Сценарий конкурсной программы "Забавы по Крылову" для начальной школы
классный час по чтению (2 класс)

В работе собран материал по творчеству И.А.Крылова для проведения внеклассного мероприятия. Дети с большим интересом читают отрывки из самых популярных басен Крылова, угадывают героев.басен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsen._zabavy_po_krylovu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий конкурсной программы "Забавы по Крылову" для начальной школы

 Леонтьева  Венера Кирилловна

учитель начальных классов МБОУ «Кугесьский лицей»


Описание работы: Материал можно использовать учителям начальных классов для проведения урока литературного чтения, внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы.

Цель: Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова, развивать внимание, память, воспитывать    любовь к литературе
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, расширить круг читаемых басен;
-развивать умение выразительно читать, пересказывать басни;
- воспитывать  нравственные качества через образы героев басен;

Подготовка: Знакомство с баснями И.А. Крылова

Оборудование и материалы : На доске наименование программы и портрет И. А. Крылова. На столе книжная выставка и выставка картин. На стенах эпиграммы из басен Крылова не связанные с литературной викториной, компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация , рисунок на плакате для рефлексии, разноцветные листья для рефлексии.

1.  .« Забавы по Крылову» - наименование программы.

            2.  « Узнай меня!» - иллюстрации из басен

            3.  « Я дорисую ваш портрет…» - рисунки с контурами зверей – Мартышка со скрипкой, Медведь с контрабасом, Осёл с альтом, Козёл со скрипкой; рисунки с недорисованными контурами.

Ход мероприятия:

Слайд 2.

А. Сурков

Мы чтим Крылова подвиг величавый,

И ум его насмешливо – лукавый,

И русский ясный слог его живой…

Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня мы пришли в гости к великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Что вы знаете об этом человеке?
(ответы детей)

(По щелчку) Приближается юбилей И. А. Крылова – 250 лет со дня рождения.

  Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 г. В г. Москве, в семье бедного дворянина. Отец - Андрей Прохорович, умер рано, поэтому маленькому Ивану уже в 10 лет пришлось подрабатывать. Мать, Марья Алексеевна, не имела возможности дать образование своему сыну, но уделяла большое внимание его самообразованию. Но стремления к образованию у Крылова было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

В 1782 году Крылов с матерью переехал в Петербург. И вскоре имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах.

В 1809 году вышла первая книга басен Крылова. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследие Крылова.

(По щелчку, далее установлено время) На первый взгляд лёгкие и простые басни писались непросто и нелегко. Он переписывал их много раз, подыскивая нужные слова, радуясь, когда строка басни начинала звучать просто, как живая речь. По черновикам Крылова видно, что только к одной басне « Кукушка и Петух» написано около двухсот строк черновых набросков, а ведь эта басня очень короткая, в ней всего 21 строка.

  За всю жизнь Крылов написал более двухсот басен.

Так как дедушка Крылов по- прежнему царствует над басенным миром – сегодня мы приглашаем вас на конкурсную программу «Забавы по Крылову».

Предлагаю создать две команды в составе не менее 4-х человек и дать название своим командам, например, « Стрекоза» и « Соловей».

За вашими успехами будут следить наше конструктивное, справедливое жюри.

 

Слайд 3. Итак, первый конкурс называется «Литературная викторина»

Предлагаю вам по цитатам определить, из какой басни представлен отрывок.

1) 1. Усильного всегда бессильный виноват.             (по щелчку) «Волк и ягнёнок»

    2. Оглянуться не успела,

        Как зима катит в глаза.                            (по щелчку) «Стрекоза и Муравей»

2) 1. Хоть видит око,

        Да зуб неймёт.                                             (по щелчку) «Лисица и Виноград»

    2. А Васька слушает да ест.                                     (по щелчку) «Кот и Повар»

Слайд 4. 

3) 1. А вы, друзья, как ни садитесь,

        Все в музыканты не годитесь!                                   (по щелчку) «Квартет»

    2. Когда в товарищах согласья нет,

  На лад их дело не пойдёт.                         (по щелчку) «Лебедь, Щука и Рак»

   

4) 1. Ты сер, а я, приятель, сед…                              (по щелчку) «Волк на псарне»

Слайд 5. 

5)  (по щелчку)

    1. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

        Да только воз и ныне там.                           (по щелчку) «Лебедь, Щука и Рак»

    2. Ты всё пела? Это дело:

        Так, пойди же, попляши»                             (по щелчку) «Стрекоза и Муравей»

Слайд 6. 

7) 1. Вот то-то мне и духу придаёт,

        Что я, совсем без драки,

        Могу попасть в большие забияки.                          (по щелчку) «Слон и Моська»

    (по щелчку)

    2. Невежда так же в ослепленье

        Бранит науки и ученье,

        И все учёные труды,

        Не чувствуя, что он вкушает их плоды.              (по щелчку) «Свинья под дубом»

Слайд 7 

8) 1.   Тут Соловей являть своё искусство стал:

        Защёлкал, засвистал

        На тысячу ладов, тянул, переливался;

        То нежно он ослабевал

        И томной вдалеке свирелью отдавался,

        То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.            (по щелчку) «Осёл и Соловей»

    (по щелчку)

   2. Смотри – ка, - говорит: - кум милый мой!

  Что это там за рожа?

  Какие у неё ужимки и прыжки!

  Я удавилась бы с тоски,

  Когда бы на неё хоть чуть была похожа.              (по щелчку) «Зеркало и Обезьяна»

           (физминутка под музыку несколько раз)

А теперь, ребята, встать
          Руки медленно поднять,
          Пальцы сжать, потом разжать,
          Руки вниз и так стоять.
          Наклонитесь вправо, влево.

 

Мы переходим к следующему конкурсу (слайд 8) «Узнай меня!».

Ваша задача: по представленным иллюстрациям, по-очереди, определить и сказать точное название басни. (Начинает команда, имеющая меньшее количество очков)

(Картинки и ответы открываются по щелчку).

  1. Скворец, 2. Белка, 3. Волк и Журавль, 4. Мартышка и очки, 5. Петух и жемчужное зёрнышко, 6. Ларчик, 7. Собачья дружба, 8. Демьянова уха.

Жюри подводит итоги по этому конкурсу и объявляет результат.

Вот и подошла незаметно наша программа к заключительному этапу: последнему четвёртому конкурсу (слайд 12. Интервал появления картинок на слайде – 2 сек (время установлено)) «Я дорисую ваш портрет…».

Ни одна детская книга не обходится без иллюстраций. В заключение конкурсной программы предлагаю вам, ребята, окунуться в мир изобразительного искусства и стать художниками - иллюстраторами.

На ваших столах лежат по два листа бумаги с недорисованными по контуру рисунками. (Контурные картинки зверей: Мартышка со скрипкой, Медведь с контрабасом, Осёл с альтом, Козёл со скрипкой - прикреплены на доске (на слайде)).  Ваша задача: пользуясь шпаргалками, дорисовать фигуры персонажей из… какой басни? Правильно « Квартет» и разукрасить их.

 Предоставляется слово нашему уважаемому жюри.

Слайд 9

Заключительное слово учителя

М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессменные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

(Слайд10)

Подведение итогов.

- И теперь давайте подведём итоги нашего конкурса и ответим на вопросы.

- Чему учат басни Крылова?

- Что вы знаете о семье Крылова?

- Какие басни Крылова вы знаете?

- Сколько книг включает в себя басенное наследие Крылова?

Рефлексия.

 – Перед вами лежат разноцветные листья. Жёлтые листья означают, что вам понравились басни, а зелёные  что вам хочется прочитать и другие басни Крылова. Выберите соответствующие листья и прикрепите на ветки дерева!

(Открываю доску, на ней – плакат с аппликацией: дерево без листьев, на ветке сидит кукушка, солнце, петух на заборе.

Ребята подходят к доске и прикрепляют на дерево желтые и зеленые листочки.)

– Я рада, что есть и зелёные листочки. А это значит, что цель наша достигнута.

Призы победителям сегодня у нас необычные. Вещь, напоминающая о герое басни. Кисть винограда, кусочек сыру, жёлудь, зеркальце, игрушечные очки.

Спасибо за игру. Я, надеюсь, вам понравились басни, и вы ещё не раз будете их перечитывать.

До свидания, до новых встреч!

Используемая литература:

И.А. Крылов в портретах, иллюстрациях, документах [текст] /сост. А.М.Гордин, под ред. А.В.Десницкого.- М.-Л.: Просвещение, 1966.- 346 [2] с.

Игры для конкурсов «Весёлые побасёнки» и «Я дорисую ваш портрет…» – авторские.