изучить и показать на примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» прием звукописи как особого художественного средства.

Развивающая: научить отстаивать свою точку зрения; понимать мотивацию автора при выборе тех или иных художественных средств. Научить выразительному чтению.

Воспитательная: привить любовь к русской литературе и к природе.

Формы работы: диалог, слово учителя, анализ литературного материала.

Оборудование:

1. Учебник  . Литературное чтение  3 класс     в 2 ч.   Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий изд-во «Просвещение»  2018г.  

2. ТСО: компьютер, презентация.

Планируемый результат

Предметные умения

Уметь анализировать лирическое произведение. Находить слова и выражения, которые помогают услышать звук.  Находить средства художественной выразительности в художественном тексте.

Читать выразительно.

Личностные УУД:

1. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устно, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, проявлять инициативу, находчивость, активность при решении поставленных задач.

Регулятивные УУД:

 Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование, целеполагание.

Познавательные умения:

1.  Раскрывать значение понятия «звукопись» и использовать его в активном словаре;

2. Находить прием звукописи в лирическом произведении.

Регулятивные умения:

1. Выполнять учебное задание в соответствии с целью;

2. Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

3. Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

4. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

1. Самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; 

2. Приходить к единому мнению при взаимном контроле;

3. Действовать по правилам сотрудничества.

Ход урока:

Организационный момент:

Учитель: здравствуйте, ребята! Присаживайтесь и записывайте число и классную работу в тетради. Тема нашего урока «Приём звукописи как средства создания образа».

Развитие речи:

Учитель: наш урок мы начнем с небольшой фонетической разминки. Сейчас я прочитаю скороговорку. (Учитель читает скороговорку: «Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна».) Теперь прочитайте ее самостоятельно вполголоса медленно, проговаривая каждое слово. Затем попробуйте ускориться. (Отводится время на задание). Теперь прочитайте скороговорку вслух для всего класса. (Учитель спрашивает 3-5 учеников). Хорошо! Молодцы! Заметили какие звуки преобладают в этой скороговорке? (Ученики: «Звуки, похожие на гром и грозу».) Отлично! Это наблюдение нам сегодня понадобиться!

Этап получения новых знаний:

 Слово учителя: сегодня мы поговорим с вами об одном из самых ярких поэтов 19 века – о Ф. И. Тютчеве.

Ф.И. Тютчев прекрасный русский поэт, творчество которого высоко оценивается и в наше время. Великий поэт родился в 1803 году и принадлежал к одному из старинных дворянских родов. Будучи еще совершенно юным, Федор начинает писать первые шедевральные стихотворения. Уже в 16 лет году его первые работы начали активно печатать.

В 18 лет Тютчев с отличием окончил словесный факультет одного известного на то время Московского университета. Как только обучение было окончено, поэт сразу назначается на службу в Коллегию иностранных дел.

Как известный как известный российский поэт он сложился в 20-х – 30-х годах 19 века. На это время припали такие его лирические шедевры, как: «Летний вечер», «Видение», «Осенний вечер» и некоторые иные, не менее интересные и популярные.

В Германии и в Италии он работал при российских дипломатических миссиях. За границей поэт прожил долгие 22 года, но он не мог себе позволить потерять духовной связи и родства со своей Родиной и поэтому, время от времени посещал ее. В Германии ему пришлась по душе немецкая философия. Кроме этого, Тютчев стал тесно общаться с известным поэтомГ. Гейне.

Самый настоящий поэтический дебют пришелся на 1836 год, когда ему было всего 33 года. Очень молодой, правда? Вэто времятетрадь творений поэта, переправляемая из Германии в Россию, попадает на глаза самого А.С. Пушкина, не менее известного и великого поэта, после чего, восторгаясь работами Тютчева, Александр Сергеевич Пушкин печатает его великолепные сочинения в собственном журнале «Современник». Но большое признание приходит к Федору Ивановичу немного позже, а именно а 50-е годы, когда, вернувшись на родину о нем активно начали высказываться такие известные поэты-современник, как Фет, Некрасов и Тургенев. В 1954 году на свет появился его первый сборник стихотворений.

Учитель: давайте послушаем, как актер великолепно читает стихотворение Ф. И. Тютчева«Весенняя гроза». (Учитель включает актерское чтение: URL: https://www.youtube.com/watch?v=wUpyBTr4x_c). Надеюсь, вам понравилось профессиональное исполнение! Теперь, пожалуйста, откройте ваши учебники на странице 145 и несколько раз самостоятельно прочитайте стихотворение.  (Учитель дает время на выполнение задания.) Перед вами на слайде слова из стихотворения, которые могут быть вам непонятны:

1. Резвясь – играя, веселясь.

2. Перлы – жемчужины, жемчужное ожерелье.

3. Не умолкнет –не молчит

4. Гам –гудение, гул, крик.

5. ВтОрит – повторяет.

6. Шум нагорный – шум воды в горах.

7. Проворный – быстрый, резвый.

Учитель: Давайте теперь послушаем, как вы выразительно можете читать. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как грохочет гром? (Учитель назначает 1-2 учеников для выразительного чтения). Обратите внимание на первую строфу стихотворения. Какие звуки в ней повторяются? (Ученики: «звуки [г] и [р]».) Отлично.

Слово учителя:Этот прием называется звукописью. С помощью повторения звуков Тютчев создает звуковой образ грозы, мы начинаем ее буквально слышать сквозь слова. Конечно, могут повторяться не только согласные звуки, но и гласные, чтобы, например, показать завывание ветра.

Учитель: подумайте, в какой интонации нужно читать это стихотворение: в радостном или грустном и почему? (Ученики: «В веселой, потому что герой (автор) радуется первому грому. Он говорит, что любит грозу в начале мая, и что лесной гам весело вторит громам».) Хорошо! Все правильно! Давайте посмотрим на две картины известных русских художников: А. Васнецова «После дождя» и И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» и сравним их. Чем они отличаются? (Ученики: «На одной картине есть Солнце, а она другой – нет», «На первой картине нет людей, а на второй три человека», «На картине Васнецова показана природа после дождя, а у Шишкина во время» и т.д.). А какая картина лучше подходит к стихотворению Ф. И. Тютчева? (Ученики: «Мне кажется, картина Васнецова больше подходит. Она более радостная, потому что сквозь тучи прорывается Солнце», «На мой взгляд, больше подходит картина Шишкина, потому что на ней сразу заметно, что идет дождь, потому что пара идет под зонтом, а прохожий впереди них пытается спрятаться от грозы».)Молодцы! Каждое мнение имеет место быть!

Подведение итогов урока:

Учитель: итак, сегодня мы познакомились с приемом звукописи для создания художественного образа. Ф.И. Тютчев использовал согласные звуки, чтобы создать эффект, будто прямят здесь, в этом гласе разразилась первая майская гроза.

Объяснение домашнего задания:

Учитель:дома прочитайте и выучите стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» на странице 145 и ответьте под текстом на вопрос № 4.

Литература и источники:

 . Литературное чтение  3 класс в 2 ч.  Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий    изд-во «Просвещение»  2018г.  

2.  Актерское чтение для прослушивания в классе (URL:https://www.youtube.com/watch?v=wUpyBTr4x_c).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства создания образов животных. Развитие речи в 3 классе.

Работа по развитию речи учащихся в школе многообразна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.          Сочинение – это первые попыт...

: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения во 2 классе. Материал поможет педагогам при работе с текстом. Проблемные вопросы помогут учащимся раскрыть образ героя. Материал можно использовать при проведении творческих ...

Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок литературного чтения поможет педагогам при работе над образом литературного героя и  при проведении творческих работ....

Когда и зачем оживают "неживые" предметы?Олицетворение как средство создания образа"

Конспект урока по теме"Когда и зачем оживают"неживые" предметы?Одицетворение как средство создания образа" 3 класс...

«Когда и зачем оживают «неживые» предметы? Олицетворение как средство создания образа».

Познакомить детей с изобразительным средством создания образа в стихотворении – олицетворением...

Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»

Урок по литературному чтению, 3 класс, "М.М.Пришвин. Осинкам холодно.Приём олицетворения как средство создания образа.»...