Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "В.П.Катаев «Сын полка»".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Меньшакова Евгения Валерьевна

Цель урока: создать условия для ознакомления с отдельными главами произведения В.П. Катаева "Сын полка".

Задачи: 
1.Совершенствовать умение анализировать художественное произведение с целью понимания содержания произведения, поступков персонажей и определения главной мысли.
2.Совершенствовать навык осознанного чтения вслух и про себя.
3.Развивать умение делать выводы на основе анализа прочитанного произведения.
4.Через содержание урока способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, чувства ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menshakova_e.v.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

(форма)

Меньшакова Евгения Валерьевна

ФИО участника конкурса

ГБОУ лицей №369 Красносельского района г.Санкт-Петербурга

Краткое название образовательной организации

УМК «Школа XXI века»

используемый УМК

Литературное чтение

учебный предмет

4 класс

класс

«Лучший урок литературы»

Тема:

Тип:

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством В.П. Катаева, с рассказами о войне.

Планируемые результаты

Предметные 

- уметь отличать жанр повети от других литературных жанров;

- определять главную мысль произведения;

- находить информацию в тексте;

- читать выразительно;

- определять тему произведения;

- определять позицию автора.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию в произведении;

- строить рассуждения;

- извлекать из текста необходимую информацию;

- анализировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;

- работать по инструкции;

- оценивать результаты своей деятельности;

- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в

соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в группе;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

- умение договариваться в совместной деятельности;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.

Личностные

- умение слушать других;

- применять правила поведения в процессе учебной деятельности;

- проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;

- уважать мнение одноклассников.

Ресурсы урока

Информационный материал: учебник “литературное чтение” 2 часть Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация к деятельности

Сегодняшний урок литературного чтения я хочу начать с минуты молчания и зажигания свечи в память о погибших.

С чем у вас ассоциируются такие два понятия как детство и война?

Откуда мы узнаём о событиях страшной войны?

Минута молчания.  

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Людмилы Голодяевской “Дети войны”.

Детство - начало жизни, радость. Война - насилие, опасность, страх. Эти два понятия несовместимы.

Из воспоминаний ветеранов ВОВ, песен, фильмов, книг.

Актуализация необходимых знаний 

Интерактивная доска

Перед вами портреты писателей и их произведения.  Соотнесите, пожалуйста. (Остаётся портрет В.П. Катаева)

О ком все эти произведения?

Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с новым произведением.

Как называется произведение? Кто его автор?

Выходят по одному и сопоставляют автора и название произведения.

А.П. Гайдар “Тимур и его команда”

А.Т.Твардовский “Рассказ танкиста”

К. Симонов “Майор привез мальчишку на лафете…”

Л.Пантелеев “Новенькая”

В. П. Катаев “Сын полка”

О детях.

В. П. Катаев “Сын полка”

Организация познавательной деятельности

Знакомство учащихся с биографией автора сопровождается фотографиями на интерактивной доске.

Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе и сказок. Он прожил долгую, интересную жизнь, почти 90 лет. Родился и вырос на Черном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть «Белеет парус одинокий». Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом. Дважды ранен. С фронта он посылал в одесские и петроградские газеты и журналы очерки о солдатской жизни, а в перерывах между боями писал рассказы.

В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Он выезжал на передовые позиции, рассказывал читателям газет «Правда» и «Красная Звезда» о военных действиях.

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, ее противоречивость… Но самая известная из них – повесть «Сын полка», написанная в 1944 году, а напечатанная впервые в феврале победного 1945 года.

К какому жанру относится произведение “Сын полка”

Что такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа?          

Кто является главным героем нашего произведения?

Сейчас я проверю как вы дома внимательно читали повесть.

Но для начала, я попрошу вас сесть парами.

На карточках, которые я вам выдам, есть описания героев. Вы должны отгадать, кто это.

  1. Костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, по прозвищу «шкелет»…До войны … был донбасским шахтером. Каменноугольная пыль так крепко въелась в его темную кожу, что она до сих пор имела синеватый оттенок.
  2. Тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк … с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове, по прозвищу Чалдон
  3. Достаточно было одного взгляда на… , на его старенькую, на исключительно опрятную, ладно пригнанную шинель с черными петлицами и золотыми пуговицами, на его твердую фуражку с лаковым ремешком, с черным околышком и прямым квадратным козырьком, несколько надвинутым на глаза, на его фляжку, аккуратно обшитую солдатским сукном, на электрический фонарик, прицепленный ко второй пуговице шинели, на его крепкие, но тонкие и во всякую погоду начищенные до глянца сапоги, чтобы понять всю добросовестность, всю точность и всю непреклонность этого человека.
  4. , понимаешь ты, как раз взялся за ракетницу. Собираюсь давать одну зеленую, чтобы наши перенесли огонь немного подалее. Как вдруг она рядом со мной хватит! Прямо-таки под самыми ногами разорвалась. Меня воздухом как шибанет! Совсем с ног сбило. Не пойму, где верх, где низ. Даже в голове на одну минуту затемнилось. Открываю глаза, а земля – вот она, тут возле самого глаза.

Проверяем.

Вы большие молодцы.

Интерактивная доска.

Скажите, пожалуйста, кто был самый главный по званию?

Прочитайте запись на доске.

Расположите армейские звания в порядке возрастания.

Старший лейтенант

Подполковник

Майор

Старший сержант

Капитан

Лейтенант

Генерал

Сержант

Рядовой

Младший сержант

Полковник

Младший лейтенант

Сейчас мы будем работать с отдельными главами повести Валентина Петровича Катаева “Сын полка”. Поговорим о Ване, его поступках и людях, которые его окружали. Составим его портрет.

Откройте учебники на стр.97, найдите и прочитайте описание знакомства разведчиков с мальчиком.

Что произошло с Ваней до встречи с разведчиками?

Есть ли в повести еще герои? Кто они?

Дайте им характеристику. Докажите словами из текста. (индивидуальная работа)

Какие взаимоотношения сложились у героев? Как относился к Ване Биденко?

Почему мальчик не хотел уезжать от разведчиков?

Что делает Ваня?

А чем тыл отличается от фронта?

Как вы думаете, могла ли в жизни произойти такая история?

Всегда ли грустно вам было читать главы повести?

Я предлагаю сейчас прочитать вам по ролям как произошла встреча с капитаном Енакиевым.  

Работа в группах

Ты мне, я тебе“

Распределитесь в группы по 5 человек и составьте 2 вопроса по содержанию текста своим соперникам.

Молодцы! Вы отлично справились с работой.

Детство -это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, опасность.

Работа с интерактивной доской.

Составление фоторобота.

Как, на ваш взгляд, должен выглядеть ребёнок войны?

Почему?

Попробуем составить его портрет.

Чем отличается ребёнок войны от ребёнка наших дней?

В военные годы больше всего досталось детям. Маленьким, слабым, беззащитным. Сколько мужества и героизма проявили они, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Во время Великой Отечественной войны погибло около 13 млн детей. Юные герои. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…Почтим память минутой молчания....

Повесть.

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Герой - юный участник войны - Ваня Солнцев и разведчики.

Работа в парах.

Проверка.

  1. Биденко
  2. Егоров
  3. Енакиев
  4. Горбунов

Садятся на свои места

Выходят по одному к доске и располагают звания в порядке возрастания.

Учащиеся читают главу, в которой описывается знакомство разведчиков с Ваней. Составляют его портрет.

Разведчики:

  • Любят детей
  • Осторожные
  • Мужественные
  • Добрые
  • Общительные
  • Способны понять и оценить хорошего человека

Биденко очень любит Ваню, как и другие разведчики.

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт.

Учащиеся высказывают своё мнение, что такое тыл и что такое фронт.

Работа в группах.

Слушание вопросов и ответов.  

Дети составляют фоторобот ребёнка войны.

Подбирают из предложенных вариантов лба, глаз, носа, щек и губ, наиболее подходящие для ребёнка войны.

Минута молчания.

Рефлексия

 В заключении мне хотелось бы привести слова Альберта Лиханова: «О войне пишут для того, чтобы не забывали ее новые люди. А еще для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней. знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. А потому стоит посмотреть в прошлое, когда не знаешь, как идти в будущее».

Благодарю вас за продуктивный урок!

Как бы вы оценили свою работу?

Карточки:

зелёного цвета - всё получилось

красного - надо поработать ещё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Ребёнок на войне"  по произведению В.П. Катаева "Сын полка"...

Приложение к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Приложение к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"...

Презентация к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"

Презентация к технологической карте урока по литературному чтению "Ребёнок на войне" по произведению В.П. Катаева "Сын полка"...