«Лирическая песня как жанр народной поэзии».
план-конспект по музыке
Предварительный просмотр:
конспект занятия в подготовительной группе
«Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Разработал:
Еремеенко Ольга Александровна
МБДОУ№12 "Сказка"
П.Орловский 2019
Тема: «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Цель. Формирование первичных представлений о социо- культурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления лирической песней- как жанром русской поэзии.
Закреплять умение петь напевно русскую народную песню.
2. Расширить и обогатить представления детей о русских народных песнях.
3. Развивать детское творчество, эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей любовь к русской народной песне через восприятие народного творчества., демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.
Задачи.
- познакомить детей с разнообразием русских народных лирических песен;
- формировать умение правильно двигаться под музыку, передавая её характер в движениях;
- воспитывать заботливое, уважительное, внимательное отношение к русской культуре;
Организационная информация.
На занятии дети знакомятся с русским народными песнями
Через познание у детей формируются
основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою
страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У
детей возникает потребность применять полученные знания в
повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.
1.
Доминирующая образовательная деятельность.
Художественно – эстетическое развитие согласно ФГОС ДО.
2.
Вид деятельности детей.
Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально –
художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Методическая информация.
1. Тема образовательной деятельности: «Лирическая песня »
2. Методы и приёмы реализации содержания занятия:
а) наглядные – презентация .
б) словесные – рассказ об лирической песни , чтение стихов;
в) практические – упражнения, игра, музыкально – ритмические
движения, восприятие музыки.
3. Интеграция образовательных областей.
а) социально – коммуникативное развитие – дети узнают историю
появления инструментов у русского народа;
б) познавательное развитие – ознакомление детей с лирической песней , показ иллюстраций, рассказ об истории
в) речевое развитие – расширение активного словаря – бурлаки, ямщик, ясный сокол, лебедушка
г) физическое развитие – развитие двигательной активности в танцах, в играх.
4. Возрастная группа: подготовительная
5.Планируемые результаты.
-Сформированы представления об истории возникновения лиричской песни
- отличать лирическую от хороводной
-самостоятельно менять движения в соответствии с характером
-музыки, принимает активное участие в игре.
-Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских
народных инструментах.
8. Организация среды для проведения занятия.
Презентация с тематическими слайдами , подбор лирических песен для слушания , элементы народного костюма, деревянные музыкальные инструменты( ложки, трещотки, коробочки, колотушка
Конспект занятияI. Вводная часть
Музыкальное приветствие ( 1 Минута)
Музыкально - ритмические движения ( 5 минут):
II. Основная часть:
1Слушание ( 2 минуты)
2Беседа и просмотр презентации .( 5 мин)
3Игра на ДМИ (4 минуты)
4Пение и песенное творчество.(6 минут)
5Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)
III. Заключительная часть.
Задание детям по рефлексии их деятельности.
Оценка результатов занятия.
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети входят в музыкальный зал хороводным шагом , встают в круг.( 1 мин.)
Музыкальное приветствие (1 минута)
Муз. рук.: Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Цель: Эмоциональный настрой на совместную деятельность. Валеологическая песня – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро! Улыбнись скорее».
Беседа с детьми : что такое народная песня ? ( 1 минута)
Ответ детей: Это песня , которую придумал народ.
Муз. рук.: Правильно! Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.
Я предлагаю вам отправится сегодня в увлекательное путешествие по русским народным песням под русскую народную песню " "Пойду ль я, выйду ль я "
Музыкально - ритмические движения ( 5 минут):
Мы сейчас с вами устроим соревнования : шеренга на шеренгу.
1 часть -мальчики ,( переменный шаг)
2 - Девочки ( дробный шаг)
Затем выбираются солисты, они показывают движение на одну фразу, все за ними повторяют на другую.Муз. руководитель следит за правильностью исполнения, осанкой.
Дает оценку: " Молодцы, настоящие русские молодцы и лебедушки"!
Цель:
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, |
Знакомство с особенностями русской пляски ,развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки, слышать 2 части в музыке.
Под русскую народную песню "Травушка- муравушка" дети садятся на свои места.
II. Основная часть:
Беседа ( 1 минута)
Ребята , а какие русские народные песни вы знаете? 1 мин.
Ответы детей: "
Посею лебеду на берегу", " Во саду ли в огороде", "Пошла млада за водой"
Музыкальный руководитель: Какой характер этих песен?
Ответы: веселый, задорный
Правильно, -это русские народные плясовые песни .
Слушание ( 2 минуты)
Цель: Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная)
Муз. рук.: Сейчас мы с вами послушаем песню " Ой вы ,ветры- ветерочки"
Муз. рук.: Какая эта песня по характеру?
Дети: Ласковая, нежная, плавная, протяжная, немного печальная , задумчивая .
Муз. рук.: Это лирическая русская песня. Ее исполняет девушка . В этой песни она выражает свои личные переживания. Это русская народная лирическая песня.
Презентация . Беседа и просмотр презентации .( 5 мин)
Кто герой лирической песни, кто ее исполняет?
Молодая девушка о своей любви, о замужестве.
Песня лирическая может быть скорбной и печальной.
Женшина поет о своей нелегкой судьбе.
Бурлацкие и ямщицкие, солдатские
( Беседа сопровождается слушание небольших фрагментов песен)
Игра на ДМИ (4 минуты)
Цель: закрепить умение игры на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.
Муз. рук.: Песня русская народная, до чего же хороша, Под баян и балалайку радостно поет душа.
А какие русские народные инструменты вы знаете?
Дети: Ложки, трещотки, коробочки, колотушка. … (Дети показывают и звучат инструментами)
Сейчас каждый из вас возьмет любимый инструмент, как теперь вас можно назвать?
Дети: Оркестром.
Оркестр слушается своего дирижера. Приготовились.
Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени» и дети играют на инструментах.
М.р. обращает внимание детей на правильное исполнение мелодии, ритма, слушать друг друга, правильно держать инструмент работа над ансамблем.
Музыкальный руководитель дает оценку игры детей в ансамбле.
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает посидеть отдохнуть.
Пение и песенное творчество.
1Распевка ( 2 минуты)
2 Разучивание песни ( 4 минуты)
Цель: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию
брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию( дикцию).закреплять умение петь самостлятельно , индивидуально , с музыкальным сопровождением и без него
Муз. рук.: Узнайте, мелодию какой русской народной потешки я сыграю (мелодия р. н. п. «Скок - поскок»).
Ответ детей: «Скок поскок»
Словарная работа по тексту потешки. (Дроздок, молодичка, ,пенек.)
Повторим слова «по секрету». А теперь споём по фразам (пение цепочкой по фразам). Вот ещё одно задание: Спеть попевку громко-тихо.
(распевка «Скок поскок»- 2 минуты
Муз. рук.: Почти в каждой русской народной песне рассказывается о красоте родной природы. А символом русской природы всегда была стройная берёзка. Посмотрите на эту картину. Как можно назвать берёзку?
Дети: Стройная, зелёная, белоствольная, кудрявая.
Разучивание песни: «Во поле берёза стояла».
Муз. рук.: Какая эта песня по характеру (Словарная работа: стояла, заломати пруточек, гудочек.)
Дети исполняют песню, обращаем внимание детей на слаженность исполнения, передачу веселого характера песни, петь без крика, легким звуком.
Муз. рук.: Хорошо вы поете, весело. Осталось время и для весёлой игры
Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)
Цель: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности ( пение, танцевальные движения)
Стимулировать формирование музыкальных способностей, |
мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и са- мостоятельности . |
ИГРА: Шел козел по лесу ( 2 минуты)
3.Заключительная часть.
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Муз. рук.: Какие русские лирические песни узнали ?
Ответы детей: " Ой ,вы ветры ветерочки"
"Во поле береза стояла"
Муз. рук.: Кто герой лирической песни?
Ответы детей: Девушка, крестьянка, крестьянин, бурлак, ямщик .
Муз. рук.: Как в лирической песни называют девушку, парня?
Ответы детей: Лебедушка, ясный сокол.
Муз. рук.: Наше занятие подошло к концу, мы все скажем : " До свидания "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»
1. Учить детей определять особенности жанра.2. Развивать умение определять задачу жанра.3. Расширять кругозор детей.4....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-438064-1541941326.jpg)
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-72521-1384777331.jpg)
презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"
Презентация предназначена для учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/13/picture-916281-1492102322.jpg)
Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291491-1605952243.jpg)
Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1366801-1637836147.jpg)
Тема: «Сравнение малых жанров народного творчества».
Вспомнить изученные малые жанры устного народного творчества, выявить сходство и различия схем данных жанров.Выработать критерии оценивания работы малых групп через осмысление своих знаний.Выявить тру...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1369230-1638638008.jpg)
Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"
Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожар...