ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья по чтению

В данной статье рассматривается значение интеграции уроков литературного чтения и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики в начальных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_statya.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.112.4

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В.А. Хохлова

Арзамасский филиал ННГУ

Россия, г. Арзамас

xoxlova_96@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается значение интеграции уроков литературного чтения и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики в начальных классах.

Ключевые слова: начальная школа, ребёнок, интеграция, пейзажная лирика, пейзаж, лирика. 

Annotation: this article discusses the importance of integrating literary reading lessons and fine arts in the process of studying the landscape lyrics in the elementary grades.

Keywords: elementary school, child, integration, landscape lyrics, landscape, lyrics.

Современное обучение в соответствии с ФГОС направлено на формирование у детей целостного видения мира, создание разнообразия организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1]. Всё это может быть достигнуто с помощью интегрирования.

На данный момент интеграция имеет широкое распространение и является эффективным способом обучения на разных образовательных этапах. Интеграция в образовании – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания образования, с целью формирования целостного представления о мире, духовно-нравственного развития, саморазвития личности детей, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Интегрируются различные предметы школьного курса, наиболее эффективна работа по интеграции литературного чтения и изобразительного искусства, особенно при изучении пейзажной лирики, суть которой в соединении литературного рода – лирики и жанра изобразительного искусства – пейзажа. Этот жанр лирики, показывающий отношение автора к природе, нашёл своё воплощение в таких видах искусства как литература, живопись и музыка. В музыке она раскрывается в произведениях М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, В.С. Калинникова, Г.В. Свиридова,  и С.И. Танеева. В живописи пейзажная лирика представлена лирическими пейзажами И.И. Шишкина, Ж. Коро, И.И. Левитана, А.К. Саврасова и многих других художников. Среди представителей литературы она была воспета поэтами: А.С. Пушкиным, Ф.И. Тютчевым, А.А. Фетом, С.А. Есениным, А.В. Кольцовым и другими.

Пейзаж представляет собой вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения – природа. К пейзажному жанру обращались представители различных художественных направлений: кубисты, сюрреалисты, абстракционисты и многие другие.

В словаре Т.Ф. Ефремовой понятие лирика имеет несколько значений: первое – один из трёх основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме; второе – род музыки с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Она воспроизводит состояние, настроение автора, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными. Стихотворение, ода, послание, элегия – это жанры искусства, относящиеся к лирике [2].

Особенности интеграции литературного чтения и изобразительного искусства можно рассмотреть на конкретном примере. На уроке дети изучают стихотворение Сергея Есенина «Берёзка», учитель выразительно читает произведение, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, затем задаёт вопросы, проверяя впечатления, возникшие у учеников, после чего дети читают стихотворение самостоятельно, выделяя непонятные им слова и коллективно обсуждая их. Педагог предлагает ребятам нарисовать берёзу такой, какой они её увидели, прочитав произведение великого поэта. Дети рассказывают, что они изобразили на своём рисунке, используя строки из стихотворения. Анализ лирического произведения помогает развивать эмоциональную сферу ученика, видеть прекрасное,  способствует пониманию стихотворения и развивает воображение.

Интегрирование уроков литературного чтения и изобразительного искусства поможет детям развивать творческое воображение, внимание, обогащать словарный запас, формировать своё отношение к героям, их переживаниям, чувствам и настроениям. У ребят расширяются представления об окружающем мире и внутреннем мире людей, человеческих отношениях, эстетических и нравственных ценностях, воспитывается культура восприятия художественных произведений.

Библиографический список.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009.
  2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словообразов. единиц. — 2-е изд., испр. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 636, [4] с.
  3. Аранова С.В.  Интеграция художественного и логического в процессе формирования метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2015.  №2. С. 65-68.
  4. Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  5. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  6. Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений. отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск, 2015. С. 70. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства

проектная работа на уроках внеклассного чтения...

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.

Тема урока: Первое знакомство с Родиной.(К.Д.Ушинский « Наше  Отечество») Пейзаж в  акварели....

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"

Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....