Тема: Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Корнилова Любовь Сергеевна

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Практика организации творческой работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:

-наличие системы в использовании творческих заданий;

-разработка и планирование заданий, как по форме, так и по содержанию;

-соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей;

-последовательное усложнение содержания заданий; -стимулирование учащихся к творчеству;

-разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младших школьников является одной из важных задач обучения в школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

-умение выходить за рамки собственных возможностей;

-самостоятельно переводить учебную работу в творческую;

-самостоятельно находить недостающую информацию в учебнике, словаре, книге;

-запросить недостающую информацию у учителя. С этой целью практикуются различные виды творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

Сегодня перед российской образовательной системой стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.

         Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определённой суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель не просто четко представлял, но и умел использовать образовательные технологии, которые направлены на развитие такой личности.

         Наша цель - успешная социальная интеграция выпускника. Мы должны создать условия для того, чтобы реализовались творческие и познавательные задатки личности, чтобы наш ученик был снабжён теми ресурсами, которые позволят ему успешно войти в жизнь. Предпосылки развития творческой личности, творчества как отношения к жизни возникают достаточно рано у ребёнка, ещё в дошкольном его детстве.

            Работая в школе, я заметила, что, придя в школу, дети плохо ориентируются в мире детской литературы, не посещают библиотеку, речь школьников    содержит много ошибок. В результате они пассивны на уроках, нет интереса к учению.

           Отсутствие интереса к чтению в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Одним из возможных способов решения данной проблемы является урок литературного чтения. Моя задача, как учителя начальных классов:

- замечать любые творческие проявления учеников;  

- воспитать любовь к книге;

- приобщить учащихся к чтению с первого класса.

         Важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка, особенно на первой ступени общего среднего образования.

Проблема формирования навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения.

Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют

формирование коммуникативных учебных действий.

Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников. Я уверена, что уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения, подходят для открытого диалога.

 Работая с учащимися, я    строю на основе следующих принципов:

- создание атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопонимания, сотрудничества;

 - ориентация на индивидуальные достижения ребенка, на то, что отличает его от других;      

 - создание условий для творчества и предоставление возможности творить,

 как на уроке чтения, так и вне его.

 Развитие творчества у младших школьников    не происходит само, а требует особого внимания с моей стороны

 -  словарная работа (самостоятельное, т.е. без моей помощи – объяснение значения слова по картинке    - иллюстрации, подбор синонимов, антонимов.

Ученики, чтобы справиться с этой работой, обращаются к толковому словарю.) 

    - смещение частей букв (незнакомые слова пишутся горизонтально или вертикально на отдельных карточках, которые    разрезаются вдоль. Это групповая работа. Ребята должны собрать правильно слова и объяснить их лексическое значение.)

   - частично закрытые слова (часть слова закрывается узкой полоской бумаги. Ученики, методом подбора букв, должны его    отгадать)

слова с отсутствием гласных (умение быстро угадывать гласные буквы, является одной из основных предпосылок беглого, правильного чтения).

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя. 

Викторина   по произведениям любимых сказок, писателей. 

Моя задача, закрепить и уточнить знания детей по изученным произведениям. Провожу, как правило, после изучения раздела учебника.

 Чтение по ролям

Применяю при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Предлагаю детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям.

   

Работа с читательским дневником

Я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. В читательском    дневнике, который ведется в течение всего года, ученики записывают фамилию автора и название книги.

 Он    записывает    имена главных действующих

 лиц и краткое содержание книги.  

 Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика.

Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Творческое пересказывание – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. 

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. 

Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад.  Группа разыгрывает сказку по ролям.

      Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения».

        СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников.1.1 Психолого-педагогическая сущность пон...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках литературного чтения.

в данном докладе я поделюсь опытом по «Формированию коммуникативных УУД как залогу эффективного использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной шк...