Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, познакомиться с произведением

Задачи: провести анализ произведения, развивать умения выразительного чтения; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2  классе  по теме: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Учитель: ГБОУ школа № 523 Шевчук Наталья Владимировна

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, познакомиться с произведением

Задачи: провести анализ произведения, развивать умения выразительного чтения; учить отвечать на вопросы, выделять основную мысль; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые  результаты:  

Предметные: -  определять жанр произведения и специфические особенности данного жанра, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (олицетворение), выделять особенности литературной сказки;

Метапредметные: - прогнозировать содержание произведения, работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями);

Личностные: проявлять доброту, милосердие.

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями; видеозапись мультипликационного фильма по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Ход урока:

1. Организационный момент

2.  Речевая разминка

- Прочитайте медленно. Определите жанр.

Жаба, журавль и желтый жучок

В гости к ежихе шли на лужок.

- Прочитайте медленно (с ускорением; грустно; весело; выразительно; скороговоркой).

3. Актуализация знаний

- Какие книги вы принесли на урок? Какие из них читали? Какое произведение советуете детям?

- Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знакомо оно вам?

- Определите тему урока. Чему будем учиться?

4.  Работа по теме урока

-Чтение произведения

- Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном произведении.

- Объясните слова и выражения (на доске)

РОКОВОЙ ДЕНЬ — неизбежный, в данном случае драматический для Серой Шейки. Рок (понятие греческой мифологии) означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

КЛЮЧ - вытекающий из земли источник, родник.

ПОРОСЛЬ — молодые побеги растений.

КУРЛЫКАЛИ — о журавле: издавать характерные звуки, напоминающие «курлы-курлы».

БЫВАЛЫЕ — опытные, много видавшие и испытавшие.

ПАРТИИ — группы лиц, объединяющихся с какой-нибудь целью.

КОСЯК — стая рыб, птиц.

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока:

а)  Краткий обзор биографии и творчества автора:

- Прочитайте записанное на доске имя писателя, с творчеством которого мы сегодня знакомимся, рассмотрите его портрет. (Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк (1852—1912).)

- Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)

б) Работа над текстом

- Определите жанр произведения. Назовите особенности сказки. (Сказка — вымышленные герои, волшебство, чудеса.)

- Назовите особенности рассказа. (Рассказ — реальные события, реальные герои, реальные предметы.)

-Сделайте вывод. (В сказке о животных нет пейзажных описаний, авторских переживаний, а в рассказе о природе не может быть диалогов животных.Вывод: это авторская сказка.)

- Почему, по-вашему, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

- Назовите героев сказки.

- Кто такая Серая Шейка? Расскажите о ней. Когда вам было особенно ее жалко? Найдите в тексте этот эпизод.

- Вспомните: у нее были родители? Одинаково ли родители относились к своей дочери?

(Просмотр видеофрагмента.)

- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью? (Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится и даже решается остаться с ней зимовать.)

- А Селезень? (Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке».Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше; если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.)

-  Выберите: какие черты характера присущи Утке, а какие — Селезню?

(Доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие, безразличие)

- Дайте характеристику этих героев. (Утка — самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.Селезень — эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

- С кем из них хорошо находиться рядом? Почему?

7. Рефлексия

- Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

8. Подведение итогов урока

- С творчеством какого писателя вы познакомились на уроке? Назовите его имя.

- Что вы узнали о его жизни и творчестве?

9. Домашнее задание

Прочитать «Аленушкины сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Тема: Пейзаж. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цели: -  продолжить формирование умения анализировать текстЗадачи:1. продолжить формирование умения анализировать текст2.- развитие речи.3.- воспитание...

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Урок -деловая игра по литературному чтению в 3 классе. Тема урока:"Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героя в сказке Д.Мамина - Сибиряка "Серая Шейка"...

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"" технология "Продуктивное чтение".

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"". Урок создан с использованием технологии "Продуктивное чтение". На уроке ребята знакомятся с ...

Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Данный урок второй в теме.Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения...

Тема: Д. Н. Мамина - Сибиряк «Серая Шейка»

Тип урока: изучение новой темыЦели:1. Образовательные: - знакомство со сказкой Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»; - формирование представле...

Урок литературного чтения.4 класс Тема Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Данная  разработка  поможет  коллегам  в  подготовке  и  проведении урока  литературного  чтения  в  4  классе  по  УМК  &quo...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Конспект урока по литературному чтениюТема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».Цель: Создание условий для формирования у учащихся умения характеризовать персонажей, с помощью введения приёмо...