Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Валерия Александровна Котова

Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Авторы – разработчики: Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Краснопёрова В.Ф.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

(Тема урока)

ФИО (полностью) Котова Валерия Александровна

Место работы

МОУ «СОШ»№5

Г.Воскресенск

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема и номер урока в теме «Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.»№6

Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века

Цель  урока: Создать условия для развития интереса к чтению малых жанров произведений фольклора; содействовать развитию умений различать их особенности, выразительно читать, приводить примеры, определять тему пословиц, объяснять их значение

Тип урока комбинированный

Модель организации УПД младших школьников

Необходимое оборудование

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Используемый ЭОР

1

Организационный момент

Мотивирование
к учебной деятельности

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Скороговорка о том, как правильно говорить.

Приветствует обучающихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

– Проверим готовность к уроку

Речевая разминка

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Читаем медленно, выговариваем каждое слово.

- О чём скороговорка?

Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.

2.

Подготовка к основному этапу занятия

Выработка умения формулировать учебную

задачу

воспроизводят по памяти загадки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, дразнилки, потешки, колыбельные песенки, заклички.

Объясняют понятие фольклор.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

 А какие ,ребята,с прошлых уроков вы помните скороговорки,рлтешки ,загадки,пословицы?

Как вы думаете ,какая тема сегодняшнего урока?

Что такое фольклор?

– Знакомо ли вам это слово?

– Фольклор – в переводе с английского языка «народная мудрость». Из века в век, из уст в уста передавались песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки.

– Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора, устным народным творчеством.

эор

3.

Основной этап.

Первичное восприятие произведения.

Систематизация знаний о малых жанрах фольклора

Развитие навыков вдумчивого чтения.

Ученик читает отрывок

О героях,о военном действии

Давайте откроем учебник на стр.30  и ближе познакомимся с произведением «Кузьма Минин…»

Почему произведение называется песней?

Обратим внимание на интерактивную доску.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения Героическая песня Определите признаки песенного жанра в данном произведении Напевность Повторы Повторение слов это определенный закон построения героических песен. При помощи повторения делается акцент внимания на определенное событие. Устаревшие слова

О чем песня?

Зачитаем историческую справку на экране.

 Кузьма Минин (конец XVIвека – 1616 год). Род его происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Сам Кузьма был нижегородским купцом. В Смутное время возглавил формирование народного ополчения. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642г.г.) Князь, военный и политический деятель, глава Второго Народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Почему народ увековечил память о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском в памятнике и песне? 

Можно ли героев песни назвать патриотами?

 ПАТРИОТ- патриотичный человек – тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины

4.

Творческий этап

Развитие творческих навыков, умения работать
с дополнительной литературой.

записывают

Купец Кузьма Захарьевич Минин по прозванью Сухорук

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский

Подберите синонимы к словам и запишите в тетрадки

Ратники – бойцы, воины

Воевода – полководец, начальник войска, военноначальник

Бранитися –  воевать, сражаться, биться

Запишите имя, отчество и фамилию каждого героя этой песни.

5.

Рефлексия

Соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;

Высказывания детей об уроке

Сегодня на уроке узнал(а)…

На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел(а)…

УПД – учебно-познавательная деятельность

ЭОР – электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ополчение Минина и Пожарского"

Презентация к классному часу "Ополчение Минина и Пожарского"...

"К.Минин и Д.Пожарский - патриоты России"

презентация  к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Патриоты России"...

Письо К.Минину и Д.Пожарскому от благодарных потомков

Работы учеников 3 класса по окружающему миру...

Презентация по краеведению Козьма Минин и Дмитрий Пожарский

Презентация "Козьма Минин и Дмитрий Пожарский - лидеры народного ополчения" может быть использована на занятии по краеведению, классных часах, внеурочной деятельности....

«Лирическая песня как жанр народной поэзии».

laquo;Лирическая песня как жанр народной поэзии»...

Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"

Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...