Конспект урока литературного чтения "Литературные сказки" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Иванцова Наталья Владимировна

Конспект урока литературного чтения по теме: "Литературные сказки" Обобщение. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnye_skazki_3_klass.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Литературные сказки»

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при  изучении раздела знания обучающихся.

Оборудование: презентация по теме, интерактивный тест, контрольно-измерительные материалы, учебник,  рабочая тетрадь

Основные виды учебной деятельности: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в литературной викторине. Отвечать на вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе.

Планируемые предметные результаты освоения материала: называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в викторине.

Универсальные учебные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ход урока

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд 1 Что за прелесть эти сказки!

Видео Песня «Не бывает в наши дни чудес на свете…

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди …»  

Введение в тему. Актуализация знаний.                                                                                                      

О чём мы будем говорить на уроке?

                                                                                                                                                     Речевая разминка. Слайд 2    

Прочитайте пословицу                                                                                                            медленно - быстро, скороговоркой                                                                               громко - шёпотом                                                                                                                    весело – грустно                                                                                                 выразительно, с восклицательной интонацией

Кричал Архип, Архип охрип.                                                                                   Не надо Архипу кричать до хрипу!  

Самоопределение к деятельности.  

Слайд 3 Представьте себе, что вы работаете в редакции журнала для детей

Назовите книги, которые вы опубликуете в рубрике «Литературные сказки»? 

Как называются эти сказки?

Слайд 4 Сформулируйте тему урока и цель

Тема урока: Литературные сказки

Цель: повторить, обобщить всё, что было изучено в разделе «Литературные сказки»

Слайд 5 Составим план работы

Обучающиеся продолжают фразы                                                                                          

На уроке мы повторим…                                                                                                                                  Я хочу узнать…                                                                                                                                Я предлагаю…

На уроке мы повторим…

Что такое присказка и сказка?

Как отличить сказку от рассказа и стихотворения?

(Из чего состоит сказка?)

Какие бывают сказки?

Что такое литературная сказка?

Что такое народная сказка?

(Чем отличается литературная сказка от народной?)

Слайд 6

Я хочу узнать…

Интересные факты о писателях.

Другие литературные (авторские сказки).

Для чего в школе изучают сказки?

(Чему учат сказки?)

Слайд 7

Я предлагаю…

Загадывать загадки о героях сказки.

Рассказать о героях сказки.

Угадывать писателя по его портрету.

Читать по ролям.

Сыграть роль …

Проверить себя и оценить свои достижения.

Выставка творческих работ.

(План учитель записывает на доске…)

Работа в группах (за правильный ответ команда получает снежинку)                            1 группа Сказочники                                                                                                                       2 группа                                                                                                                                                     3 группа

Слайд 8 Правила работы в группе

Работа по теме урока

(План  в процессе работы корректируется, а конце урока анализируется. Обучающиеся имеют право выбирать вопрос из плана, дополнять план.)

Все мы любим сказки…                                                                                                                   Слайд 9 (Для чего в школе изучают сказки?)                                                                                                                                        Для чего нужны нам сказки?                                                                                                Что в них ищет человек?                                                                                                          Может быть, добро и ласку.                                                                                                   Может быть, вчерашний снег.                                                                                              Добро в сказке побеждает,                                                                                                            Сказка учит нас любить…

Чему учат сказки?

Сказки учат нас смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, а просто показывают, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Что такое присказка?

Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки)

Слайд10 Что такое сказка?

Сказка – жанр повествовательной литературы с фантастическим вымыслом; произведение в прозе или в стихах.

Как отличить её от других произведений?

Слайд 11                                                                                                                                         В сказке:                                                                                                                                     Зачин                                                                                                                              Концовка                                                                                                                        Троекратный повтор                                                                                                 Волшебные предметы                                                                                               Сказочные слова и выражения                                                                                        Добро побеждает зло

Слайд 12 На какие группы делятся сказки?

Сказки народные и литературные.

Сказки о животных, бытовые, волшебные.

Слайд 13                                                                                                                                  Какие сказки мы называем  народными и литературными?

Народные сказки создаются народом.

Литературные сказки сочиняют авторы.

Слайд 14 Назовите литературные сказки, докажите.

«Сказка про храброго зайца…»                                                                                                       «У страха глаза велики»                                                                                                   «Мороз Иванович»                                                                                                   «Морозко»                                                                                                                                  «Лягушка – путешественница»                                                                                                               «Царевна – лягушка»

Назовите сказки, которые мы прочли в разделе «Литературные сказки»?  

Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» (Присказка)                                                                             «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост»                              В. Гаршин «Лягушка – путешественница»                                                                                      В. Одоевский «Мороз Иванович»

Слайд 15,16

Узнай писателя по портрету и описанию

  • Родился в семье заводского священника.
  • Получил домашнее образование, затем учился         в школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище, в  Пермской духовной семинарии, в Петербургской медико-хирургической академии на ветеринарном отделении и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
  • Совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
  • Посвятил свои сказки больной девочке.

Слайд 17,18

  • Детство провёл в военной среде. Отец был офицером. Мать, интересовалась литературой и политикой, свободно владела немецким и французским языками.
  • Учился в Петербургской гимназии, окончил реальное училище и поступил в Горный институт, но война с Османской империей прервала его занятия: он поступил в действующую армию, стал офицером.

Слайд 19

Знаете ли вы, кто изображён на картинах Ильи Репина «Не ждали», «Иван Грозный и его сын»?( Всеволод Гаршин)

Слайд 20,21

  • Писатель, философ,  музыкальный критик.
    Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода.                          Учился  в Московском университетском благородном                     пансионе. Переехав в Петербург, был директором Публичной библиотеки
  • Общественный деятель. Заботился о просвещении народа, был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге
  • В романе «4338-й год» написанном в 1837 году первым предсказал появление современных блогов и Интернета: помимо прочих прогнозов, в тексте романа есть строки «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых              живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом», а также предсказывается «изобретение книги, в которой посредством машины изменяются буквы в несколько книг».

Физкультминутка с Машей и Медведем

Продолжение работы по теме урока

Проверка д/з стр.212-213 учебника чтение наизусть отрывка из сказки

Слайд 22

Угадай героя сказки  

Мы из сказки – ты нас знаешь.                                                                                                  Если вспомнишь – отгадаешь!                                                                                                                  А не вспомнишь – ну так что ж…                                                                                                                 Сказку заново прочтёшь!

1) Вдоль по речке, по водице.  
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утки)  
«Лягушка – путешественница)

2)Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

                                  (Мороз) сказка «Мороз Иванович»

3)Не барашек и не кот.

 Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета.

                                 ( заяц)  «Сказка про храброго зайца»

4) Не зверь, не птица,

Всего боится.

  Половит мух –

  И в воду плюх!  

(Лягушка)    «Лягушка-путешественница»

5) На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит , оскалив пасть.

На зайчика готов напасть.

                              (Волк) сказка «Сказка про храброго зайца»

6) Никого не обижает,

Старших очень уважает.

Много у неё хлопот,

Она в  работе круглый год.

                                    (Рукодельница) сказка «Мороз Иванович»

Слайд 23

Дайте характеристику героям сказок:                                                                   храброму Зайцу                                                                                                                                        Лягушке – путешественнице                                                                                                         Рукодельнице и Ленивице (сравнительная характеристика)

Индивидуальная работа

Представьте себя библиотекарем в школьной библиотеке.

Расставьте книги с народными сказками и литературными сказками отдельно

Слайд 24

Объясните значение фразеологизмов

Бабушкины сказки. Выдумки. Вздор.

Сказка про белого бычка. Бесконечное повторение одного и того же.

Ни в сказке сказать, ни пером написать; так говорят про что-то необычное, что нельзя выразить словами.

Домашнее задание  (по выбору обучающихся)                                                   стр.213 разгадайте кроссворд или                                                                                                  составьте сами по теме «Литературные сказки»                                                  Написать  письмо  в прошлое : «За  что  я  бы поблагодарил(а)  великих  русских  писателей - сказочников?»        

Рефлексия учебной деятельности.

Интерактивный тест «Литературные сказки»                                                                    Согласен ли ты с тем, что:  (стр.212 учебника)                                                                                                              *Лев Николаевич Толстой является автором «Алёнушкиных сказок»?                                                                                                                         *Ленивица – героиня русской народной сказки?                                                                                                                               *Одоевский написал сказку «Морозко»?                                                                                                                                                                                                     *рыбак и его жена – герои сказки о золотой рыбке?                                                                                 *произведение Гаршина «Лягушка – путешественница» - это сказка о животных?

Слайд 25 Советуем прочитать

Д.Н. Мамин- Сибиряк                                                                                                                             Сказка про Комара Комаровича.                                                                                                 Серая шейка.

В.М. Гаршин Сказки

В.Ф. Одоевский                                                                                                                           Игоша.                                                                                                                                               Необойдённый дом.                                                                                                   Серебряный рубль

 Слайд26 Оцени свою работу на уроке

1балл за каждый положительный ответ

Я знаю, что такое сказка

Я знаю какие бывают сказки

Я умею различать народные и литературные сказки

Я умею давать характеристику героям сказки

Я умею объяснять значение устойчивых выражений

Слайд 27 Итог урока.

 На уроке мы повторили  …  литературные (авторские) сказки, которые прочли.

Мы продолжим учиться …

Я узнал…

Я учился…

Меня сказки научили…

Мне сказка  подсказала…

Мне  захотелось  изменить  в себе…  

Какова работа, такова и награда.                                                            (оценка учителем работы обучающихся, групп и класса)

Слайд 28 Уроку чтения конец, а кто работал молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «П...

Конспект урока литературного чения 3 класс. Тема: "Тема урока: Н.Н. Носов «Телефон»" УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Н.Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с расска...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....