Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе"Буква Х,х и звуки [х], [х’]"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кравченко Юлия Викторовна

Этот урок - открытие новых знаний., целью которого является создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквой Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_bukva_hh.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буква Х, х и звуки [х], [х’]»

Программа: «Школа России»

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

 Класс: 1 А

УМК: учебник «Азбука», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина., М. Просвещение, 2017.

Кравченко Юлия Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 420, 1 квалификационная категория.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:
создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [x], [x’], познакомить с буквой Х,х; способствовать формированию навыков правильного чтения.

Задачи урока:

образовательная:

общеучебные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели;

логические – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи, способствовать воспитании доброты, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям.

Планируемые результаты

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Предметные УУД:

- умение определять место нового звука, твердость и мягкость звука;

- умение проводить звуко-буквенный анализ слова;

- умение читать слоги, слова, предложения с новыми буквами;

- умение делать вывод, давать оценку своей деятельности;

- работать в паре используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование урока: компьютер, проектор,  учебник, ч.2, презентация, наглядные пособия. 

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации

(1-2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

-Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим друг другу.

- Покажите с помощью смайлика своё настроение.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

-Хотите ли вы сегодня на уроке узнать что-то новое?

- Надо ли нам учиться читать?

Приветствуют друг друга и учителя.

Дети слушают учителя, включаются в активную работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

самоопределение – мотивация учения

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

(3-4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- Зачем надо учиться читать?

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

-Давайте вспомним:

- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих? твёрдые от мягких?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?

-Прочитайте девиз к нашему уроку:

Учись доброму, плохое на ум не придёт.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Повторяют и систематизируют знания

Читают высказывание, затруднение в чтении буквы х

Познавательные

(логические).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

3.

Выявление места и причины затруднения

(1-2 мин) 

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Можем ли мы прочитать этот девиз?

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя

я пока не могу прочитать этот девиз, т.к. мне встретилась незнакомая буква

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Познавательные: формулирование проблемы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

(7-8 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Каковы же задачи нашего урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Научиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Буква Х, х и звуки [х], [х’])

- Посмотрите на тему урока. Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

- Это урок повторения или открытие новых знаний?

- Что или кто поможет нам в этом?

-Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву?

Составим план работы: (записать на доске)

1.Услышать звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с буквой.

4.Место в алфавите.

5.Чтение слогов, слов, предложений.

Формулируют задачи

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы учителя

Составляют план работы совместно с учителем

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) 

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа по плану.

1. Услышать звуки нам поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

- Какие первые звуки вы слышали в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись? Можно ли с ними играть в дразнилки?

2. Давайте дадим характеристику этим звукам?

Работа в парах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г)

Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Игра «Кулачок- подушечка» (учитель называет слова, учащиеся внимательно слушают и выполняют действия. Если звук мягкий – хлопают, если твердый- топают).

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, хор, духи.

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

3. Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД.

Имена собственные и начало предложений пишутся с большой

буквы, а остальные слова – с маленькой.

Найдите в учебнике буквы Х,х.

- На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив – назови!

- На что похожа буква?

«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

- Конструируйте в парах (большую, маленькую)

4. Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха?

Загадка.

Вырыл дом подземный ловко,

Натаскал пшена в кладовку.

Вечно в сумке за щекой

Носит зернышки с собой.

Кто же он?- наверняка

Вы узнали…(хомяка)

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

Чему еще научимся на уроке?

5. Чтение слогов, слов, предложений.

-

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Дают характеристику звукам

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Учащиеся внимательно слушают и выполняют действия, определяя место звука.

Проверяют, исправляют

Отвечают на вопросы

Самооценка

Формулируют вывод

Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Учатся ориентироваться в учебнике

Отвечают на вопрос учителя, сравнивают

Выполняют действия

Отвечают на вопрос

Учащиеся рассматривают очертания букв, находят сходства с предметом (с ножницами)

Работают в парах

Находят букву в алфавите

Отгадывают загадку

Повторяют за учителем

Отвечают на вопрос учителя

Формулируют высказывают свои мысли

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самоопределение, осмысленное обучение

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. (парная работа) с. 39

- Итак, а теперь вернёмся к девизу нашего урока. Кто теперь может его прочитать?

Учись доброму, плохое на ум не придёт.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Решают типовые задания с проговариванием вслух в парах

Читают девиз

Учащиеся объясняют, как они понимают смысл высказывания, рассуждают, делают вывод

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(4-5 мин)

Самостоятельно в печатных тетрадях выполните задания.

1. Составить схемы к словам: петухи, хлопушка.

2. Самопроверка.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

8.

Этап включения в систему знаний и повторения

(7-8 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

  • ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)
  • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
  • ХЛЕБ - любая пища человека,

( продовольствие.)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными?  

( Да. У них есть общая часть, общее  значение.)

Чтение текста с. 39. Подбор заголовка.

Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…?

Рассказ учащихся:

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки.

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

-Как мы должны относиться к хлебу? Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.

- Прочитайте пословицы.

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб – обидел свет.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Отгадывают загадку.

Слушают учителя, рассуждают, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке

Дополняют предложения

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Читают текст

Отвечают на вопросы

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке (повторяют все этапы пути производства хлеба)

Отвечают на вопросы

Формулируют вывод о том, что в производство хлеба вложен труд многих людей разных профессий. Дети должны бережно относится к хлебу.

Читают пословицы

Учащиеся объясняют значение пословиц

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические – построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: самоопределение

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(2-3 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю… букву Х и её звуки х, х*

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х.

Мне понравилось…

У меня получилось…

Мне ещё надо поработать над…

Оценить смайликом настроения:

  • Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение.
  • испытывает затруднение.
  • ничего не понял, плохое настроение.

- Спасибо за урок!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Оценивают свои знания по критериям

С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке

Познавательные: рефлексия

Личностные:

нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива" по теме: "Жили-были буквы"

Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: Формирование читательской компетентности в ходе чтения и анализа произведений о буквах.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Научить анализ...