Развитие периферического зрения для формирования читательской компетентности.
статья по чтению (3 класс)

Сабитова Анастасия Сергеевна

С каждым годом в школы приходят всё меньше читающих детей. Рано или поздно все учителя приходят к выводу, что важно учить детей читать бегло и осознанно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_perifericheskoe_zrenie.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие периферического зрения для формирования читательской компетентности.

С каждым годом в школы приходят всё меньше читающих детей. Рано или поздно все учителя приходят к выводу, что важно учить детей читать бегло и осознанно.

Важнейшим фактором, влияющим на успешное обучение школьников, является осознанное чтение. Понимание прочитанного формируется при хорошем темпе чтения. Если ребёнок научится читать бегло, то он сможет не проговаривая читаемый текст, сразу улавливать и фиксировать замысел, а затем усваивать его на уровне внутренней речи (то есть на уровне осмысления).

Чтобы научится правильно читать во всех смыслах, не достаточно выучить буквы и соединять их в слоги и слова. Чтение – это гораздо структурнее как может показаться на первый взгляд. Скорость, сознательность, выразительность и правильность – эти четыре компонента неразлучны на пути в читательской компетентности.

Чем меньше сформирована техника чтения, тем выше роль громкого проговаривания. Эта обусловлено значимостью обучения учащихся читать вслух и только затем переводиться на чтение «про себя». Чтобы перейти к такому чтению необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде слов, а не отдельных букв. С чтением дети сталкиваются практически и во время режимных моментах. Чтение развивает не только пассивный словарь школьников, но и способствует расширению активного. Это относится к правильной стороне чтения. Так же, если ребёнок имеет дефект речи, то это значительно усугубляет ситуацию и необходимо подключать помощь специалистов. Постоянная работа на уроке с многочисленными упражнениями приводит к тому, что ребенок перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное.

Развитие беглости чтения в основном тормозится из-за недостаточно развитого периферического зрения. Для его развития полезно использовать на уроках чтение «пирамидок слогов и слов». Ребёнок, не отрывая глаз от исходной точки, боковым зрением высматривает написанные там буквы или цифры. Использование на уроке таблиц Шульте. Только в случае развития периферического зрения буквы или цифры надо не искать (как это делают для концентрации внимания или диагностики утомляемости), а по технологии пирамидок из слов и слогов, описанных выше.                

Конечно, беглость чтения очень важна, но судить о её сформированности только по этому показателю нельзя. Необходимо добиваться, чтобы ребенок думал о смысле того, что он читает.

Чтобы проанализировать понимает ли ученик, прочитанный текст, нужно определить может ли он разделить текст на смысловые части, может ли выявить основную мысль, может ли ребенок пересказать текст своими словами.

Навык чтения не формируется без осмысления читаемого. Для проверки можно воспользоваться следующими приёмами:

  1. после проверки читательской компетентности, можно попросить записать по памяти 2-3 предложения и подчеркнуть известные орфограммы;
  2. после прочтения текста, пересказать прочитанное и ответить на вопросы;
  3. попросить выделить главную мысль в прочитанном отрывке.

Для развитие выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений:

- чёткое проговаривание сложных буквосочетаний. Данное упражнение тренирует не только выразительность, но и дикцию учеников (ждрэ, ждра, ждру)

- упражнение для развития эмоционального чтения – это ступенчатые стихотворения. Каждую стихотворную строку ребёнок читает с разной интонацией (иронично, грустно, с восхищением и т.д.)

Таким образом, отмечаем, что для правильного чтения важно формировать темп, понимание, правильность и выразительность. Так же необходимо развивать периферическое зрение учащихся для того, чтобы дети не только фиксировали взор на уровне ясного видения, но и видели текст в зоне периферии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

Могут пользоваться учителя начальных классов. Статья поможет в воспитании читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем – техники читательской деятельности, способного самостоятельно мысли...

Инновационный опыт учителя МБОУ СОШ №2 г.Городца Федотовой Ирины Васильевны "Формирование читательской компетентности как основа развития младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы за 2 года по теме "Формирование читательской компетентности у учащихся начальных классов"....

«Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий».

    «В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.        По исслед...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Тренажёр по чтению для развития периферического зрения "Числовая пирамида"

Тренажёр по чтению для развития периферического зрения...