"Поэтическая тетрадь". Урок литературного чтения . 4 класс. "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Маскайкина Алёна Анатольевна

Тема урока: "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (произведения русских поэтов XIX века)".

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Произведения русских поэтов XIX века», создать условия для определения уровня усвоения материала раздела.

При подготовке к уроку частично использованы материалы .других учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_maskaykina_shk25.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного  чтения в 4 классе

УМК

«Школа России»

Тема урока

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (произведения русских поэтов XIX века).

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Произведения русских поэтов XIX века», создать условия для определения уровня усвоения материала раздела.

Задачи урока

Образовательная: научить обучающихся структурировать полученные знания; формировать навык  осознанного выразительного чтения; активизировать словарь учащихся; учить определять настроение лирического текста;  на основе элементов литературоведческого анализа текстов находить необходимые средства выразительности; расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов 19 века.

Развивающая: развивать связную речь, мышление, творческие способности; интерес к поэзии.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного через любовь к природе; любовь к книге; уважение друг к другу.

Планируемые результаты изучение темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится

- принимать учебную задачу урока и следовать инструкции учителя;

- понимать алгоритм выполнения заданий;

-называть изученные литературные произведения и их авторов;

- анализировать поэтические произведения с точки зрения использования средств художественной выразительности;, использовать интонацию;

- понимать значение слов «строфа», «строка», «ритм»;

- выразительно читать текст

Познавательные УУД:

- умение на основе анализа объектов делать выводы; анализ художественного текста;

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

- перерабатывать информацию: анализировать;

- подведение под понятие, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные УУД:

- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа учебных материалов в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, выносить необходимые коррективы);

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

- умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. 

-умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- определять под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве;  

-понимать причины успеха и неудач в собственной деятельности;

- воспитание чувства гордости за свою Родину

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс

Раздаточный рабочий и диагностический материал, презентация.

Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки обучающихся.

Межпредметные связи

Изобразительное творчество, музыка

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

1 мин.

Цель: настрой на продуктивную деятельность

Приветствует обучающихся.

Проверка готовности к нашему уроку. Приглашение к сотрудничеству.

Организация рабочего места.

Л мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Цель: осознание обучающимися потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении затруднений в деятельности

4 минут

Вводит в тему. Задаёт вопросы.

- Посмотрите на доску. Кто изображён на портрете? (Ф.И.Тютчев)

 Эпиграфом для урока могут служить слова Ф.И. Тютчева: « В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…»

- О чём говорит Тютчев?

- Ответом на этот вопрос могут стать изученные нами произведения.

Начиная работу по  разделу «Поэтическая тетрадь», мы вспоминали наши затруднения, которые возникают при встрече с поэтическими произведениями, и ставили перед собой задачи работы на уроках. Давайте вспомним.

(познакомиться с авторами поэтических произведений; уверенно соотносить название произведения и его автора; выразительно читать и понимать поэтическое произведение; находить в тексте средства художественной выразительности).

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют строки эпиграфа урока. Обсуждают тему раздела и трудности в освоении учебного материала

Л. Проявление интереса к поэзии

Р. Волевая саморегуляция,  умение определять и формулировать деятельность на уроке, целеполагание. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, своих знаний

П. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Выбор оснований и критериев для классификации объектов

К. умение аргументировать, управлять деятельностью партнёра, работать в паре

Л. Нравственное оценивание

Р. Оценка как осознание того, что усвоено, качества, уровня усвоения.

К. учёт разных мнений, умение аргументировать, оформлять свою мысль в устной речи

Постановка учебной задачи,  целей урока

Цель: организовать постановку цели урока, выработать план действий

2 мин

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

- Всему этому мы старались научиться в течение предшествующих уроков. Так, какова же цель нашего урока сегодня? (Систематизировать свои знания и оценить работу по разделу.

-Чем мы будем заниматься на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи и составляют план работы на уроке

Систематизация и закрепление знания

Цель: формирование умения осознанно применять способы действий; коррекция собственных ошибок

20 мин

  1. «Узнай поэта»

Предлагает вспомнить изученные произведения, их авторов.

 Давайте вспомним фамилии поэтов и их произведения (по биографическим фактам)

Соотнесите фамилию автора и название произведения или строки из стихотворения

Выполняют задания на карточках. Осуществляют самопроверку

Самостоятельно, по карточкам; затем,1 чел. выполняет на доске, одновременно – самопроверка, сравнить с доской.

Л. Эмоционально оценочное отношение к прочитанному

Р. Умение выполнять свои действия в соответствии с намеченным планом, коррекция

П.  Смысловое чтение,  умение находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать полученную информацию осуществлять анализ произведения, делать выводы в результате индивидуальной и совместной работы всего класса

 Подведение под понятие,

Сохранять учебные задачи

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Доказательство

К. Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух, выразительно читать текст. Согласовывать усилия по решению учебной задачи Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре, в группе

Л Умение применять правила охраны своего здоровья

  1. « Литературные исследователи»

Комментирует задания. Выслушивает и анализирует ответы детей.

Тютчев пишет: «… в ней есть язык».

-Что помогает сделать язык красивым, ярким, выразительным?

- Какие средства выразительности вы знаете?

Сейчас вам предстоит поработать с текстами произведений и найти в них средства выразительности.

Работают с текстом. Выполняют задание по нахождению в тексте эпитетов, олицетворения, сравнений. Работают в парах, осуществляя взаимопроверку.

1 ряд  Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять? / « Ещё зимы печален вид» Ф.И.Тютчев, «В синем небе плывут над полями» И.С.Никитин/

2 ряд Вспомните, что такое эпитеты. Найдите в отрывках стихотворений эпитеты. Для чего их использует автор? / «Весна! Весна!» Е.А. Баратынский,  «Листопад» И.А. Бунин/

3 ряд Найдите в отрывках стихотворений сравнения. Что такое сравнение? Как называют скрытое сравнение? Приведи примеры. / «Где сладкий шёпот …» Е.А.Баратынский , «Листопад»  И.А. Бунин /

 - Обменяйтесь местами, проверьте работу соседа по парте, обсудите свои варианты ответов, аргументируйте свой выбор.

  1. Физкультминутка

Проводит физкультминутку. При этом акцентирует внимание на понятие «ритм» 

- Вы прекрасно справились с работой. Пришло время отдохнуть. А поможет нам аудиозапись стихотворения А.А.Фета «Бабочка». Мы попытаемся изобразить ритм стихотворения движением рук. А что такое ритм?

Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Выполняют упражнение. Дают определение понятия «ритм»

  1. Ритм

Обращает внимание  на понятие «ритм». Выслушивает ответы детей, выразительное чтение стихотворения.

- В каком стихотворении автор умышленно меняет ритм стихотворения, чтобы передать смену настроения времён года? Прочитайте его.

Выразительное чтение стихотворения

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»)

  1. «Вспомни стихотворение» (иллюстрации к тексту; понятие «строфа»)

  1. Тема раздела

Знакомит с пейзажами русских художников. Предлагает подписать иллюстрации строфами из стихотворений. Акцентирует внимание на понятии «строфа». Выслушивает ответы, анализирует их.

- Вы сами почувствовали, как органично поэзия связана с музыкой. С каким ещё видом искусства  связана поэзия? Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Перед вами репродукции известных русских художников. 

- К каким стихотворениям из раздела «Поэтическая тетрадь» подходят эти картины?

Наши ребята тоже делали иллюстрации к стихотворениям. Предлагаю подписать каждый рисунок подходящими строфами стихотворений.

- И свои собственные иллюстрации и иллюстрации художников вы подписывали строфами из стихотворений. Что такое строфа? Какие бывают строфы?

Подводит обучающихся к определению общей темы раздела. Знакомит с новым произведением нового автора. Даёт промежуточную оценку деятельности на уроке.

- Мы вспомнили все произведения раздела. Вернёмся к словам Тютчева

« В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…»

- О чём  же говорит Тютчев? (О природе)

- Эту же мысль отразил в своём стихотворении Апполон Майков. С произведениями этого поэта вы встретитесь в старших классах.  Послушайте его стихотворение «Октава». Как вы понимаете название произведения?

Какую цель урока мы достигли?

(Систематизировали знания)

Работа в группах. Рассматривают пейзажи, иллюстрации. Работают с текстами. Подбирают подходящие строфы из прочитанных произведений

- Работать вы будете в группе. Вас четверо, договоритесь, какую роль будет выполнять каждый.

Из слов эпиграфа выводят общую тему раздела «Поэтическая тетрадь». Слушают стихотворение, определяют его главную мысль. Работают со словарём (по необходимости)

Самостоятельная работа и проверка

качества усвоения темы 

8-9мин

Цель: обеспечить проверку изученного учебного материала

Даёт установку на самостоятельную работу обучающихся. Координирует их работу.

- Проверим знания по разделу (выполняется тестовая работа  трёх уровней сложности).

Выполняют тестовую  работу  трёх уровней сложности: на компьютере, на бумажных носителях

Р Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
П Уметь находить ответы на вопросы

Рефлексия

3 мин

Учитель оценивает работу детей на уроке.

Наш заключительный урок по разделу «Поэтическая тетрадь» подходит к концу. Обратимся к листам оценки поставленных задач. Отметьте те пункты, с которыми вам удалось справиться. Остались ли ещё затруднения?

Дети оценивают свою деятельность на уроке в листе самооценки.

Р Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Творческое задание

Акростих

(выполняется при наличии времени)

Цель: применение способов действия, повторение и закрепление ранее изученного

5-6 мин

Объясняет, что такое «акростих». Заслушивает ответы детей. Обращает внимание на понятие «рифма»

Знакомятся с правилами сложения акростихов. Сочиняют свои акростихи.

Л. Творческое отношение к процессу выполнения задания

П. Свободная ориентация  в использовании средств выразительности речи

К. оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Домашнее задание

1 мин

Задаёт д/з по выбору учащихся.

- Дома я предлагаю вам выполнить задание на выбор: подготовить выразительное чтение любого стихотворение поэта 19 века; проиллюстрировать  стихотворение; выучить наизусть.

Записывают д/з. Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс

КТП уроков литературного чтения  УМК "Школа России" 2 класс...

Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2» в 3 классе «Школа России»

Цели:• повторить и обобщить изученный материал;• развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;• развивать творческие способности, речь, память, мышлен...