Урок чтения и развития речи в 4б классе коррекции на тему: «По Б. Никольскому «Главное Дело»»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алтухова Ольга Ивановна

На уроке дети знакомятся с творчеством Б. Никольского, его рассказом "Главное дело", рассказывающем о трудностях в профессии военного. Главная цель проведения урока - патриотическое вопитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2019_god_word.docx471.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Урок чтения и развития речи

в 4б классе коррекции

на тему:

«По Б. Никольскому

«Главное Дело»»

Подготовила:

                                                                                      Алтухова О.И.

 учитель класса коррекции

                                                                                          первой квалификационной категории

С. Любимовка

2019 г.

Тема урока: По Б. Никольскому «Главное Дело».

Цель: Совершенствование навыков чтения в процессе знакомства с новым произведением.

Задачи:

Обучающие:

 -познакомить учащихся с творчеством Б. Никольского;

 -содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух.

-расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные:

-  коррекция устной речи через выразительное чтение;

- коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);

-расширение кругозора.

Воспитывающие:

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины;
- вызвать чувство гордости за воинов Российской армии, их доблесть и мужество;

- прививать любовь к чтению.

Оборудование: учебник чтение 4 класс под редакцией С.Ю. Ильиной, А.А. Богдановой 2017 г.,презентация о творчестве Б. Никольского; грамзапись рассказа Б. Никольского «Главное Дело»; выставка книг Б. Никольского;портрет писателя; иллюстрации к рассказу.

Лексический материал: пирамидки слов, чистоговорка, словарные слова.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект: реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоционально – психологический настрой на урок

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

Артикуляционная гимнастика.

-  Начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.
Край родной, река родная,

Нет тебе ни дна, ни края.

Широка и глубока

Наша русская река.

Чтение пирамидки из слов:

Щит

Защита

Защитный

Защитник (медленно, быстро, в темпе скороговорки)

Проверка домашнего задания.

Беседа:

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? («Какое это слово?»)

- Кто автор? (Л. Кассиль.)

-Что в рассказе говорится о самолетах, которые люди увидели в небе?

- Назовите буквы, которые увидели люди.

Выборочное чтение по вопросам учителя:

- Из чего эти буквы состояли?

Нахождение в тексте и чтение предложений по заданному началу, середине и концу. (предложения записаны на доске) Работа в парах.

И каждая буква …….

………..огромная буква……

………….. какое это слово.

II. Подготовка к основному этапу.

 Объявление темы и целей урока

             Ребята, какой праздник отмечает 23 февраля наша страна? (Ответы детей)

23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества! Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы.

В этот день принято поздравлять наших дорогих мужчин – пап, дедушек, братьев, дядей. Мужчины по праву считаются защитниками нашей Родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец» и «Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу.Наверное, так получилось потому, что во все времена мужчины защищали нашу страну, т.е. наше с вами Отечество, от разных бед. Они отражали нападения врагов и строили города, охраняли границы Родины и совершали великие открытия. Нам надо стараться также быть смелыми, сильными и умными, чтобы уметь постоять за себя, за своё Отечество. А самое главное – надо крепко любить свою Родину!

           А сейчас мы с вами немножко поиграем. Игра называется: «Найди лишнее слово»

Коррекционная минутка: Найди лишнее: танк, истребитель, подводная лодка, трамвай.

- Ребята, как вы думаете, почему наш урок мы начали с беседы о праздновании Дня защитника Отечества, а в коррекционной минутке работали со словами, обозначающими название военной техники? Какой теме будет посвящено произведение, с которым мы будем работать на сегодняшнем уроке? Какие задачи нам предстоит решать? (Ответы детей)

           Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Б. Никольского «Главное Дело».         

Знакомство с творчеством Б. Никольского.

Обращение внимания детей на портрет писателя, чтение хором имени, отчества и фамилии.

Просмотр презентации, рассказ учителя.

Прослушивание рассказа в грамзаписи.

Обращается внимание детей на иллюстрацию к рассказу. Установка на первичное восприятие текста: прослушайте рассказ и ответьте на вопрос:

-Легко ли было молодому солдату на учениях?

Физкультминутка: «Ура!»
Раз, два, три, четыре (
Руки в стороны и с силой к плечам.)
Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать. (Поднимают прямые руки и скрещивают
Будем маму обнимать.
над головой.)
На носочки встанем,
(Поднимаются на носочках.)
Солнышко достанем.
До пяти считаем, (
Приседают пять раз.)

Дружно приседаем. Ура! (Кричат, подняв руки вверх.)

Работа с текстом.

Чтение рассказа «жужжащим» чтением.

Словарная работа.

Калитка –

Военные ученья –

Подняли по тревоге –

Работа с текстом.

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Упражнение “Буксир”

        Упражнение “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

Двойной размер техники чтения.

       Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения.

Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

Беседа по содержанию и отношению к прочитанному.

Выразительное чтение по цепочке. Ответы на вопросы.

- Как началась служба у молодого солдата? Почему ему было тяжело во время военных учений?

- Что произошло ночью, когда солдаты остановились в деревне?

- Почему люди несли солдатам молоко, хлеб, огурцы?

- Кем впервые почувствовал в эту ночь молодой солдат?

 - Когда вы больше волновались?

- Какова главная мысль рассказа? (Главное Дело у солдата – Быть Защитником Родины).

Закрепление знаний.

Нахождение в тексте и чтение отрывков к иллюстрациям.

Подведение итогов урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

- Какой рассказ мы прочитали?

- Как вы поняли слова «быть защитником Родины»?

- Каким должен быть хороший солдат? (Солдат должен быть сильным, смелым, ловким, добрым. Он должен много знать и много уметь.)

Чтение и объяснение пословицы: «Тяжело в ученье, легко в бою!»

-   Пройдут годы, и кто-то из мальчиков нашего класса будет служить в рядах Российской армии. К службе в Вооруженных Силах можно себя заранее подготовить: хорошо учиться, заниматься спортом, следить за своим здоровьем, изучать историю нашей Родины.

У нас в школе есть юнармейский отряд – маленькая частица Российской молодежной военно-патриотической организации «Юнармия». Вступая в ряды этой организации, ребята дают клятву всегда быть верными своему Отечеству и юнармейскому братству, соблюдать устав Юнармии, быть честными юнармейцами, следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки; всегда быть защитниками слабых, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость; стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества; чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотами и достойными гражданами России; с честью и гордостью нести высокое звание юнармейцев. Эта клятва напоминает присягу воина Российской армии. Вступив в юнармейский отряд МКОУ «Любимовская СОШ» и неся достойно звания «юнармеец», вы в будущем сможете стать настоящими Защитниками нашей Родины России.

Рефлексия.Ребята, наш урок подошел к концу. Мне очень хотелось бы узнать ваше мнение о нем: интересно ли вам было на этом уроке? Хорошо ли вы работали? Достиг ли урок цели? Понравилось вам работать с учителем? Если вам все понравилось, пошлите мне сигнал карточкой зеленого цвета. Если с чем-то вы не согласны, - карточкой желтого цвета. Если вы разочаровались в уроке, - карточкой красного цвета. Спасибо.

Информация о домашнем задании и выставлении оценок.

Выразительное чтение рассказа Б. Никольского «Главное Дело», стр. 85-87.

I:\фото О.И\DSC03730.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи . 3 класс

Урок предназначен  для учащихся  3 класса  специальной ( корекционной ) школы  VIII вида. Презентация сопровождает урок. Урок носит  коррекционно-развивающий  характер, н...

урок чтения и развития речи . 2 класс.

план-конспект урока чтения по теме"Загадки о животных". 2 класс....

Урок чтения и развития речи 1 класс

Данная разработка  содержит конспект урока и презентацию....

урок чтения и развития речи . 2 класс.

урок чтения по теме "весенние страницы". работа над новым произведением Ю.Коваю "Белое и желтое"...

Конспект урока чтения и развития речи 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»

Конспект урока чтения и развития речи для дистанционного обучения детей инвалидов, 2 класс 8 вид. К.Чуковский «Черепаха»Учебник « Чтение» 2 класс, автор С.Ю. Ильина, А. К. Аксёнова и др.Раз...

Тематическое планирование уроков чтения и развитие речи 8 класс для 8 вида

Материал включает основные требования к ЗУН по предмету...

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи. 2 класс по С. Ю. Ильиной

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи для 2 класса коррекционной школы VIII вида по учебнику "Чтение" 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII ...