Занятие для урока внеклассного чтения по рассказу М.Пришвина "Паутинка"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Данный конспект позволит провести занятие по внеклассному чтению на темы "Природа", "Произведения М.Пришвина". Подходит для 3-4 классов начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pautinka_m.prishin.docx | 15.97 КБ |
pautinka_konspekt_uroka.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Михаил Пришвин «Этажи леса»
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.
Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.
Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.
Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.
Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернёшься, может здорово хватить тебя по голове. Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.
Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.
Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.
— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.
Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.
— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!
Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.
— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.
Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.
Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.
— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..
Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.
Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.
Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.
Михаил Пришвин «Паутинка»
Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый тёмный лес. Шёл я вперёд по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но всё-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники.
Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил своё внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо.
Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева: каждая новая лапка на ёлке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы...
Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла.
Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит.
В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шёл, то разрывал их, сам не зная того, тысячами.
Мне казалось, что у меня была такая важная цель — учиться в лесу быть его настоящим хозяином, — что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели. Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок.
Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок?
Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы.
Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул.
Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 4а
Учитель: Питьёва Яна Сергеевна
Тема урока: Тема природы в произведениях М.Пришвина на примере рассказа «Паутинка»
Тип урока: Внеклассное чтение
Цели:
- Формирование у детей основ читательской самостоятельности
- Развитие читательских интересов
- Формирование умения работать с текстом: умение видеть структуру текста, умение выявлять языковые особенности авторского текста, умение находить средства художественной выразительности
- Формирование у детей умения замечать и ценить красоту природы
- Воспитание бережного отношения к живым существам, к природе в целом
- Формирование умения понимать и чувствовать настроение автора, его отношение к тому, о чём он пишет
Ход урока
1. Вводная беседа. Объявление темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Михаила Пришвина.
Вспомните, о чём произведения этого автора?
- Сейчас мы прослушаем авторский текст, который называется «Паутинка». Слушая рассказ, подумайте, какие вопросы Вы бы хотели задать автору о том, отметьте для себя что-то интересное или непонятное я вас.
2. Слушание рассказа «Паутинка» М.Пришвина.
Дети прослушивают аудиорассказ, который читает чтец.
-Ребята, у вас появились вопросы, которые вы бы хотели задать?
(Варианты вопросов детей)
3. Работа с текстом.
- Ребята, прежде чем мы будем обсуждать данный рассказ, давайте разберём слова, которые могут быть непонятны вам. Например, слово ПРОСЕКА.
Слайд 1. Просека – узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
- Ребята, кто из вас гулял по просеке? Как легко можно определить просеку в лесу? (В этом месте идёт линия электропередач).
Слайд 2. СОСРЕДОТОЧИЛ.
- Как вы понимаете данное слово? Давайте подберём синонимы к данному глаголу. (Устремить своё внимание, обратить внимание, смотреть очень внимательно и с интересом).
Слайд 3. ПОБЕГИ-ЛАПКИ.
Слайд 4. СОРОЧКИ.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Перед вами сорочка. Это ночная рубашка, которую надевают на тело. Сегодня мы с вами узнаем, что и почему автор сравнивает с сорочками.
Работа с первым абзацем. Дети читают текст первого абзаца еще раз про себя. При работе с текстом необходимо уделить внимание синонимам «шептало», «лепетали».
Работа со вторым абзацем.
- Какое открытие сделал автор? («со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие – то мелкие огненные стрелки»).
- Как вы понимаете словосочетание «сосредоточил своё внимание»?
Работа с третьим абзацем. Третий абзац – это продолжение открытия («побеги – лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом..»).
Работа с четвертым и пятым абзацами. В пятом абзаце раскрывается смысл «стрелок» - «ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит».
Пятый абзац – диалог автора самого с собой. Открытие для себя важной мысли!
Седьмой абзац. Важное открытие и важная цель, которую поставил перед собой автор: «учиться в лесу быть его настоящим хозяином»!
Работа с абзацами до конца текста.
- Как вы понимаете значение слова «милостивый»?
- Что значит быть в лесу учеником?
- Специально ли автор разрывал паутинки?
- Как вы поняли, кто такой настоящий хозяин леса? (Тот, кто бережно, обдуманно относится к природе. Тот, кто задумывается над тем, что он делает в лесу, анализирует свои поступки. Тот, кто ищет ответы на свои вопросы.)
- Согласны ли вы с тем, что паутинки – это украшение леса?
4. Заключительная часть работы над текстом, выводы по тексту.
- Дети, прочитанный нами текст, имеет авторский стиль. Я уверена, что вы заметили особенности авторского слова, его красоту. Все произведения М. Пришвина отличаются красотой слова, автор показывает, что красота русского языка бесконечна. Данный рассказ способствует восприятию прекрасного в природе.
- Ребята, каким вы себе представляете человека, способного описать увиденную картину?
Работа над своей душой и внутренним миром, умение созерцать, чувствовать природу, замечать красивое вокруг себя – это умение интеллектуально – развитого, внимательного человека! Именно таким человеком является М.Пришвин. Своими произведениями этому он учит и нас, своих читателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова
Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...
Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"
"Твори добро на всей Земле" презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...
Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказам Эдуарда Шима
Презентация знакомит с детским писателем Эдардом шимом, разнообразием его книг. Также в ней даются вопросы, которые помогут проверить, насколько внимательно дети сами познакомились с рассказами ...
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс...