Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
методическая разработка (1 класс) по теме

Лебедева Татьяна Алексеевна

       План

1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Методика работы с загадками. 5. Влияние работы с загадками на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей. 6. Результаты работы. 7. Список литературы.                                                                                                                                                         В своей методической разработке я поставила следующие задачи: 1. Проанализировать особенности загадок, как фольклора малого жанра. 2. Определить влияние работы с загадками на развитие внимания, воображения,  памяти, речи у детей. 3.  Произвести анализ выполненной работы.                                                                                                                                                                      1.Особенности загадки, как малого жанра фольклора.                                                                                                                                                                                                                                                                          Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке «гадание» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадки – это особый, веселый, интересный и загадочный мир. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Но при всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное  предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Когда же появились загадки? Почему они возникли? Чтобы это узнать, надо немного заглянуть в историю. Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров устной поэзии, и начала его лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, сведений немного. Что же явилось толчком для появления первых загадок?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi_zagadki.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Влияние загадки, как жанра народного творчества,

на развитие внимания, воображения,  памяти, речи

у детей  начальных классов»

Выполнено Лебедевой Татьяной Алексеевной, воспитателем ГПД  ГБОУ СОШ№277     Кировского района  Санкт-Петербурга

План

  1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора……………………………...   3
  2. Педагогическое значение загадки……………………………………………………6
  3. Принципы отбора загадок для детей ………………………….…………………..   6
  4. Методика работы с загадками………………………………………………………. 8

5.   Влияние работы с загадками на развитие внимания, воображения,

           памяти, речи у детей………………………………………………………………..  11

       Результаты работы   ……………………..…………………………………………. 16

6.   Список литературы …………………………………………………………………..19

 В своей методической разработке я поставила следующие задачи:

1. Проанализировать особенности загадок, как фольклора малого жанра.

2. Определить влияние работы с загадками на развитие внимания, воображения,

 памяти, речи у детей.

3.  Произвести анализ выполненной работы.

1.Особенности загадки, как малого жанра фольклора.

            Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке «гадание» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадки – это особый, веселый, интересный и загадочный мир. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Но при всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное  предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Когда же появились загадки? Почему они возникли? Чтобы это узнать, надо немного заглянуть в историю. Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров устной поэзии, и начала его лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, сведений немного. Что же явилось толчком для появления первых загадок?

       Большинство ученых связывают их возникновение  с довольно распространенным явлением в жизни древних, с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в повседневной хозяйственной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох (и не только славяне) были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Следует отметить еще одну очень важную вещь. На ранней стадии развития человеческого общества загадки, так же как, впрочем, и пословицы, служили важным средством передачи сведений об окружающем мире старшим поколением младшим. Не потеряли своего значения загадки и в более позднее время, когда человек стал использовать их для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. В чем же секрет оригинальности загадок и почему они не потеряли своей актуальности до сих пор?

         Загадки - это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Не будет преувеличением сказать, что загадки - это, наверное, самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Они занимают важное место в русском фольклоре. Развивая мышление, загадка стремилась через свое  поэтическое «окошечко» познакомить человека с окружающим миром, причем, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не всегда видимы для глаза, привыкшие схватывать только внешние признаки. Еще добавим, что загадки расширяют кругозор и представления об окружающем мире, помогают активизировать  внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивают воображение, речь, любознательность, тренируют память. К счастью обращение к загадке не утратило своей актуальности и в наше время. Они привлекают внимание и поэтов. Во многих детских книжках  публикуются литературные загадки. Наверное, все знают такие строки «Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб» или о мяче «Бьют его рукою и палкою, никому его е жалко, а за что беднягу бьют? А за то, что он надут» А вот автор этих замечательных загадок С.Я. Маршак.

         Продолжая народные традиции, литературная загадка основывается на том же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание, с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи.

         И что же все-таки такое «загадка»? Главная ее особенность состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос. Отгадать загадку– значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е.  совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы расшифровки различны. От способа расшифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывавшему.

         Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка  строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам надо найти отгадку. Например, в загадке «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» - названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.

        Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Есть загадки, в которых характеристика, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон, отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета: «Рук нет, а строить умеет» (Птица). Чтобы решить подобную задачу отгадывающий должен быть хорошо знаком с этими единственными признаками, уметь выделять их, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении. Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: «свистит, а не птица, воет, а не зверь» (ветер), отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: «Красненький петушок по жердочке бежит» (Огонь). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл, отгадывающий должен сопоставить, сравнит предметы или явления их разных, часто далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

          Таким образом, в основе разных загадок лежит разный логический механизм, особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.

2. Педагогическое значение загадки.

            Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны и наверно не случайно, что этот жанр широко применялся в обучении детей великими нашими педагогами К.Д Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и полной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Итак, особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной  гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Так же развивает способность к  анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее  на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Значительная роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка - это первые образцы народной поэзии.

3. Принципы отбора загадок для детей.

          Важным требованием, предъявляемым к отбору загадок для младших школьников, является их доступность. Основа для отгадывания загадок - достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок воспитатель должен учитывать  опыт  детей. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, тем она конкретнее, проще. Наиболее просты те загадки, в которых указываются самые типичные признаки. Так, в загадках о животных наиболее типичным признаком является голос животного: «На заборе сидит, ку-ка-ре-ку» кричит» (Петух). Несмотря на свою лаконичность,  подобные загадки доступны даже маленьким детям.  Без самого яркого отличительного признака (голоса)  загадка становится сложнее: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает» (Петух). Здесь конкретно названы признаки внешнего вида, сказано, что птица «распевает песни»,  но не упомянуто, какие и как.  Приступая к отбору загадок для работы с детьми, необходимо,  прежде всего, определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристики, сложность художественного образа, язык загадки, а так же опыт ребенка, его знания.

       Тематика загадок для детей  младшего школьного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки, о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.  Детям  предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для младшего возраста. Дети  уже умеют выделять в предметах качества и свойства, сравнивать предметы между собой. Поэтому  им  предлагается  тематика загадок о домашних и диких животных, о явлениях природы, средства передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете: «Ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор» (петух) или «На спине иголки, длинные и колкие, а свернется он в клубок - нет ни головы, ни ног» (еж). Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида  и отличительные свойства предмета загадки.

       Также  рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами: «С неба падают зимою и кружатся над землею легкие, пушистые, белые …» (снежинки),

используют загадки разнообразной тематики.  Можно загадывать загадки и народные и литературные, среди которых могут быть и лаконичные и подробные: «Маленькая собачка дом стережет» (замок), «Не зверь, не птица, нос как спица» (комар).  Загадки с более сложными типами логических задач, в которых характеристика предмета  может быть дана кратко: названы один-два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения: «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык). Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении: «Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица» (жук).

            Таким образом, приступая к отбору загадок для работы с детьми, необходимо,  прежде всего,  определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристики, сложность художественного образа, язык загадки, а так же опыт ребенка, его знания.

4. Методика работы с загадками.

      Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, торопят, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения.  Следует учить сознательно, отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической  задачи, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность отгадки. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. Наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, лежат в основе работы по обучению детей умению отгадывать загадки. Эти наблюдения дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания становится как бы итогом в накоплении знаний.

Например: знания, приобретенные детьми во время наблюдения за транспортом, т.е. внешний вид, назначение характер движения помогут ребенку справиться с такими загадками, как:              Не летает, не жужжит. Жук по улице бежит.

                              И горят в глазах жука два блестящих огонька.   (Автомобиль)

      Или             Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет, людей и груз везет?   (самолет) Нужны так же знания, специально подводящие ребят к отгадыванию. Можно понаблюдать, как птица вьет гнездо, муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои жилища без рук, без инструментов.

Такой вывод является основой для отгадывания различных загадок:

«Без рук, без топоренка построена избенка» (гнездо). 

«Мужички без топоров, срубили избу без углов» (муравейник). 

«Висит сито, не руками сшито» (паутина).

Помимо таких знаний, детям нужны знания языка, особенно умение понимать переносное значение слова. Каждый признак, качество, действие, состояние имеют свое конкретное языковое обозначение, которое, как правило, отыскивает сам воспитатель. Конечно, при этом взрослый побуждает ребенка к самостоятельному выражению увиденного, поправляет его ответы, приобщая, таким образом, к литературной норме. Воспитатель учит детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, вопросами побуждать их находить свои слова и выражения для обозначения виденного «На что похоже? С чем можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом?» Наряду с наблюдениями над окружающим миром важным источником знаний является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Обогащение речи детей, понимание ими тонких значений слов во многом зависит от того, насколько широко и умело воспитатель обращается к художественной литературе.  

         Во время прогулок, экскурсий, наблюдений, на занятиях, в играх воспитатель читает детям стихи, рассказывает сказки, делая понятным метафорический смысл образных выражений. «Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!» Такие метафоры как «бегут ручьи», «лес оденется» ребенок легко запоминает. Чуткость к языку литературных произведений к образным выражениям, к слову вообще способствует общему языковому развитию детей, обогащает их речь, и в частности обеспечивает понимание иносказательного языка загадок.  Далее нужно сказать о том, что облегчает отгадывание загадок. К примеру, если на одном и том же занятии предлагаются загадки, посвященные разным темам, разным сферам труда человека, жизни природы и т.д., то дети будут поставлены в трудное положение и занятие окажется дидактически неэффективным.

         Занятия должны подчиняться тематическому подбору загадок. Это помогает ребенку быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах, повышает интерес к работе. Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу.

         Итак, чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними вязи, т.е. произвести синтез;

- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

         При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:  установить в общем виде, что нужно искать;  установить, где нужно искать;  выявить все оставшиеся признаки; объединить установленные признаки; сделать итоговый вывод.

        Приемы отгадывания загадок разнообразны, но они всегда основываются на единстве содержания и формы загадки и в каждом конкретном случае определяются ими. Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический механизм загадки и овладеть им. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал? Такие вопросы заставляют его рассуждать, объяснять, доказывать.

Способ доказательства – это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу.

     Существует два способа доказательства отгадок:

1 способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.

2 способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установление связей между ними, т.е. является рассуждением, а отгадка (вывод) - логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.

      Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической загадки. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом: «нег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?... Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. Например: «Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные ушки у зайчика и кролика, они оба пушистые, ловкие, только зайчику морковку негде взять, а кролику морковку дают».

       Таким образом, рассуждая и сопоставляя признаки между собой, устанавливаются связи, и находится вывод – отгадка. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпение. Следует учить сознательно отгадывать загадки, понимать их содержание, находить пути решения  логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

5. Влияние работы с загадками на развитие внимания,                                                  воображения, памяти, речи у детей.

 

       Для овладения речью ребенку необходимы нормально развитые умственные способности и слух, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении и полноценное речевое окружение. Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей. Рано начатые  занятия с использованием загадок  позволяют компенсировать отставание в речевом развитии, а затем способствовать предупреждению школьной неуспеваемости. Я считаю, что использование загадок  актуально в настоящее время. Загадки широко используются в общей системе образовательно-воспитательной работы: на занятиях, в трудовой и игровой деятельности детей, в быту.

     Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе: они используются как  прием, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность.  С загадки можно начать беседу о времени год. Учим детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развиваем слуховое внимание,   быстроту   мышления.

Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?», получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот,   кто  больше  отгадает  загадок  и  наберет  карточек.    

Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зима)                                               И. Воробьева                               Дел  у  меня  немало  - я   белым   одеялом  всю  землю укрываю, в  лед  реки  убираю, белю  поля,   дома, зовут  меня... (Зима)

Тает  снежок. Ожил  лужок. День  прибывает. Когда  это  бывает?  (Весна)

Я  раскрываю  почки, в  зеленые листочки. Деревья  одеваю, посевы  поливаю. Движения  полна, зовут  меня... (Весна)

Солнце  печет, Липа  цветет, Рожь   поспевает, Когда это  бывает? (Лето) 

Я соткано  из  зноя, несу  тепло  с  собою. Я   реки  согреваю, «Купайтесь!»-  приглашаю. И  любите  за это Вы  все  меня.  Я... (Лето)

Несу  я  урожаи, поля  вновь  засеваю. Птиц  к  югу  отправляю, деревья   раздеваю. Но   не  касаюсь сосен и  елочек.   Я... (Осень)

Утром   мы   во  двор   идем.  Листья   сыплются   дождем. Под   ногами   шелестят. И   летят,   летят,   летят... (Осень)

В подобных видах работы загадка вызывает интерес к предмету беседы или наблюдению и дает повод для более подробного разговора о нем. Загадки используются не только в начале и в процессе наблюдения. Их можно применять и в итоге беседы. Так, собирая грибы, ребята учатся отличать съедобные от ядовитых. Они легко отличают яркие отличительные признаки подосиновика и мухомора.

Под осинкой стоит мальчик-с-пальчик. На нем сер кафтанчик, шапка красненькая.

(Подосиновик)

А вот кто-то важный, на беленькой ножке. Он в шапочке красной, на шапке - горошки.

(Мухомор)

Возле леса на опушке, украшая темный бор. Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый...    (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята.  Тут - лисички, там – опята.  Ну а это, на полянке,  ядовитые…

 (поганки).                                                                                                                         С. Михалков

Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай, Это... (сыроежки).

Для закрепления знаний об отличительных признаков грибов загадки могут быть средством проверки и закрепления знаний.  В этом случае их уместно применять во время детской деятельности.

         Объединение текста загадки с отгадкой-картинкой, вызывает  у ребят интерес, стимулирует отгадывание, облегчает этот процесс, уточняя отгадку, подчеркивая детали, признаки предмета, явления, помогает создать образ, способствует запоминанию загадки, развивает воображение. Картинка – отгадка служит для ребенка средством самоконтроля и следовательно, помогает развивать логическое мышление.

          Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого после отгадывания загадок целесообразно предлагать детям задания на обобщение.

Например: Сердитый  недотрога  живет в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток - ни одной.   (Еж)

По снегу бежит – петляет, к  лету шубку он меняет. На снегу его не видно, волку и лисе обидно. (Заяц)                                                                                                                              

  Рыжая плутовка, хитрая, ловкая. Хвост пушистый, мех золотистый.                                  

  В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

-  Как одним словом назвать лесных обитателей (зайца, лису, ежа)?   звери;

- (дятла, сороку, сову?) птицы;

На вид, конечно, маловаты. Но все, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята – вся жизнь их связанна с трудом.  (муравьи)

Идет воин, землю роет. А сам воет. Два рога – не бык, шесть ног без копыт.  (жук)

- Как одним словом назвать муравьев, жуков?   насекомые.

Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Назови, скорей, кто я? Ну конечно      же … (швея)

- Как по-другому можно назвать тех, кто  работает с ножницами и  иголкой?  портные.

         Так с помощью наглядности расширяется кругозор ребенка, развивается его наблюдательность и образное видение мира. Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках. Загадывая загадки надо повторять  их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали и полнее выделяли признаки. Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки  и связи между ними. Необходимо давать образец и план доказательства. Чтобы менялись содержание  и способы  доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете. Это активизирует словарь детей, показывает, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений. 

    В своей работе  также использую разнообразные игры, стихи-загадки, все то, что очень нравится детям. Например:

1.  Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

Загадка:

Круглое, румяное, расту на ветке. Любят меня взрослые и  маленькие детки.   (Яблоко)

Предлагаемые   вопросы: а)  Скажите, ребята, где растут яблоки?

                                        б)  Как называет  дерево,  на котором они растут?

При повторении вопроса: «Где растут яблоки?» дается указание отвечать полным ответом.     По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».

Загадка: Под соснами, под елками бежит клубок с иголками. (Ежик)

Вопрос:   «Кто скажет,  где живет еж?»

2. Попросить ребенка подсказать словечко, подобрать рифму:

Жил да был веселый гном.                                Самый маленький гномишко

Он в лесу построил ... (дом).                                Под грибом сложил ... (домишко).

Рядом жил                                                              Самый мудрый

Поменьше гномик,                                        Гном-гномище

Под кустом он сделал ...         (домик).                 Выстроил большой ... (домище).

3. Подберите   подходящее   слово.

В  реке  большая  драка: Поссорились  два   ...   (рака).

-Где обедал,  воробей? В  зоопарке у  ...  (зверей).

Заглянула в дверь коза. Где же, где же петушок, Очень грустные ... (глаза). Золотой  наш ... (гребешок)?  Выигрывает тот,  кто даст больше правильных   ответов.

4. Игра «Добавь словечко». Взрослый сначала читает ребенку предложения,                     интонационно  выделяя  последнее  слово  в  строчке,  а  затем  при  повторном  чтении  предлагает ребенку самостоятельно их «добавить».

Я ем и ты ешь.  Я пью и ты ... (пей).  Я даю и ты ... (дай). Я стою и ты ... (стой).

Я пою и ты ... (пой). Ваня пел и Таня … (пела). Ваня ел и Таня … (ела).                                Ваня сел и Таня  … (села). Таня пела, Ваня …(пел). Таня ела, Ваня … (ел). Таня села,     Ваня  … (сел).

5. При рассматривании картины «Белки» можно начать с такой загадки:

Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

7. Послушайте  стихи.   Назовите  героев  сказок.

а) На  сметане  мешен, на  окошке  стужен.  Круглый  бок, румяный  бок, покатился…    (Колобок)

б) Бабушка девочку  очень  любила. Шапочку  красную ей  подарила. Девочка  имя   забыла  свое. А ну, подскажите  имя  ее. (Красная  Шапочка)

в) Носик   круглый,   пятачком, им   в   земле  удобно   рыться. Хвостик   маленький   крючком, вместо   туфелек   -   копытца. Трое   их   -   и  до  чего  же, братья  дружные  похожи. Отгадайте без   подсказки, кто  герои  этой  сказки?    (Три   поросенка)

г) Лечит   маленьких  детей, лечит   птичек   и   зверей. Сквозь  очки  свои   глядит добрый   доктор... (Айболит)

Результаты работы.

При отгадывании ставились вопросы:

1. - Кто (что) это?

2. - Объясни, почему ты так думаешь?

3. – Докажи, что ответ правилен.

4. – Повтори, какие слова и выражения в загадке особенно понравились и запомнились. Чем?

Имя ребенка

Возраст ребенка

Текст, загадка

Ответы детей,

объяснения,

доказательства

Слова, образные

выражения, сравнения,

выделенные детьми.

Давыдов

 Анатолий

7л.

За дымком, за свистком, братья бегают гуськом.     (Паровоз, вагоны)

1.Это гуси, гуси-то

гуськом бегают.

2.Это вагоны. Поезд  с дымом едет, а вагоны за ним.

Братья бегают

гуськом. Загадка

понравилась, загадает дома.

Домирчиев Роял

7л.

Пять чуланов, одна дверь. Чтоб не мерзнуть,

пять ребят по

чуланчикам  сидят.

(перчатки)

1. –

2. (Посмотрел картинки по теме одежда). Это перчатки – каждый пальчик в свой домик.

Понравилось слово – чуланчик. Смотрел по телевизору программу «волшебный чуланчик»

Иваничева Елена

7л.

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять.       (клубок)

1. Котенок! Мама не разрешает Пушка за хвост дергать!

2. (наглядный материал). Это клубок - кругленький, раскатывается.

Загадка понравилась целиком. Запомнила, загадает дома.

Казак

Дмитрий

7л.

Растут-зеленеют,

упадут- пожелтеют,

полежат- почернеют.

(листья)

Листья. Точно, листья. Они же осенью желтеют и падают.

Загадка понравилась целиком. Запомнил, загадает дома.

Копотилова Виктория

7л.

Что за чудо – едет дом, окна светлые кругом. Носит обувь из резины, и питается бензином.         (автобус)

Это машина. У папы большая машина на

работе. Она же есть бензин и колеса резиновые.

Едет дом,

питается бензином.

Морева

Мария

7л.

Кто болен – тому даст лекарство принять.

Тому, кто здоров, разрешит погулять.

(врач)

Доктор. У него лекарство горькое, я пробовала. А гулять я люблю, нельзя болеет!

Кто здоров, разрешит погулять.

Нематов

Комилджон

7л.

Как называются цветы, когда в руке их

держишь ты?

(букет)

Может одуванчик, а может ромашка. Что сорву, то и буду держать.

(показали картинки с цветами и с букетом). Букет. Много цветов – это букет.

Загадка понравилась целиком. Запомнил, загадает дома.

Прокофьева Надежда

7л.

Он - с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке. Он – веселая игрушка, а зовут его…..

(Петрушка)

Петрушка. Я на празднике видела Петрушку. Только у него был желтый колпак.

В сине-красном

колпаке. Он – веселая

игрушка, а зовут его Петрушка.

Рожкова

Ольга

7л.

А вот кто-то важный на беленькой ножке, он в шапочке красной, на шапке – горошки.

(мухомор)

На шапке горошки –

может волшебник?

(показали картинку гриба).

Ну, конечно же, мухомор!

Красная шапка и горошки, он ядовитый.

Он в шапочке

красной, на шапке – горошки.

Салехова

Ангелина

7л.

Сегодня все ликуют: в руках у детворы от

радости танцуют

воздушные….

(шары)

Шары. А воздушные,

потому что там воздух.

От

радости танцуют

воздушные шары.

Солиева

 Мунира

7л.

Два брата – ростом по колено. Везде гуляют, ноги защищают.

(сапоги)

Сапоги. Они закрывают ноги от снега. Можно по снегу ходить и не

холодно.

Два брата. Везде

гуляют, ноги

защищают.

Шнейдер

Елизавета

7л.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток – ни одной.

(еж)

Ежик. Он колючий, а

ниточек у него нет. Он же не шьет, а колется.

Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Анализ работы: В процессе работы с детьми выяснилось, что  дети  знают не так много загадок, как хотелось бы. Тематика этих загадок не разнообразна. Быстрее всего дети запоминают и охотнее отгадывают те загадки, ответы которых они видят в повседневной жизни, а так же загадки  с ответами на картинках, и, конечно же, игра - «Подбери подходящее слово» - дети охотно подбирают рифму.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок:

1.Дети, часто торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные. Например, загадку: «Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь» (самолет). Отгадывают так: «Снег, потому что летит» «Будильник, потому что трещит».

 «Маленький, кругленький, а за хвост не поднять?»  (клубок), а девочка ответила: «Коте-

нок!- Мама не разрешает Пушка за хвост дергать…».

2.Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (2-3), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки все же остается неучтенным и загадка неразгаданной. Например, дают неверные ответы на загадку: «Что вниз вершиной растет?» (сосулька), они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака «растет», вершина», выделены и объединены логической связью, но не замечен третий признак «вниз вершиной». «Что за чудо – едет дом, окна светлые кругом. Носит обувь из резины, и питается бензином» (автобус). Но так же могут  ответить – машина, маршрутное такси…

3. Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка его под ответ». «За дымком, за свистком, братья бегают гуськом». (Паровоз, вагоны). Но ответ прозвучал так: «Это гуси, гуси-то гуськом бегают». Для педагога требуется подготовка к работе с загадками: поиск необходимых картинок, подбор загадок индивидуально каждому ребенку с учетом  уровня его развития.  

      В рекомендациях стоит отметить работу над зоной ближнего развития, т.е. с опережением. После изучения и закрепления текущей темы необходимо подготавливать детей к  следующей теме.  Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу  доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

Вывод: Загадка имеет большое значение в развитии речи детей. У детей активизируется и обогащается словарный запас, приобретаются знания, которые обостряют наблюдательность. Загадка расширяет кругозор и представления об окружающем мире, помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает воображение,  любознательность, тренирует память. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки  помогают увидеть вторичное значение слов. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только  языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представление о материальном и духовном мире.

            Таким образом, загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь увидеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

  1.  Использованная литературы.

 1. Г.Ф. Садретдинова. М.В. Смирнова «Планирование и содержание занятий». СПб. 1997г.

 2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы». «Детство-Пресс». СПб. 2003г.

 3. Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей». «Академия развития»  Ярославль.  1998г.

  4. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»    1957г.

  5. В. Волина «Загадки  от А до Я!».

  6. Ю.Г. Илларионова «Учить детей отгадывать загадки» 1985г.

  7. Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки» 1985г

  8. В. Степанов «Веселые загадки». ЗАО «Издательский дом ОНИКС» 1999г.

  9. Г. Науменко «Золотые ключи» Москва. «Детская литература» 1981г.

 10. Е. Синицына «Умные загадки» Москва. «Лист» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема: «Сравнение жанров народного творчества.»

1.     Учить детей определять особенности жанра.2.     Развивать умение определять задачу жанра.3.     Расширять кругозор детей.4....

презентация "Обогащение речи учащихся через овладенние жанрами народного творчества"

Презентация предназначена для учителей начальных классов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка " Жанры речи. Инструкция"

Конспект урока русского языка с образцом раздаточного материала...

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. План работы по самообразованию.

Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и талантов. Через устное народное творчество ребёно...

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Речь является очень сложным психическим процессом, это так же и единственный в своем роде инструмент познания мира. Речь формируется у ребенка в процессе его развития.Каждый возрастной период развития...