Литературное чтение 3 класс Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
методическая разработка (3 класс)

Орлова Марина Вячеславовна

Данный урок второй в теме.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)

Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx170.87 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок анализа произведения)

Цель урока: научить приёмам работы с текстом; проанализировать характер и поступки героев произведения.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь объяснять свою точку зрения.

Развивающие: сформировать целостное восприятие всего литературного произведения и отдельных героев произведения.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о ценности человеческих качеств через восприятие художественного текста.

Планируемые результаты:
Предметные УУД: создать условия для изучения произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш», уметь анализировать рассказ.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; развивать способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности;

анализировать причины безответственного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;

переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.
Метапредметные УУД:
познавательные: извлекать необходимой информации из прочитанного текста, структурировать знания; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
регулятивные: уметь ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных правил.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: книга для чтения 3 класс, книга Д. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; изображения главных героев; карточки, таблица для тестирования; проектор, компьютер, колонки.

Ход урока:

  1. Организационное начало урока.

- Здравствуйте. Сегодня урок литературного чтения проведу я, меня зовут Марина Вячеславовна.

- Для того, чтобы урок прошёл хорошо, мы подарим друг другу улыбки.

Желаю всем приятного урока.

2. Речевая разминка.

На столах у детей карточки со стихотворением:

Улетели лебеди с севера на юг,

И теряли лебеди белый-белый пух

То ли пух лебяжий в воздухе блестит-

То ли в окна наши белый снег летит.

Владимир Приходько

1) Тренировка техники чтения

- прочитайте «жужжащим чтением»;

-прочитайте вслух, на одном дыхании;

- чтение чистоговоркой:

Юг – юг – юг - улетели лебеди с севера на юг.

Ух – ух – ух - и теряли лебеди белый пух.

Ит – ит – ит - то ли пух лебяжий в воздухе блестит.

Ит – ит – ит - то ли в окна наши белый снег летит.

2) Отработка навыков выразительного чтения

- Каким чувством автор наделил эти строки? (грусть, ожидание зимы)

-Прочитайте с грустью;  

теперь покажите, что вы очень ждёте приход зимы.

3) Упражнения для развития речи (работа в парах)

-подберите синонимы к слову «блестит» - близкие по значению: сверкает, светится, мерцает, горит.

-подберите антонимы к слову «теряли» - противоположные по значению: находили, обретали, приобретали.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте рассказ о лебеде.

Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина тела до 180 см, весят до 13 кг. В нашей стране обитают лебеди шипуны, крикуны, малые лебеди. Малый лебедь занесён в Красную книгу. Лебеди обитают по берегам пресных водоёмов.

Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царём птиц. У него белоснежное оперение. Он невыразимо прекрасен, когда плывёт по гладкой поверхности воды.

Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе лебеди быстро становятся ручными.

- Ответьте на вопросы предложениями из текста.

Какие виды лебедей живут в нашей стране?

Где обитают лебеди?

Почему лебедя называют царём птиц?

Где гнездятся лебеди?

- Как может быть связан текст с темой нашего урока?

(В произведении «Приёмыш» главный герой – лебедь).  

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.

(Мы продолжим работать с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»).

- Хорошо. В конце урока мы с вами сформулируем главную мысль произведения.

4. Актуализация знаний учащихся.

1) - Как называется произведение?

(Приёмыш.)

- Как вы понимаете смысл этого слова? Найдите значение этого слова в словаре.

(Приёмыш – это тот, кого приняли, приютили.)

- Назовите    автора произведения.

(Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.)

- К какому   жанру литературы относится произведение?

(Рассказ: повествование, небольшой объём, герои, сюжет.)

- Определите стиль данного рассказа.

(Художественный.)

- Определите тип текста рассказа.

(Повествование – можно задать вопрос «Что случилось?»).

- Определите тему произведения.

(Взаимоотношение человека и природы.)

- Кто главные герои рассказа?

(Тарас, Приёмыш, Соболько.)

5. Проверка домашнего задания.

1) - Дома вы внимательно прочитали рассказ. Сейчас вы будете работать в парах.

 Работа в парах. Установить порядок событий в произведении.

1. «Когда этот «лучший друг человека» радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина».

2. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке».

3. «Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него».

4. «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал».

 5. «Остались мы опять с Собольком одни».

6. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут. (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой.  (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться.  (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся.  (Садятся)

7. Анализ произведения.

1) Чтение детьми первой части рассказа.

- От чьего имени ведётся рассказ?

(От первого лица. От лица автора.)

- Рассмотрите схему, какие отношения сложились между героями рассказа?

                                                      Тарас

                                   Лебедь                      Соболько

(Дружба человека с животными. Дружба Приёмыша с Соболько.)

2) Работа над второй частью. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте, как лебедь оказался у старого рыбака.  Стр. 20 Тут охотники наезжали…

- Как понимаете слово сирота?

(Без родителей остался.)

- Почему старик приютил у себя лебедя?

(Ему было жаль. Он был добрый, ему присуще сострадание.)

- Какие черты характера присущи дедушке?

(Доброта, любовь, сострадание.)

- Найдите отрывок, сколько и как жил Тарас на озере. Стр. 21 Тарас жил…

- Как вы понимаете слова «Бобылём жил…»?

(Один, без семьи.)

- Что общего у старика и у лебедя?

(Они остались без семьи.)

- Почему Тарас не считал себя одиноким? Найдите в тексте слова. Стр. 21 Одному?...

- Как старик относился к природе?

(Тарас жил среди природы и она его родной дом, все животные и птицы были для него родными, он понимал их язык, любил и заботился о них, как о родных и самых близких.)

- Прочитайте, как старик описывает поведение лебедя. Стр. 22 – монолог.

- Речь одного или двух человек вы прочитали?

(Одного.)

- Вспомните, как называется речь одного человека. Стр. 25 правило.

- Как Тарас относился к Приёмышу?

(Гордился им, был доволен.)

3) Работа над третьей частью.

- Прочитайте первый абзац 3 части.  Какие изменения произошли во внешности Тараса?

(Утомлённый вид, казался дряхлым, жалким.)

- Почему он так выглядел?

(Они с Соболько опять остались одни.)

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Как по внешнему виду Тараса и Соболько можно определить их внутреннее состояние?

(Сутулый, грустный. Соболько лежит у ног хозяина и скучает.)

- Подберите синонимы к словам «жалкий, дряхлый».

(Старый, слабый, немощный, болезненный.)

- Прочитайте монолог Тараса на стр. 23. Почему Приёмыш тосковал?

(Он хотел быть с товарищами.)

- Прочитайте, почему старик боялся отпускать Приёмыша на волю.

(Он боялся за него.)

- Как вы понимаете слово исподволь? (понемногу, постепенно)

- Как вы понимаете слово особняком? (отдельно)

- Как вы понимаете слово муштруют? (тренируют)

- Прочитайте последний монолог Тараса. Стр. 24-25.

- Как лебедь отблагодарил Тараса?

(Он крикнул по-своему в последний раз.)

- Сейчас работаем в группах. Надо подобрать слова, которые характеризуют Тараса, Соболько и Приёмыша. (Карточки со словами возле каждого героя.)

(Тарас: умный, чуткий, добрый, искренний, милосердный, умеющий любить, умеющий ценить, отзывчивый.)

(Собольеко: преданный, добрый, отзывчивый, верный, умный, благодарный.)

(Приёмыш: гордый, добрый, благородный, благодарный, преданный.)

- Какие общие черты есть у всех трёх героев, которые их объединяют?

- Сейчас вы будете работать в группах, ответите на вопрос, но самое главное, необходимо объяснить свой ответ. Выступать от каждой группы будет 1 ученик.

Работа в группах.

-Как вы думаете, а что бы было правильнее?

1) подрезать птице крылья, чтобы он не погиб при перелёте, и сделать ручной птицей?

2) поступить с лебедем так, как поступил Тарас?

3) с силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

- Мог ли Тарас поступить иначе?

(Нет.)

- Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв. Но здесь была хоть какая-то надежда, что всё будет хорошо.

- Придумать конец рассказа. Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

8. Итог урока. Оценка работы на уроке.

- Какое впечатление произвел на вас прочитанный рассказ? Какие чувства вы испытывали во время чтения?

- Какая же главная мысль произведения?

(Люди должны бережно относиться к природе, любить и понимать её. Общение с природой, животными     делает человека мудрым, сильным, здоровым телом и душой.)

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не сделает зла.

- Вам понравился урок? Оцениваю работу на уроке.

9. Рефлексия.

- У вас на партах лежат бумажные лебеди чёрные и белые. Если вам понравился урок, возьмите белого лебедя, если нет – чёрного. Напишите от имени птиц обращение, пожелание к людям.

- Прикрепите своих лебедей и зачитайте своё пожелание.

10. Домашнее задание.

Стр. 25 выполнить задание № 7, 8. Нарисовать рисунок к рассказу.

https://myslide.ru/documents_4/e544410e6fe221925b8ea135a7c69e55/img34.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563c32750ed7a/img_user_file_563c32750ed7a_13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

Урок литературного чтения по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»»

На уроке дети знакомятся с рассказом Д.Н. Мамина -Сибирика "Приемыш", учатся давать характеристику героям рассказа...

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Литературное чтение по теме Д.Н.Мамин-Сибиряк "Вертел"

Цель: Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Вертел».Создание условий для формирования системы знаний: ознакомление учащихся с новым рассказом, понимать поступки героев, их эмоциональное сос...

Урок по литературному чтению по теме Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»Урок – дискуссияЦель: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.Задачи урока:Учебные: сформировать...

Технологическая карта по литературному чтению на тему : "Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу" УМК "Перспектива" 3 класс

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу» Цели деятельности учителя:закрепление изучения сказки с помощью вопросов, вы...