Читательские конференции
план-конспект по чтению

Таминдарова Линиза Мадисовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская конференция по повести Юрия Яковлева «Зимородок»

Слайд 2

Забвение – это ржавчина памяти.

Слайд 3

Ищите в себе человека: если найдете в себе хорошего, справедливого человека – жить будете интересно, с пользой.

Слайд 4

Юрий Яковлевич Яковлев 1922 – 1996 гг. Родился в городе Ленинграде. Участвовал в боях под Москвой. Был ранен. В 1952 году окончил Литературный институт им М. Горького

Слайд 5

А Воробьёв стекло не выбивал (1979) Где начинается небо (1982) Неприкосновенный запас (1983) Первые открытия (1986) Верный друг (1990)

Слайд 6

Связь поколений Человеческая память Имя человека Забвение Надежда

Слайд 7

Следопыт охотник, выслеживающий зверя по следам; Тот, кто имеет опыт в распознавании следов; Человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах.

Слайд 8

Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко – зелёная, а нос длинный и прямой, как палочка.

Слайд 9

За рыбой охотится с воздуха.

Слайд 10

Способен взлетать из-под воды.

Слайд 11

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. Сергей Иванович Серегин Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы - на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. Марат

Слайд 12

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. Седой Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук Хозяйка сторожки со станции Река

Слайд 13

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. Павлов Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира тетка Алевтина Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка - тоже с ним Петр Ильич Лукин Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья. Доктор Стройло Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! бабка с тира

Слайд 14

проблема вывод Название местности кто помогал

Слайд 15

Проследить маршрут ( пути следования) следопытов. Перечислить всех людей, которые помогали Марату и его команде.

Слайд 16

Все, что люди сделали на войне, может быльем порасти. Все зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого человека.

Слайд 17

Связь поколений Человеческая память Имя человека Забвение Надежда

Слайд 18

Забвение пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать; Утрата памяти о чем-нибудь.

Слайд 19

Правила написания синквейна: (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому слову0



Предварительный просмотр:

Читательская конференция

Тема: Ю.Яковлев «Зимородок»

Цель: формирование и развитие читательской мотивации через анализ повести Ю.Яковлева «Зимородок» (его тематику, проблематику, художественное своеобразие).

Задачи:        

1.        Познакомить с жизнью и творчеством писателя Ю.Яковлева.

2.        Учить представлять образ героя произведения, опираясь на текст (поступки, внешний вид, отношение к людям).

3.        Учить определять главную мысль произведения.

4.        Воспитание уважения к ветеранам войны, к мужеству защитников Отечества, способности сочувствовать, сопереживать.; воспитание исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины;

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки.

Формы и методы: занятие  построено по технологии критического мышления (фишбоун, синквейн) групповая, фронтальная;

Ожидаемый результат от урока:

Познавательные УУД:

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Предметные результаты:

Осознание значимости чтения для развития

Воспитание квалифицированного читателя

Метапредметные:

Смысловое чтение;

Умение организовать учебное сотрудничество;

Умение использовать речевые средства соответствии с коммуникативной задаче

Личностные:

Развитие познавательной мотивации;

Освоение социальных норм в групповой работе


Ход занятия.

  1. Вызов.

Задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

 - Мы с вами прочитали повесть Юрия Яковлева «Зимородок». Назовите тему произведения, т.е. о чем говорится в книге?

- Прочитайте название нашей читательской конференции. Оно вам знакомо?

+ Забвение – ржавчина памяти.

- Кто сказал эти слова? (доктор Стройло)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (корзина идей). Предположения детей записываю на доске.

- Что такое забвение? В конце урока мы с вами вернемся к этому слову и к высказыванию.

После работы над содержанием произведения попытаемся раскрыть смысл данного высказывания и понять смысл повести, что хотел нам сказать Юрий Яковлев.

  1. Осмысление.

Ищите в себе человека; если найдете в себе хорошего, справедливого человека - жить будете интересно, с пользой.

- Кому принадлежат эти слова? (доктор Стройло)

- Что значит быть хорошим и справедливым человеком? Кого из повести можете назвать хорошим и справедливым человеком, который прожил жизнь с пользой. (Зимородка)

- Что значит прожить жизнь с пользой?

- Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он  писал и стихи, и рассказы, и сказки.

      В своих рассказах Юрий Яковлев открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Его герои - простые ребята, мальчишки и девчонки. Они умеют прощать, сопереживать чужой беде как своей, совершают добрые, благородные поступки, почти настоящие подвиги, не ради славы и почёта, не ради похвалы, а из чувства сострадания к ближнему.

(биографию рассказывает ученик)

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты "Тревога". Потерял мать в блокадном Ленинграде.

      После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

      В прозе с 1960 года (повесть "Станция Мальчики"), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала "Фитиль", член художественного совета студии "Союзмультфильм".

      Автор сборников рассказов и повестей, сценариев игровых и анимационных фильмов.

      Лауреат Государственной премии СССР (1985).   Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами? Кто такой следопыт? Давайте значение этого слова посмотрим в словарях.

 - охотник, выслеживающий зверя по следам

- Тот, кто имеет опыт в распознавании следов

- Человек (обычно член ученического коллектива), к-рый собирает материалы о
былых исторических событиях, об исторических лицах.

- Повесть построена не совсем обычно. В чем заключается эта необычность?

- В ней 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Как вы думаете, почему автор так построил повесть?

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

- А сейчас будем работать в группах. Первое задание называется «Узнай по описанию героя»

Вам нужно сопоставить описание из текста с героем произведения.

Он был невысокого роста. С массивной головой. Всклокоченные волосы, темные, с частыми белыми нитями, с головы переходили на щеки и сливались с усами и бородой. В этой буйной растительности, закрывшей почти все лицо, поблескивали большие очки с задымленными стеклами. Голос у него был глухой, как бы доносившийся из глубины. (Сергей Иванович Серегин)

Насмешливые карие глаза в упор смотрели на учителя, а широкие скулы - на каждой по щепотке веснушек стали от улыбки еще шире. На мальчике был военный ремень, широкий, с медной пряжкой, и джинсы с изображением ковбоя на заднем кармане. Говорят, эти брюки вечные. Смотря для кого! Две заплатки свидетельствовали, что и вечным приходит срок. (Марат)

Хотя лето только приближалось, этот взрослый был уже обожжен солнцем. Лоб, скулы, впалые щеки были покрыты грубым, замешенным на ветру загаром, делавшим его похожим на краснокожего индейца, а белые волосы еще больше оттеняли загар. (Седой)

Лицо у нее было желтоватое, цвета подсолнечного масла, редкие волосы причесаны на пробор. Платок с поблекшими цветочками сполз с головы на спину и лег вокруг шеи, как пионерский галстук (хозяйка сторожки со станции Река)

На голове не было ни единого волоска. Он был лыс, как глобус. Загорелый, обветренный глобус. (Павлов)

Такая же огромная и грузная, как ее племянница из стрелкового тира (тетка Алевтина)

Живет в Одессе, на пенсии. Болеет. Жена его партизанская учителка - тоже с ним (Петр Ильич Лучин)

Длинный и худой и слегка сутулился, словно все время боялся удариться головой о притолоку. У него были наполовину седые волосы и глаза навыкате. А руки свисали, как опущенные крылья.  (доктор Стройло)

Стеклянная, деревянная, оловянная, каменная! (бабка с тира)

- Следующее задание для групп: подготовьтесь ответить на вопросы по содержанию рассказа. Для этого вы можете использовать само произведение.

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему. И мы попытаемся вспомнить путь, пройденный Зимородком.

Группа № 1

  1. Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск неизвестного им человека? (глава 3)( в тире, птица не работала – зимородок)
  2. Почему Марат обратился в музей? (глава 4) (чтобы узнать про новый мост)
  3. Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать (глава 6)? (о Зимородке там могли знать, он взорвал мост)
  4. Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете? (она оставила мальчику луч надежды)
  5. “Ему (Марату) не терпелось отвоевать у забвения ещё частичку жизни Зимородка”. О какой “частичке жизни” Зимородка узнал Марат от следователя Павлова (глава 7)?(хотели расстрелять людей)
  6. К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?(я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может остаться без имени)

Группа № 2

  1. Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? (9 глава) (там они нашли могилы 9 партизан) кого же там нет?
  2. Кто такой Пётр Ильич Лучин? (партизанский командир) Какова основная мысль его речи, произнесённой на братской могиле? (“Мы накажем своим детям помнить вас. Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину”.)
  3. Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? (11 глава) ( он хотел учиться, и в могиле его нет)
  4. “Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить!” Кому принадлежат эти слова?
  5. Что рассказал о Зимородке доктор Стойло? (13 глава)
  6. Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Найдите и прочитайте.

- Последнее задание итоговое для групп: проследить маршрут (пути следования) следопытов. Заполняете рыбий скелет. Сверху приклеиваете по порядку название местности, внизу героев, которые помогали в это время в данной местности. Но главное в скелете голова и хвост. Голова – это проблема произведения. Вы должны записать эту проблему. Хвост – это вывод, т.е. решение проблемы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

3. Рефлексия. На стадии – рефлексия  основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“...Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

- Кому принадлежат эти слова?

Чтение диалога (под звуки иволги)

"Человек очень живучее существо, - сказал Зимородок. - В него стреляют - он поднимается снова, а если не может подняться сам, то вместо него встают такие же, как он, только помоложе и посильнее".

"Как это помоложе и посильнее?" - спросил Марат.

"А очень просто: я упаду, ты встанешь на мое место. И опять живет человек, работает, борется. Важно, чтобы ты был похож на меня. Ты вообще-то веришь в чудеса?"

"Не знаю".

"Я в чудеса не верю. Я верю в надежду. Надежда - большая сила. Ты думаешь, человек идет когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идет в бой с надеждой, что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда. Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?"

"Понял", - прошептал Марат.

А теперь, люди-человечки, займемся повторением…

ЗАБВЕНИЕ – утрата памяти о чем-нибудь.

Забвение – пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать.

Написание синквейна.



Предварительный просмотр:

Читательская конференция по повести Елены Верейской «Три девочки»

Цель:

  1.  Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
  2. Познакомить ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда через произведение Елены Верейской «Три девочки».
  4. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Ход урока:

  1. Вызов.

- Начинаем нашу читательскую конференцию по повести Елены Верейской «Три девочки». Посвящается дню снятия блокады Ленинграда.

- Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»

- Не один раз эти слова встречаются в повести. Кому принадлежат эти слова? Как вы понимаете смысл этих слов? Вот мы с вами сегодня выясним, что делали, как жили, о чем думали герои нашего произведения, чтобы окружающим было тепло и весело.

- Наша конференция состоит из двух частей. В первой части будут работать две группы по содержанию повести. Вторая часть посвящается блокаде.

 - У нас будут работать две группы. Если на вопрос группы не могут дать ответ помогает зал. 1 задание для групп:

- С чего начинается повесть «Три девочки»?

- Сколько комнат было в коммунальной квартире ?А сколько семей жило в квартире?

- У кого из героев было 2 комнаты?

- Составьте кластер жителей коммунальной квартиры. Попробуйте вспомнить имена героев повести.

- Итак, вспомнили всех героев коммунальной квартиры. Осмысление.

2 задание: в тексте встречаются всякие странные слова. Вытягиваете карточку, читаете слово и объясняете значение данного слова.

Классная, разговорка, сумерничали, Вихрашка, украинский «узвар», соленая католюандо, «Медный всадник», буржуйка, жених, удостоверение члена отрада по бытовому обслуживанию трудящихся.

3 задание: вопросы

  1. - Я говорю о людях, которые вокруг вас. Не обязательно о больных, но и о здоровых, о больших и маленьких, хороших и плохих, – вот о тех самых людях, которые живут, чувствуют, радуются и страдают совсем рядом с вами. Понимаете? Кто говорит и по какому поводу?
  2. – Случается, – улыбнулась Софья Михайловна. – С каждым человеком так бывает, что вдруг какая-то самая нелепая глупость выбьет из колеи. Но тут важно не поддаться этому, не верить своему ощущению, будто все к тебе плохо относятся. Кто говорит и по какому поводу? Какой совет дает мама Наташе? ( меньше думай о себе)
  3. Поздно вечером, лежа в постели, Наташа долго думала, – как же быть с папой? Как дать ему понять, что с Катей теперь все хорошо?.. Но дать понять так, чтоб ничего-ничего не рассказывать о том, что произошло…что же произошло?

УГАДАЙТЕ КТО – КТО???

УГАДЫВАТЬ ПО ОДНОМУ РАЗУ!

Угадавший будет удостоен звания почетного члена «Соленой Католюандо»

  1. Приведите примеры героических поступков наших героев произведения. Что же они делали, чтобы людям, которые находятся рядом, было тепло и весело?

- Вопросы для зрителей

  1. Чем занимались наши герои до войны и во время войны?

Леонтий Федорович – юрист, ушел на войну

Софья Михайловна – дома помогала мужу, в госпитале

Яков Иванович – на заводе  слесарь

Анна Николаевна – медсестра

Чем занимались во время войны девочки?

  1. Какой закон помогал нашим героям на протяжении всей повести?

Выступления детей (чтение наизусть письма Наташи)

"…Папа! Помнишь, в прошлом году ты говорил мне, что я – счастливая, что дожила до двенадцати лет и ни разу не видела ни одной смерти. Ой, папа, сколько я ее вижу теперь! Я не могу забыть одного ребеночка, который погиб на пожаре. И на улице часто видишь, как человек падает и умирает. 

Да, папа, трудно нам, очень-очень трудно. Очень голодно, – ведь подвоза продуктов нет. Нет света, нет воды. Получаем 125 граммов хлеба в сутки на человека. Тотик в садик не ходит, очень ослабел. Мы приносим ему из садика его паёк – немножко супу и каши без масла. Но это так мало! 

По вечерам на улицах совсем темно, все окна завешены. А после десяти часов выходить запрещено. Мама купила нам всем большие плоские значки, вроде брошек. Они покрыты каким-то составом, который светится в темноте. Теперь все ленинградцы носят такие значки, чтобы в темноте не натыкаться друг на друга. 

Но только ты, пожалуйста, не подумай, что мы унываем, падаем духом. Нет, ты знай: мы выдержим! Все выдержим, – ведь мы знаем: вы не отдадите наш город этим проклятым фашистам. 

Знаешь, вчера вечером мы шли через Неву – я, Люся и доктор. Остановились на мосту, оглядываемся – в какую сторону ни посмотрим, всюду зарево: одно – ближе, другое дальше, и все время слышим пушечные выстрелы. А доктор и говорит: «Вот, девочки, запомните на всю жизнь, как мы своими глазами видели это огненное кольцо вокруг своего города!» 

Конечно, мы все запомним. Разве возможно это забыть?! Ну, вот видишь, – я хотела написать все по порядку, а не получилось. Ну ничего, ты только знай: выдержим! 

До свиданья, папа! До счастливого свиданья после победы! Я знаю, мой папа вернется героем!.. 

Целую тебя крепко-крепко. 

- Чье письмо прочитали? Кому оно написано?

- Дошло оно до адресата? Почему?

Звучит мелодия песни «От герое былых времен»

Ведущий 1: дню снятия блокады Ленинграда посвящается:

Ведущий 2: 8 сентября 1941 года началась 900 дневная блокада Ленинграда.

Ведущий 1: фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, та и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Ведущий 2: но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами.

Ведущий 1: а женщины рыли окопы вокруг города.

Ведущий 2: началась эвакуация мирных жителей.

Учитель: каким образом удалось эвакуировать девочек? Почему девочки согласились на эвакуацию?

Ведущий 1: фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.

Ведущий 2: город Ленинград называют музеем под открытым небом.

Учитель: как вы думаете почему? Как сохранили многие памятники, вспомните из произведения?

Ведущий 1: многие памятники решили обложить мешками с песком и обнести толстыми досками, как памятник Петру 1.

Ведущий 2: самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.

Учитель: вспомните какими продуктами питались жители коммунальной квартиры? (технический желатин)

Ведущий 1:  снабжать город приходилось довольно сложным путем. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Часто лед трескался и машины тонули.

Учитель: вспомните, что вы запомнили из повести о дороге жизни? Как здесь закон взаимовыручки работает?

Ведущий 2:вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125г. сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… кроме хлеба есть было нечего.

Ведущий 1: многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прями на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Учитель: скажите, кто из героев повести умер, что с ним случилось?

Ведущий 2: за водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Учитель: вспомните, как девочки ходили за водой?

Ведущий 1: отцы и братья ушли на фронт. Подростки тоже не сидели дома.

Учитель: чем же занимались наши девочки, и их родные?

Ведущий 2: всю зиму не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это не страшно. А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей. Фашисты и здесь просчитались.

Ведущий 1: уставшие, голодные, измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город!

Ведущий2: посмотрите на эту фотографию. Какая чистота в городе!

Ведущий 2: 18 января 1943 года была прорвана блокада. И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

Ведущий 1: а через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!

Учитель: вспомните последние сточки повести. Клятву?

Поклянемся все наши силы отдать нашему народу, нашей Родине!

- вернемся к тем словам, с которых начали нашу конференцию.

Будьте такими, чтобы людям всегда было около вас тепло и весело!»

- Можно ли сказать, что смысл повести заключается в этих словах? Почему?

Чтение стихотворения «Помните»

 



Предварительный просмотр:

Читательская конференция по повести Людмилы Никольской «Должна остаться живой»

Тема: Вкус блокадного хлеба

Цель:

  1. Вызов.

Война и детство

"...Выпускной вечер в школе, где училась Люда, был накануне войны.
В Первом медицинском институте имени Павлова, куда она поступила, заниматься довелось всего полтора месяца. Студентам объявили, что институт эвакуируется в Пятигорск. Правда, предложили два варианта: первый – можно сдать комсомольский билет и спокойно собираться в эвакуацию; второй – остаться и защищать родной город. Людмила выбрала второй вариант и была зачислена в комсомольский противопожарный полк обороны. Вскоре ее назначили командиром отделения. Вместе с подчиненными она дежурила по ночам на чердаках и крышах, несла дозорную службу, исходила пешком в ночное время вдоль и поперек практически весь Ленинград.

- Когда разбомбили Бадаевские склады, – как-то вспоминала Людмила Дмитриевна, – они долго горели, в результате чего масло, сахар, варенье вместе с землей составили сладкую массу. В это трудно поверить, но земля та по вкусу напоминала сладкий творог. Вот эту массу потом обменивали на хлеб. Появились карточки. На фронте выдавали тогда 400 граммов хлеба, нам – по 250. Хлеб был черный и липкий, как замазка, а на вкус очень кислый. Но как же он нам был дорог! Был один случай: тетка лежит больная, а я как раз пришла с дежурства. Она мне и говорит, что два дня не получала хлеб. Попросила отоварить ее карточки. Пришлось занимать очередь с четырех часов утра, а народу уже было – не протолкнешься. Стояли очень долго. Снег шел. Когда подошла моя очередь, произошел трагический случай. Передо мной хлеб получала женщина, но не успела она его в сумку положить, как коршуном налетел мальчишка лет десяти-одиннадцати и вырвал у нее этот продукт. Пацаненок впился зубами в кусок и бросился в сугроб, чтоб никто не помешал ему насытиться. Бедолага! Очередь, словно звери, на него набросилась, стали бить… Жутко было наблюдать эту картину..."

Было очень страшно, приходилось под бомбежками, которые не прекращались ни на день, дежурить на чердаках и крышах, обезвреживать зажигательные бомбы. Людмила видела, как город постепенно вымирал. Оставшиеся взрослые в основном работали на военных заводах, а их дети находились дома. Бойцы полка были закреплены за такими семьями. У Людмилы на попечении их было 14.

– Среди прочих посещала я одну семью, – вспоминает Никольская, – в которой было трое детей: старший мальчишка лет одиннадцати и две девочки помладше. Прихожу как-то, смотрю – всего два ребенка. Спрашиваю, а где Саша? Девочка и отвечает, что съели они сестренку…

А однажды, когда Людмила шла ночью с дежурства, ее схватили двое здоровенных мужиков. В это время стали пересвистываться милиционеры. У бандитов не выдержали нервы, и они бросили жертву. Людмила думает, что эти неизвестные постовые спасли ей жизнь: были случаи, когда людей воровали и пускали на мясо…

- Вот этот кусочек хлеба, черного хлеба. До чего может людей довести голод? Страшно об этом даже подумать. Людмила Никольская написала автобиографическую повесть. То, что она пережила, постаралась передать через свою книгу, нам. Почему весь этот ужас нам нужно знать?

Эпиграф: и почему одни голодают, а другие – продают. Одни воюют, а другие складами всякими заведуют. И скажите, почему это одни продают в блокадном городе продукты, а другие – умирают с голоду?

2. Осмысление

- Мы сегодня с вами постараемся ответить на этот вопрос во время конференции.

- Первый конкурс – вопросы:

- «Зачем меня будишь? Будишь и будишь. Я смотрю сны…» Вспомните сон Майи.

- У Майи возникло жуткое ощущении, словно сама война заглянула в комнату. Почему? Вспомните, что произошло?

- «А она так и не знает, как ей поступить. Очередь в булочной давно прошла, а дома ждут с хлебом.» о чем она задумалась?

- Кто такие диверсанты, и какие слухи они распространяли?

- Расскажите, как работала печка буржуйка? Еще какими способами умудрялись согреться?

- Чем заменяли чай?
- На сколько частей делила мама дневную порцию хлеба?

- Наталья Васильевна варила земляное повидло. Из чего это повидло?

- За что и как наказали Маню?

- Я прошла мимо умиравшего сына?

Второй конкурс – узнай по описанию:

- «Во дворе её называли «щукой». За вредный характер» (бабка Дуня)

- «Робкая, послушная, ей всегда не хватает уверенности. Когда у доски отвечает урок, она то и дело останавливается, голос её дрожит от волнения, и она краснеет. Но она старательная, выдержанная. (Маня)

- «Не красавица, но у неё густые русые косы и серые глаза – с выражением. Но главное – это гордая походка. Она и сдачи может дать. Её опасно презирать. (Майя)

- она шарила, отталкивая пальцами какие-то непонятные штуки. Скользкие, отвратительные

- она переливает кипяток из стакана на блюдечко и еле удерживается, чтобы не положить приготовленную ложку молока себе в рот. Кому предназначалось это молоко?

Диалог выучить

Важное отступило, потеряло свое значение, а незначительное прежде раздулось до ужасающих размеров. Война спутала все.

Жильцы коммунальной квартиры: Софья Константиновна Николаева, муж – Петр Андреевич, сыновья Сергей и Игорь – 2 комнаты, черный рояль.

Эмилия Христофоровна – латышка, говорила с акцентом. Вместо «плохо» выходило «плёхо» Её муж латыш Янис, сын Арвид – одну самую маленькую комнату.

- Сколько человек – мужчин ушло на фронт из этой коммунальной квартиры? (трое мужчин и три юноши)

- В чем Майя сильно раскаивалась?( недоеденный кусок булки с маслом выбросила в подвал)

- Какое самое настоящее поручение получила Майя и от кого? ( от Арвида, чтобы навещала его маму)

Блокадная еда: дрожжи белковые, шрот соевый, хряповые щи

3.РЕФЛЕКСИЯ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Читательская конференция по повести С.Георгиевской «Галина мама»

     «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом,                                                                                                              напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой»

- Кто догадался, какая тема нашей читательской конференции?

1 ученик:

22 июня 1941г.

 на рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2 ученик: - Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

3 ученик:  - Закончилась война победой русского народа

9 мая 1945 г.

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)

Учитель: - В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Нам сегодня предстоит ответить на вопрос:

«Что помогло русскому народу одержать победу над врагом?» (На доске запись, чтение вопроса хором)

Учитель: -  Как далеко от нас война,

                    О ней мы узнаём теперь из книг.

- Мы с вами прочитали повесть замечательной писательницы Сусанны Георгиевской «Галина мама».

- Эту повесть написала Сусанна Михайловна Георгиевская. Родилась она 1916году в Одессе. 1930 году переехала в Ленинград. 1942 году Сусанна Георгиевская, во время Великой Отечественной войны, пошла добровольцем в армию. Её зачислили матросом на Северный флот. В следующем году ей было присвоено офицерское звание. Когда боевые действия на севере окончились, она по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию, участвовавшую во взятии Берлина. Удостоена двух наград: медали «За отвагу» и ордена Отечественной войны 2-й степени. Первым же произведением Сусанны Георгиевской, появившимся в печати после войны, была повесть для детей «Галина мама».

- Нелёгкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины.

Повесть написана для детей, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести,о подвиге женщины

- Что обозначает слово «доблесть»?

+ Мужество, отвага, храбрость.

- Эта повесть невелика, в ней всего несколько страничек, и тем не менее это настоящая повесть с двумя пересекающимися сюжетными линиями: линия мамы и Гали.

- А сейчас вспомним содержание повести и ответим на вопросы.

- Кем работала Галина мама до войны?

- Где семья жила до войны? Во время войны в какой город переехали, и почему?

- Что такое эвакуация?

- Галина мама добровольно уходит в армию, куда её направляют?

- Какой приказ получает мама? (приказ быть связисткой при штабе флота)

- Однажды со срочным пакетом её посылают в боевую охрану Рыбачьего полуострова. Но смогла ли она доставить пакет по назначению?

- Что ей пришлось пережить?( в тундре под ней убили лошадь, её ранили, она отморозила руки)

- Как оказалась Галина мама в Москве?

- О ком мы сейчас с вами говорили? Какая она, Галина мама?

Любите, не обижайте, слушайтесь своих мам и бабушек, заботьтесь о них и учитесь у них уму-разуму.

Давно замечено: дети, которые трогательно любят своих матерей и бабушек, потом вырастают хорошими людьми. Помните об этом!

- Теперь вспомним о Гале. Поработаем в группах. Нужно вспомнить содержание повести по отрывкам:

<<Ну, съешь ещё немножечко! ну, за меня. Ну,за бабушку! .. >>

И мама называла её <<Мои руки>>.

<<Смело в бой, отважный танкист!>>

- Я лучше здесь похожу,, - сказала она. Уж очень я волнуюсь.

- Глядите-ка! Два моряка!

Они были в рубцах и лилово - красных пятнах, похожих на ожоги.

Внизу, в подъезде, Галя открыла коробочку. Там был орден…

Она торопилась домой, в Большой Каретный.

«Что помогло русскому народу одержать победу над врагом?»

 

мужество

верность

выносливость

терпеливость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к читательской конференции

Презентация к читательской конференции по книге А.Лиханова "Мой генерал". Урок внеклассного чтения в 4 классе....

Читательская конференция по книге А.Лиханова "Мой генерал"

Урок внеклассного чтения в 4 классе. Читательская конференция по книге А.Лиханова "Мой генерал"...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"

Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...

читательская конференция

индивидуальные проекты по русским народнвм вказкам...