Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karimullina_otkrytyy_urok.doc88.5 КБ
Файл moy_urok_-_kopiya.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»

Технология продуктивного чтения.

2 класс, программа «Школа России»

Автор

Каримуллина Лилия Рафаэлевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №30» г.Набережные Челны.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Актуализация знаний. Формирование положительной мотивации

Речевая разминка

Ну-ка, все проверь, дружок,

Ты готов начать урок? (да)

Все на месте? (да)

Все в порядке? (да)

Ручка, книжка и тетрадь? (да)

Все ли правильно сидят? (да)

Все внимательно глядят? (да)

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!    

        У нас все получится!

Мы едим кисель черничный,          

Аппетит у нас отличный,

А усы черничные

Очень симпатичные.

-  Прочитайте про себя.

-  Прочитаем вслух медленно.

-  Начинаем читать громко и постепенно переходим на шепот.

-  Начинаем читать медленно, постепенно ускоряя темп.

-  На отработку какого звука это стихотворение?    

- Найдите рифмующиеся слова?

- Кисель какой?

- Что это черника?

- Что знаете об этой ягоде?

Проверяют организацию рабочего места.

Настраиваются на рабочий лад.

На столах у ребят – несколько листов разного цвета с текстом на обратной стороне.

[ ч ]

Черничный-отличный, черничные-симпатичные.

Кисель черничный.

Черника – это ягода.

(ответы учащихся)

Личностные:

самоопределение;
Регулятивные:
 

целеполагание;
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Работа над текстом во время чтения.

1) первичное чтение

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

2) словарная работа

3) перечитыва-ние текста

- Сегодня мы узнаем немного больше об этой ягоде. На столе у всех лежит несколько текстов. Возьмите верхний лист, прочитаем текст.

- Какие слова были вам непонятны?

- Прочитайте текст еще раз про себя и сделайте пометы.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

Черника – небольшой кустарник, растущий в хвойных и смешанных лесах. Ягоды черники круглой формы почти черного цвета и темной кисло-сладкой мякотью. Черника цветет в мае, ягоды созревают в июле и августе.

Черничный кустик растёт 300 лет. Об этом нужно помнить. Собирая ягоды черники, не выдёргивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой.

Черника – целебное растение. В её ягодах много витаминов. В медицине применяются не только ягоды, но и листья черники.

Ягоды черники очень полезны для человека. Они способствуют улучшению зрения, а также их нужно употреблять во время простуды.

В лесу ягоды черники едят медведи и глухари.

Название ягоде дано из-за её окраски, потому что они «чернят», пачкают руки.

Ребята объясняют значения слов мякоть, способствуют

Учащиеся отмечают значками на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является неожиданным, а также то, о чем хочется узнать подробно:

     !   Я это знал!

     +  Узнал новое!

     ?  Не знал, но хочу узнать!

Личностные:

самоопределение, самоконтроль;
Регулятивные:
 

целеполагание;
Коммуникатив-ные: формирование умения аргументировать свое предположение.

Инсерт (чтение с пометами)

4) работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

- Этот текст художественный или научный?  Докажите.

- Где можно встретить такой текст?

- А кто автор такого текста?

- Из предложенных на слайде ягод покажите чернику.  

- Где растет черника?    

- Когда поспевают плоды черники?

- Как нужно собирать ягоды?

- А главное достоинство черники в чем?    

- А что можно приготовить из ягод черники?    

Ребята высказывают свою точку зрения, доказывают: в тексте содержатся конкретные сведения, сообщаются важные и точные данные, используются научные слова, даются знания. Значит, текст научный.

В энциклопедиях и справочниках.

Ученый.

Черника растет в хвойных и смешанных лесах.

Черника поспевает в июле-августе.

Не выдергивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой.

В народе говорят: в доме, где едят чернику, врачу делать нечего! Ешьте чернику и другие ягоды.

 Кисель, компот, варенье, джем.

Познавательные: понимание цели чтения;
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Физкульт-минутка

- Ребята, встаньте, немного отдохнем.

Игра «Доскажи словечко»

Из черники получается черничный сок.

А из брусники –

Из ежевики –

Из облепихи –

Из клубники –  

А из моркови –

Из тыквы –

А из помидоров –

 

Я люблю малиновое варенье. Его варят из малины.

А какое варят из яблок?

Из абрикосов?

Из клубники?

Из слив?

Из земляники?  

А из черники?      

- Продолжим наш урок!              

брусничный

ежевичный

облепиховый

клубничный

морковный

тыквенный

ТОМАТНЫЙ

яблочное

абрикосовое

клубничное

сливовое

земляничное

черничное

Личностные:  самоконтроль; Познавательные: поиск фактов, верного ответа на вопрос.

4. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование будущего чтения

- Сегодня мы отправимся на охоту в лес, туда, где растет черника.

- Что возьмем с собой на охоту?

- А если на тихую охоту?

- В лес мы отправимся с героями произведения. Перед вами текст, он закрыт листом. Мы будем читать текст по цепочке, и вы по ходу чтения будете открывать его, опуская лист.

- Как называется произведение?                        

- Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Кто это Дик?        

- Тот художник, который работает над созданием иллюстраций для книги, сначала читает произведение, а затем старается изобразить героя так, как описывает его автор.

- Какой Дик, судя по иллюстрации?

- Текст называется «Дик и черника».

О чем расскажет нам автор? Как могут быть связаны собака и ягода?

- Каким по настроению будет произведение?

- После чтения мы узнаем, были мы правы или нет, смогли ли предугадать сюжет и настроение произведения.

- Итак, читаем по цепочке.

На охоту возьмем ружье.

На тихую охоту возьмем фотоаппарат, корзину, лукошко.

«Дик и черника»

Дик – это собака.

Дик – веселый, задорный, добрый пёс.

Учащиеся предугадывают предстоящее чтение, тематику и выделяют героев по названию произведения с опорой на иллюстрацию к тексту.

Ребята читают текст по цепочке по одному-два предложения, после слова «Стоп» учителем объясняют и разбирают прочитанное.

Предметные: умение работать с текстом Личностные:

самоопределение, самоконтроль;
Регулятивные:
 

целеполагание, умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
Коммуникатив-ные: формулирование собственного мнения и позиции; формирование умения аргументировать свое предположение.

5. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста

(Текст для учителя. Приложение 2)

1

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик.

- Где происходят события?

- Что это избушка?

- Какое слово из этого предложения мы не употребляем в речи?

-А как говорим?

Дик – добрый пёс, но обжора.

- Кого называют обжорой?

Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо!

- Рыбья требуха – что это?

- А это вкусно?

- А почему же Дик ест?

- Объясните выражение «набить живот».

2

Раз на болоте я нашёл черничную поляну.

- Кто герой?

- Какое время года? Почему?

- А наш герой часто ходит на тихую охоту?

Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.

- Почему наш герой не мог оторваться от черники?

- Что такое пригоршня?

- Как он это делал? Покажите

Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.

- А почему Дик заглядывает в рот?

– Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много.

- Что будет дальше? Предположите

Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.

- Каким словом можно заменить выражение «мигом убрал»? Как это сделает собака?

– Теперь сам, – сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом.

- Почему толкает в бок носом?

- А как бы вы поступили в данной ситуации?

3

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста.

- Что означает выражение «поучить уму-разуму»?

- А кто вас учит уму-разуму?

- Почему автору стыдно?

- Представили эту картину: взрослый на четвереньках? Для чего он это сделал?

- А что значит «ел ягоды прямо с куста»?

- По этому поступку нашего героя скажите, какой он?

Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали.

- Почему кустики затрещали?

- Как может закончиться сюжет?

4

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки.

- Хоть одна ягодка осталась?

 И я радовался, что не научил его   любить смородину и морошку.

- А если бы научил?

(Текст для детей. Приложение 3)

В избушке.

Небольшой домик.

Звать.

Зовут.

Того, кто много ест и все подряд.

Внутренности рыбы.

Нет. Это отходы.

Он обжора!

Быстро-быстро, много, без разбора.

Автор, мужчина.

Лето. Черника поспевает в июле-августе

Да. Слово «раз» указывает на это: в один из походов.

Очень вкусная.

Сложенные вместе в виде круглого сосуда обе  ладони или одна ладонь.

Ребята показывают пригоршню.

Он обжора! Любит поесть.

Ответы учащихся.

Слизнул, смахнул, быстро съел. Раз – и нет!

Еще хочет черники. Выражает непонимание.

Ответы учащихся.

Учить, как делать правильно.

Родители, учитель.

Встал на четвереньки.

Показал, как должна сделать собака.

Не брал в руки, ел сразу ртом.

Герой очень любит свою собаку.

Дик понял, что ему нужно делать! Стал есть чернику вместе с кустиками. Обжора! Еда!

Вряд ли. Все съел.

Съел бы и смородину, и морошку.

Личностные:  самоконтроль;

Предметные: умение работать с текстом;

Регулятивные: 

целеполагание, умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
Коммуникатив-ные: формулирование собственного мнения и позиции; формирование умения аргументировать свое предположение; владение диалогической формой коммуникации. 

6. Рефлексивная деятельность учащихся. Рабо-та с текстом после чтения.

1) определение жанра

2) работа в парах. Само-стоятельная работа учащихся

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом 

3) беседа о личности писателя

- Это научный текст или художествен-ный? Докажите

- Рассказ или сказка? Докажите

- Рассказ разделен на 4 части. Задание: в парах придумайте и запишите весёлые заголовки к частям рассказа, а потом вместе обсудим.  Записать названия нужно на листочке с текстом.

(Затем учитель записывает варианты на доске по ответам учащихся)

- Сравним с авторским вариантом:

1. Пес обжора.

2. Любопытный Дик.

3. Приучение к чернике.

4. Поедание черники.

- Подумайте и ответьте на вопрос. Писатель, автор этого рассказа, где он выступает в роли главного героя и от его имени ведется повествование, КАКОЙ ОН?   Какими качествами он обладает? Каким вам он представляется?

- Написал этот рассказ замечательный детский писатель Юрий Коваль.

Добрый, мудрый человек, обладающий тонким чувством юмора. В молодости был сельским учителем в начальной школе и учил уму-разуму деревенских ребятишек. Для них и начал писать весёлые рассказы. Герои его рассказов добрые, забавные, но всегда относящиеся друг к другу с уважением и пониманием.

С его рассказами мы будем знакомиться на последующих занятиях, и вы можете прочитать их самостоятельно.        ВЫСТАВКА КНИГ

Это художественный текст. Автор передает настроение, отношение к героям. Есть сюжет. Автор хочет вызвать чувства.

Это рассказ. Ситуация невымышленная, нет волшебных элементов.

Учащиеся работают в парах.

  1. Дик обжора.                    
  2. Дик пробует чернику.
  3. Учил Дика уму-разуму.
  4. Дик съел всю чернику.

Автор – добрый  человек, любит животных.

Личностные:  самоконтроль;

Предметные: умение работать с текстом;

Познавательные: понимание цели чтения;
Коммуникатив-ные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

7. Итоговая рефлексия

Цель: выявление и формулирова-ние основной идеи текста

- Мы прочитали рассказ Юрия Коваля «Дик и черника». О чём этот рассказ?

- Кто главные герои этого рассказа?

- Какие взаимоотношения у них?

- Чему учит рассказ?

- Какова главная мысль рассказа?

- Мы смогли предугадать сюжет и настроение произведения до его чтения по иллюстрации?

О дружбе человека и собаки.

Автор рассказа и его любимый пес Дик.

Взаимопонимание и дружба.

Рассказ учит любви, заботе о ближнем, чуткости.

Чуткое отношение к животным.

Собака – друг человека.

Да, художник, который работает над созданием иллюстраций для книги, сначала читает произведение, а затем старается изобразить героя так, как описывает его автор.

Личностные:  самоконтроль; Познавательные: понимание цели чтения;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке

8. Домашнее задание

- Итогом нашего урока будет творческое задание: сочинить небольшой рассказ-продолжение о новых приключениях Дика. Все рассказы оформим в виде книги «Приключения Дика»

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы едим кисель черничный, Аппетит у нас отличный, А усы черничные Очень симпатичные.

Слайд 2

Черника – небольшой кустарник, растущий в хвойных и смешанных лесах. Ягоды черники круглой формы почти черного цвета и темной кисло-сладкой мякотью. Черника цветет в мае, ягоды созревают в июле и августе. Черничный кустик растёт 300 лет. Об этом нужно помнить. Собирая ягоды черники, не выдёргивать их вместе с кустиком, а собирать осторожно – ягодка за ягодкой. Черника – целебное растение. В её ягодах много витаминов. В медицине применяются не только ягоды, но и листья черники. Ягоды черники очень полезны для человека. Они способствуют улучшению зрения, а также их нужно употреблять во время простуды. В лесу ягоды черники едят медведи и глухари. Название ягоде дано из-за её окраски, потому что они «чернят», пачкают руки.

Слайд 3

Чтение с пометами + Узнал новое! ? Не знаю. Хочу узнать!

Слайд 5

Черничное варенье

Слайд 6

ДИК И ЧЕРНИКА

Слайд 7

ПЛАН: 1. Пёс обжора . 2. Любопытный Дик. 3. Приучение к чернике. 4. Поедание черники.

Слайд 8

Юрий Коваль

Слайд 10

Первый помощник человека

Слайд 11

Охрана и охота

Слайд 15

Сергей Михалков Зависит от хороших рук Не зря собака тех кусает, Кто камень зря в неё бросает. Но если кто с собакой дружит, Тому собака верно служит! Но верный пёс – хороший друг Зависит от хороших рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова

Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"

"Твори добро на всей Земле"  презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказам Эдуарда Шима

Презентация  знакомит с детским писателем Эдардом шимом, разнообразием его книг. Также в ней даются вопросы, которые помогут проверить, насколько внимательно дети сами познакомились с рассказами ...

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: «Юрий Коваль «Дик и Черника»

Урок составлен на основе государственной программы по образовательной системе «Школа 2100»Публикация содержит конспект урока и презентацию к нему.Цель: Учить вслушиваться в произведение, о...

Занятие для урока внеклассного чтения по рассказу М.Пришвина "Паутинка"

Данный конспект позволит провести занятие по внеклассному чтению на темы "Природа", "Произведения М.Пришвина". Подходит для 3-4 классов начальной школы....