Технологическая карта урока по теме: "Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бухарова Сандыгуль Бакытовна

Урок обобщения знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, их подвигах перед землей русской;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit.chteniyu.doc802.5 КБ

Предварительный просмотр:

11.09.2020г

Класс: 3 класс

Учебный предмет: Литературное чтение.

Тема урока: Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Цели и задачи: 

Обучающие обобщение знаний о легендах, героических песнях, формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения; расширение представлений учащихся о героях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, их подвигах перед землей русской; совершенствование навыков чтения; учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

Развивающие: развивать образное мышление, -расширять словарный запас учащихся, развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы;

Воспитывающие: прививать детям любовь к литературе, фольклору; приобщать к народным традициям русского народа, воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование урока: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 3класс, иллюстрации, презентация

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сравнивать жанры устного народного творчества; иметь представление о героической песне, формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать героические песни, решать учебные и практические задачи;  формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации и интонации при чтении былин. РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных героических песен; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие  литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

Прозвенел опять звонок.

Ты готов начать урок?

РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться  с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Упражнение в тренировке дыхания

Скороговорка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Речевая разминка( показ слайда)

                       Кто хочет разговаривать

                       Тот должен выговаривать

                       Всё правильно и внятно

                       Чтоб было всем понятно.

Учитель. – Читаем медленно, выговариваем каждое слово.

                  - О чём скороговорка?

Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.

Учитель.  - Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.

- Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)

- У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание) Тренировка дыхания (стоя)

  • Проверка домашнего задания: Выразительное чтение отрывка из былины.
  • Выставка рисунков.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Постановка проблемы

Отгадайте загадку:

 Кто без нот и без свирели

 Лучше всех выводит трели,

 Голосистее, нежней?

 Кто же это? ...

(Соловей)

  • Что это за птица? Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом. Он может выводить замечательные трели.
  • Кто такие разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры.
  • А что получится, если соединить два слова: соловей и разбой-

             

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

- Какая тема нашего урока?

Тема: Былинные герои. Былина

«Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Вывод: Мы с вами знаем, что ФОЛЬКЛОР –это живой цветок со множеством лепестков-жанров, которые очень разнообразны: от малых до крупных.

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

- Как вы думаете, почему его так назвали?

«Свободное письмо».

Детям даются 2-3 минуты, чтобы они записали свои предположения.

Выслушиваются ответы нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.

- У вас будет возможность проверить свои предположения во время чтения произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1. Подготовка к восприятию.
  • Что такое былины? О чем рассказывается в былинах? Кого на Руси называли богатырями?
  • Где исполнялись былины? Кто исполнял былины и как?
  • С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».)

Вводится понятие «былинный сказ».

     Былинный сказ - это изложение былины в прозе.

Словарная работа: зыбучие, гать, ремни сыромятные, тын, кафтан, дружина.

Целевая установка перед чтением.

  • Сравните образ Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Подготовка к выполнению заданий

Работа над произведением.

1.Первичное чтение.

2.Проверка восприятия.

- Что понравилось и запомнилось? Чем былинный сказ отличается от былины?

- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?

- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)

Уметь  проводить сравнение по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Физминутка

Изучение нового произведения.

  1. Повторное чтение.
  2. Анализ произведения.

- Зачем Илья Муромец отправился за реку?

- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

(Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.)

- Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

(Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.)

- Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник?

- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника.

(Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.)

- Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули».

- Что удивило Соловья-разбойника?

- На что он использовал свою силу?

- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием?

- Найдите архаизмы (устаревшие слова). Употребляем ли мы их сегодня в речи?

- Почему народ воспевает подвиги Ильи Муромца и сохраняет добрую память о нем?

- Какова главная мысль былины?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Выполнение заданий

Работа в паре.

Подготовка к пересказу. Выделение опорных слов и словосочетаний.

болота

зыбучие

настилы

дубовые

речка

широкая

лес

темный

голос

страшный и т.д.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Информация о домашнем задании

Стр. 50 - 57 - прочитать былинный сказ, приготовить краткий пересказ былины.

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке.

- Кто автор?

- Какие открытия сделали на уроке?

- О чем урок заставил задуматься?

- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по краеведению Козьма Минин и Дмитрий Пожарский

Презентация "Козьма Минин и Дмитрий Пожарский - лидеры народного ополчения" может быть использована на занятии по краеведению, классных часах, внеурочной деятельности....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа" Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Особенности героической песни как жанра фольклора.«Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Предметная программа и её автор Л.А.Ефросинина, Начальная школа XXI века...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...

Технологическая карта урока литературного чтения «Французская народная песня «Сюзон и мотылек» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежного фольклора.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с французской народной песней «Сюзон и м...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...